Конспект НОД по "Речевому развитию" (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Викторина "Знатоки сказок К. И. Чуковского"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) по теме

Жардан Ольга Константиновна

Викторина состоит из ряда интересных заданий для детей на знание названий и содержания любимых детьми сказок К. И. Чуковского. В увлекательной для детей форме воспитатель проверит, закрепит и уточнит знание содержания сказок Чуковского. НОД включает в себя почти все виды детской деятельности. Исходя из количества детей в группе, их можно разделить на две команды (на усмотрение воспитателя).  В течение подготовки и проведения викторины решается несколько речевых задач, главная из которых - развитие интереса к художественному слову. Желаю успехов!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по «Речевому развитию» (развитие речи) в разновозрастной группе (5-6, 6-7) «Викторина «Знатоки сказок К. И. Чуковского»

Цель: закрепление знаний детей по содержанию сказок  детского писателя К. И. Чуковского.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Развивающие задачи:

  • Развивать интерес к художественному слову, память, внимание, артистические способности детей.

Образовательные задачи:

  • Вспомнить с детьми содержание любимых сказок К. И. Чуковского.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь; умение внимательно, не перебивая слушать высказывания товарища.

Речевые задачи:

  • Совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении знакомых стихов и отрывков из произведений Чуковского.
  • Закрепить умение отгадывать загадки по предложенному описанию предмета.
  • Формировать умение отвечать на вопросы чётко и полно.

Словарная работа:  произведение, детский писатель, К. Чуковский, иллюстрации, герои сказок.

Здоровьесбережение: 

  • Закрепить умение двигаться в соответствии с словами стихотворения.
  • Формировать правильную осанку.

Планируемые результаты: ребёнок проявляет эмоциональную отзывчивость при чтении произведений К. И. Чуковского; с интересом рассматривает иллюстрации, может по словесному описанию отгадать произведение; отвечает полно на вопросы; проявляет активность при выполнении заданий в течение всей НОД.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

1. Подготовка воспитателя: подготовила презентацию для НОД, подобрала физминутку, подготовила план-конспект, подготовила материалы.

 2. Предварительная работа с детьми:  беседа «Творчество К. И. Чуковского»; д/игра «Из какой сказки герой?»; рассматривание иллюстраций к сказкам; обыгрывание этюдов по сюжетам сказок К. Чуковского.

3. Оборудование и материалы: презентация: слайды: 1) Знайка, 2) Книга, 3) слово «книга», 4) Знайка; «Чудо-дерево» с разными предметами (сито, мочалка, утюжок, перчатки, спички, шоколадка, воздушный шарик, телефон, салфеточка, свечка и др.); оборудование для инсценировки: денежка, столик, накрытый салфеткой, самовар, 2 стаканчика, 2 чашечки, сапожки с «золотой застежкой», баночка «Мёд», букетик цветов, фонарик, сабля, веревка, музыкальные инструменты; плоскостное Чудо-дерево,

                              Формы и методы совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

         Игровая

Игровая мотивация.  Дидактические игры: «Назови персонажа сказки», «Кому принадлежат эти слова?»,

«Чудо – дерево»,  игровой сюжет НОД. Инсценировка отрывка из сказки «Муха – Цокотуха»  

          Речевая

 Художественное слово (загадка); наводящие вопросы;  поощрения; пояснения; напоминания; индивидуальные ответы детей; сценка из сказки «Муха – Цокотуха»

  Двигательная

Динамическая пауза: «Чудо – дерево»

       Трудовая

Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия.

                                    Логика образовательной деятельности

Части

НОД

Методы и приёмы

Содержание НОД

Вводная часть

Словесно – наглядные

Рассматривание

Вопросы воспитателя

Напоминание

Похвала

 - Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам, а по каким, вы сами угадаете.

Слайд 1. - Посмотрите на эти иллюстрации. (На экране четыре иллюстрации из книг). Как называются сказки? (Ответы детей).

- Кто написал эти сказки? (Корней Чуковский).

Слайд 2. - На экране вы видите портреты разных писателей. Найдите портрет К. Чуковского.

