Конспект НОД на прогулке в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Зима белоснежная"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Жардан Ольга Константиновна

Данный конспект поможет воспитателю в проведении интересной прогулки в зимнее время. НОД включает в себя почти все виды деятельности детей на прогулке. Все этапы связаны между собой логической нитью. Охватывается достаточно большой программный материал по теме "Зима". Ребятам было интересно. Не смотря на мороз дети не хотели возвращаться в детский сад. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект прогулки в разновозрастной группе «Малинка».

Тема: «Зима белоснежная» .  

Цель: обобщение и уточнение знаний о типичных зимних явлениях в природе.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,  «Физическое развитие».

Программное содержание:

Развивающие задачи:

  • Развивать наблюдательность, внимание:  умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями; исследовательский интерес;  умение делать простейшие  обобщения; ловкость, быстроту движений

Образовательные задачи:

  • Уточнить и конкретизировать знания детей о свойствах снега.

Речевые задачи: 

  •  Активизировать в речи детей природоведческий словарь (слова, обозначающие свойства снега, признаки зимы.
  •  Развивать умение точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли в речи; понимать прямое и переносное значение слов.
  • Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Воспитательные задачи:

  •  Воспитывать  любознательность; положительное отношение к труду;  бережное отношение к природе.

Здоровьесбережение:

  • Удовлетворение двигательной потребности дошкольников посредством подвижных игр и физкультурных упражнений.

Индивидуальная работа с детьми, испытывающими затруднения в ответах на вопросы воспитателя

Предварительная работа: наблюдения за снегопадом, снеговым покровом участка, ознакомление с некоторыми свойствами снега в исследованиях «Свойства снега», «Снежинки», «Почему нельзя есть снег?», «Снег и лёд», заучивание стихотворений: А. Фет «Мама, глянь – ка из окошка…», С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…» и др.; рисование снежинок, морозных узоров и т. п.

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Исследовательская

Опыт «Снег сохраняет тепло»,

        Игровая

 Дидактическая игра «Что это значит?»; взаимодействие с персонажем.

Речевая

Загадки, стихи, приметы, поговорки, вопросы воспитателя, поощрения, пояснения, напоминания, подсказка, опрос

Трудовая

Подсыпание снега в лунки около деревьев.

        Двигательная

Подвижные игры  «Снежная баба», «Мороз Красный нос», физические упражнения «Мы быстрые и ловкие»

Логика образовательной деятельности

   

Части НОД

Методы и приёмы

Содержание НОД

В

в

о

д

н

а

я

ч

а

с

т

ь

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

О

с

н

о

в

н

а

я

ч

а

с

т

ь

Зак

лю

чи

тель

ная

часть

Художественное

слово

Фронтальный опрос

Напоминание

Беседа

Вопросы

воспитателя

Художественное

слово

Напоминание

Вопросы

воспитателя

Беседа

Напоминание

Похвала

Художественное

слово

Исследование

Пояснения

Похвала

Персонаж

Игровая

мотивация

Художественное

слово

Фольклор

Объяснение

Обсуждение

Игровая

мотивация

Показ образца

действий

Персонаж

Игровая

мотивация

Объяснение

Похвала

Игровая

мотивация

Вопросы

воспитателя

Обсуждение

Похвала

  Дети встают в полукруг напротив воспитателя.

В.   Тройка, тройка прилетела.
      Скакуны в той тройке белы.
      А в санях сидит царица –
      Белокожа, светлолица.
      Как махнула рукавом –
      Все покрыла серебром
В.:  как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке? Почему зиму называют царицей? Как вы думаете, подходят ли зиме определения “белокожа”, “светлолица”? Почему? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
Дети: это зимние месяцы.
В.: вспомните их названия. Да, зима царица трех месяцев – декабря, января и февраля. Каждый день то метель, то мороз, то инеем деревья украсятся, то снег на деревьях повиснет.  

- Ребята,  вы  зиму  любите?  (о. д.)

- А  за  что? (о. д.) 

- Я думаю, вы заметили, что самые интересные игры  связаны со снегом. Снег – основной признак зимы.

Дети читают стихи:

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

                         Снег  на  крыше, на  крылечке,

                          Солнце в небе голубом.

                          В нашем доме топят печки,

                          В небо дым идёт столбом.

Тихо падают снежинки,

Лёгкий ветер гонит их.

То построит хороводы,

То, как в вальсе, закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

        Ниже опускаются,        

        Собрались в комок пушистый,

                       На ветру качаются…

Как на тоненький ледок

Выпал тоненький снежок.

Ах ты, зимушка – зима,

Белоснежная пришла!

                   Снежок порхает, кружится,

                   На улице бело

                   И превратились лужицы

                   В прозрачное стекло

 - Ребята, а что такое снег?  (Много снежинок)

Какого цвета снежинки? (Прозрачные). На что они похожи?  (На звёздочки). Что произойдет, если подышать на снежинку, пойманную на варежку? (Она расстает). Где быстрее тает снег – на варежке или на ладони?  (На ладони). Отчего получается снежная пыль? (Холодный ветер ломает снежинки, пыль – это льдинки – лучики). Где, как и почему образуются снежинки? (В облаках)  Почему хрустит снег? (Ломаются лучики). Какой он на ощупь? (Может быть колкий, может быть мягкий, пушистый). Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить? Почему? (Дети отвечают)

Ребёнок: Белая, узорная звёздочка – малютка,

                 Ты слети мне на руку, посиди минутку.

         Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

         Села и расстаяла на моей ладошке.

 - Какое доброе, красивое стихотворение прочитал Никита.