Слайд 3. - Взгляните на этот портрет. Что вы можете сказать об этом писателе? (Ответы детей).

- Какой добрый, ласковый, улыбчивый у него взгляд.

- А вы, ребята, знаете его сказки? Сейчас мы это проверим. Поиграем в игру - викторину «Угадай сказку».

                                                                                Основная часть

Художественное

Слово

Игровая

мотивация

Викторина

 Слайд 4.

Лечит маленьких детей,

 Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор Айболит. ( "Айболит").

Слайд 5.

 Вдруг из подворотни –

 Страшный великан,

 Рыжий и усатый Таракан. ( "Тараканище")

Слайд 6.

 Я – Великий Умывальник

 Знаменитый Мойдодыр

 Умывальников начальник

 И мочалок командир. ("Мойдодыр")

Слайд 7.

 Свинки замяукали «Мяу-мяу»

 Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница")

Слайд 8.

 Веселится народ -

 Муха замуж идет

 За лихого, удалого

 Молодого Комара ("Муха-Цокотуха")

Слайд 9.

А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет

И чайник сказал утюгу

 - Я больше идти (не могу). ("Федорино горе")

Слайд 10.

 Что вам надо? Шоколада.

Для кого? Для сына моего.

А сколько прислать?

А пудов этак пять или шесть.  (Телефон)

         - Теперь вам предлагаю вспомнить, к каким персонажам принадлежат эти сказочные имена.

 Слайд 10.     Игра «Назови персонажа сказки»

На нижнем диске игрового барабана разложены полоски с именем героя сказки, которого нужно угадать. Дети подходят по очереди,

приводят в движение верхний диск барабана, стрелка указывает на задание

Айболит - …, Бармалей - …, Федора - …, Каракула - …, Мойдодыр - … , Тотоша и Кокоша - …, Цокотуха - … , Рыжий, усатый великан - …,

Художественное

слово

Напоминание

Похвала

Рассказ

Барбос - …

Слайд 11.  - А сейчас, ребята, вам нужно вспомнить, кто в стихотворении К. Чуковского это сказал.

Д/и  «Кому принадлежат эти слова?»

 1. Не кричи и не рычи,

 Мы и сами усачи,

 Можем мы и сами

 Шевелить усами! (раки)

 2. Надоело нам мяукать!

 Мы хотим, как поросята,

                  Хрюкать! (котята)

 3. Если топну я ногою,

 Позову своих солдат,

 В эту комнату толпою

 Умывальники влетят  (Мойдодыр)

 4. Дорогие гости, помогите!

 Паука – злодея зарубите!

                     И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час (Муха Цокотуха)

 5. Ой, вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы пойдите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой. (Федора)

 6. Расти, туфелька моя,

 Расти, маленькая!

                      Уж как туфельку мою

                      Я водичкою полью

 И вырастет дерево,

                      Чудесное дерево! (Девочка Мура)

 7. … Если только захочу,

 И Луну я проглочу! (Крокодил)

 8. Милый, милый Бармалей,

 Смилуйся над нами,

                      Отпусти нас поскорей

 К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка)

- Корней Чуковский, как ребёнок, любил наблюдать и рассматривать повадки, поведение насекомых, разных животных, поэтому в его сказках встречается много зверей, птиц, насекомых. Он рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости, веселья. Идешь по улице и радуешься всему, что ты видишь: трамваю,

Зак

лю

чи

Тель

Ная

часть

Драматизация

Игровая

мотивация

Подсказка

Художественное

слово

Игровая

мотивация

Сюрприз

Подсказка

Динамическая

пауза

Игровая

мотивация

Показ образца

действий

воробьям, которые купаются в луже, готов здороваться с каждым встречным и делиться радостью». Вот такой этот по-настоящему детский писатель.

Слайд 12. - Сейчас наши ребята покажут сценку из сказки «Муха-Цокотуха». (Надеть маски, выставить оборудование).

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

 Действующие лица: автор, Муха-Цокотуха, паук, комарик, 2 таракана, 2 букашки, бабочка.

 Автор: 

Муха, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

 М. -Ц.:

 Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

 (Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка).

 Тараканы: Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

 Букашки: А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.

 М. -Ц.: 

Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?

 Автор: 

Вдруг какой-то старичок-паучок

Нашу Муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

 М. -Ц.: 

Дорогие гости, помогите!

 Паука-злодея загубите!

 И кормила я вас,

 И поила я вас,

 Не покиньте меня в мой последний час!

 (все разбегаются, прячутся)

 Автор: 

Вдруг откуда-то летит маленький комарик.

И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик: 

Где убийца? Где злодей

 Не боюсь его когтей.

 (уводит паука)

 Я злодея загубил,

 Я тебя освободил.

 А теперь, душа-девица,

 На тебе хочу жениться!

 Все: Слава, слава Комару – победителю! 

Слайд 13. - К нам пришли герои из сказок. Вы должны будете определить, какой герой здесь лишний? Почему?

Д/и «Кто лишний»

- Героев сказок нашли, но они оказались немного рассеянными и потеряли предметы из своих сказок. Но что это за чудо-дерево мы видим? (Обратить внимание на дерево) И что на нём растет? Точно как в стихотворении Чуковского:

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём

А чулки да башмаки,

Словно яблоки.

Да здесь не только чулки да башмаки, а много разных предметов. Давайте найдем предметы из сказок нашего писателя и вернем их в свою сказку. Можно вспомнить строчку из сказки с предметом, который вы найдёте.

 Игровое задание «Чудо-дерево»

 •телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

 •воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)

 •мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

 •блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

 •калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)

 •термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)

 •перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)

 •монета   - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)

 •сито  - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)

 •шоколадка  - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)

 •мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)

- Ребята, вы немного устали, давайте отдохнем. (Предложить встать в круг).        

        Физминутка

(по сказке К. И. Чуковского)

Мама по саду пойдёт,  Идут по кругу

Мама с дерева сорвёт                    Обеими руками словно срывают с дерева.

Туфельки, сапожки.                      Шлёпают попеременно ладошками

Новые калошки.

Папа по саду пойдёт,                 Пальчиками идут по столу

Папа с дерева сорвёт                    Обеими руками словно срывают  с дерева.

Маше — гамаши,          Шлёпают попеременно ладошками по столу           

Зинке — ботинки,                              

Нинке — чулки

А для Мурочки такие                         Показывают кистями рук на себя

Крохотные голубые                            Показывают какие маленькие

Вязаные башмачки                    Имитируют движение вязания на   спицах.

И с помпончиками!                Словно лепят комочек снежный   ладошками.

Сюрприз

Похвала

Итог.

- Ребята, вас порадовала встреча с героями сказок Корнея Чуковского? А вы порадовали всех нас хорошим знанием содержания сказок.

- Я приготовила для вас раскраски по сказкам К. Чуковского, которые вы раскрасите в свободное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в разновозрастной группе старшего возраста Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Развитие интереса у детей старшего дошкольного возраста к произведениям К.И.Чуковского.  Вызывать эстетические чувства к изображению иллюстраций по сказкам К.И.Чуковского. Вовлечение детей в драм...

Конспект Проведения занятия по развитию речи в разновозрастной группе в старшей подгруппе «Барбарики» по теме: «Подводный мир»

Тема: «Подводный мир»Направление образования и развития (образовательная область):Речевое развитие.Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей, умение состав­лять рассказы на задан...

Конспект НОД на прогулке в разновозрастной группе (5-6, 6-7) "Малинка" "Зима белоснежная"

Данный конспект поможет воспитателю в проведении интересной прогулки в зимнее время. НОД включает в себя почти все виды деятельности детей на прогулке. Все этапы связаны между собой логической нитью. ...

Конспект интегрированного НОД по аппликации в подготовительной группе «Муха-Цокотуха» Лексическая тема недели: «Неделя сказок К. И. Чуковского»

Сформировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку.Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук...

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе «По тропинкам любимых сказок»

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок.Задачи:– Закреплять знания детей о русских народных сказках.– Продолжать развивать связную речь, правильно с...