   Снежинки летают, кружатся
  И тихо на землю ложатся.
  Упав, они засыпают,
  И землю собой закрывают.

 - Снег часто сравнивают с одеялом. Почему?  (Снег укрывает от мороза корни растений, травку, норки животных, озимь на полях).

 - Сейчас мы с вами проведём исследование, которое называется «Снег сохраняет тепло»

Исследование: две закрытые баночки с водой. Одну оставляют на поверхности, а другую закапывают в снег. Через некоторое время проверяют, в которой из баночек вода замёрзла  быстрее. Дети анализируют, делают вывод.

Труд на участке.

 - Вода замёрзнет не сразу, через некоторое время. А сейчас давайте присыпем лунку вяза снегом, чтобы корням не было холодно. До дерева тропинки нет. Снег затвердел, прокопать трудно и долго, а можно ли без лопат тропинку сделать? Как?  (Протоптать).  (Дети берут лопатки, встают друг за другом и топающим шагом идут к дереву. Забрасывают пустую лунку снегом).

 - Вот какие молодцы, на славу потрудились. Теперь корни вяза не замёрзнут.  (Дети возвращаются, ставят лопатки).

Выходит  грустный  Снеговик  

Снеговик  (вздыхая)  - Здравствуйте!

 Обидно  мне.         Ребята  меня  слепили и ушли, не стали со мной играть.

 - Снеговик, иди к нам, мы тебя развеселим.

    Игра «Снежная  баба»

    Дети  встают  в  круг. В  центре  - Снеговик.

     Мы  слепили  это  чудо  в  пять  минут (имитируют  лепку «снежков»)

        Как  зовут  такое  чудо, как  зовут?      

(пожимают  плечами)

        Как  зовут? – Снежная  баба!

        К  снежной  бабе  подойдем,

        Снежной  бабе   низкий- низкий  наш  поклон. (Кланяюся)

        Мы  над  бабой  посмеемся: ха-ха-ха!  

(Расширяют круг, отходят назад от бабы и показывают на неё рукой)

        Хороша  ты,  наша  баба,  хороша! (Качают  головой)

        Раз, два, три! Нас  ты, баба, догони!

(Дети  3  раза  хлопают  в  ладоши произнося  слова  и  убегают  от  снежной  бабы).

 - Снеговик, а ты знаешь зимние поговорки, пословицы, приметы?  (Нет)

Поговорки, пословицы, приметы:

«Зима лодыря морозит»,  «Зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко», «Береги нос в большой мороз», «Иней на деревьях - к морозу, туман – к оттепели», «Лето собирает – а зима поедает».

 - Сегодня, я вас познакомлю с новой приметой, и мы её сами проверим: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето; коли же остаётся промежуток – урожайное. (Дети вместе с воспитателем подходят к забору и смотрят, как лёг снег). Вывод: между забором и снегом остаётся промежуток – лето должно быть урожайное. Запомните эту примету.

 - Снеговик, а ты заметил, какие ребята наши ловкие и быстрые. Потому что любят физкультуру и много упражняются и соревнуются.  Мы тебе покажем

     Упражнение «Мы быстрые и ловкие»

  Дети строятся в колонну: 1. Пробежать по лабиринту; 2. По «стенке» продвижение боковым приставным; 3. Провести на санках другого ребёнка между буйками, не задев их.

Снеговик: - Спасибо, ребята. Весело было с вами. Но пора мне к своим друзьям – снеговикам.

Дети: - До свиданья, снеговик! Приходи к нам в гости! Не забывай про нас!

    Дидактическая игра «Что это значит?»

Ход игры. Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер – прохладный.

Свежая рыба – недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка – чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета – новая, только что купленная.

Свежая краска – не засохшая.

Свежая голова – отдохнувшая.

Глухой старик – тот кто ничего не слышит.

Глухая ночь – тихая, безлюдная, тёмная.

Глухой лай собак – слышен издалека.

Подвижная игра «Мороз Красный нос»

     

 - Вот и подошла пора возвращаться в группу.

Что больше всего понравилось на прогулке?

Что нового узнали?

       - Вы очень хорошо описали природные изменения зимой, хорошо потрудились, задорно играли, составили хорошие предложения, вспомнили приметы. Вас в группе ждёт вкусное угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект зимней прогулки в разновозрастной группе детского сада

Цель: укрепление здоровья, развитие познавательной деятельности, воспитание доброжелательности детей...

Конспект НОД по "Речевому развитию" (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Викторина "Знатоки сказок К. И. Чуковского"

Викторина состоит из ряда интересных заданий для детей на знание названий и содержания любимых детьми сказок К. И. Чуковского. В увлекательной для детей форме воспитатель проверит, закрепит и уточнит ...

Перспективный план работы по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на второе полугодие 20-- /20-- учебного года в разновозрастной группе (4-5, 5-6) «Малинка»

Данный план может стать основой для составления своего плана на конкретную группу. В плане представлены основные педагогические приёмы по развитию коммуникативной компетенции у детей средней группы а ...

Отчёт о педагогической работе в разновозрастной группе (3 - 4, 4 - 5) "Малинка" за 2018 - 2019 учебный год.

В отчёте  раскрываются пути решения основных педагогических задач, поставленных в начале учебного года....

Конспект летней прогулки в детском саду Летняя прогулка в разновозрастной группе №1 (5 – 7л). Изучаем деревья и кустарники

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с. Квасниковка».Энгельсского района Саратовской области      Конспект летней прогулки в детск...

Конспект занятия по аппликации в разновозрастной группе (с 1 года до 3 лет) на тему "Зима".

Аппликация для детей раннего возраста с использованием способа обрывания бумаги "Пушистые снежинки"....