Беседа "Сердце - большой насос"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Чолпан Варвара Вячеславовна

В занятии познакомим детей с расположением сердца, с понятием "кровь", "сосуды", "пульс". Обратить внимание на учащении пульса при физической нагрузке, значении физических нагрузок для организма. Формировать способность детей анализировать результаты опытов. Развивать любознательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_serdtse_-_bolshoy_nasos.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Сердце – большой насос»

Задачи:  

  • Познакомить детей c расположением сердца в организме человека, с понятиями  «кровь», «сосуды» (артерия, вена, капилляры),
  • Познакомить с понятием «пульс», где можно услышать биение сердца,
  • Обратить внимание на учащении пульса при физической нагрузке, значении физических нагрузок для сердца и всего организма в целом,
  • Формировать способность анализировать результаты опытов,
  • Развивать любознательность.

Материалы и оборудование:

 У воспитателя:  1,5 литра воды в банке или пластиковой бутылке, спринцовка, соединенная с капельницей, подкрашенная вода в красный цвет, фонограмма биения сердца.

У детей: деревянные палочки

Предварительная работа:  чтение четвертой главы книги Г.Юдина «Главное чудо света».

Ход беседы

Дети сидят за столами

Мы уже много говорили о том, как устроен человек. А сегодня поговорим о крови.

1. У вас у всех есть кровь? Как она выглядит? Опишите ее. (2-3 ребенка). Кто знает,  для чего нужна кровь? (предположения детей)  Да, кровь переносит кислород, который мы вдыхаем, пищу, которую мы едим по всему организму, а уносит ненужные вещества.

Как вы сказали, кровь жидкая. И у каждого человека ее довольно много. У вас ее примерно 1,5 литра. (Воспитатель показывает  полную 1,5-литровую бутылку) У ваших мам примерно три таких бутылки, у пап четыре бутылки.

Почему кровь уз нас не выливается? (предположения детей). Кровь не просто налита в организм, как вода в бутылку, а течет по особым трубочкам, сосудам, как река между двух берегов. Вспомните, как называются большие речки-сосуды (артерии и вены). Как называются маленькие, тоненькие сосуды? (капилляры). Толстые сосуды мы можем увидеть, а тонкие не увидишь.

2. Давайте рассмотрим толстые сосуды у себя под кожей. Положите руки на стол ладонями вверх. Найдите сосуды у себя вот здесь (показывает на запястье). Видите синеватые  полосочки? Это и есть сосуды. ( воспитатель дает время, чтобы дети рассмотрели у себя и у своего соседа).

А теперь, положите кисть ладонью вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета? (розового) А теперь возьмите палочку и надавите на ноготь. Снимите палочку. Опять надавите. Что вы видите? (Меняется цвет ногтя. Он то бледнеет, то опять розовеет). Почему так происходит? Подумайте.  Если дети не отвечают, воспитатель помогает наводящими вопросами)

Почему ноготь розовый? ( Под ним течет кровь). Да течет кровь, по маленьким, невидимым капиллярам. Вы нажали палочкой на ноготь. Что произошло? (Ноготь побелел) Что вы сделали с капиллярами? ( капилляры  пережаты и кровь в них не поступает).

3. Как вы думаете, а почему кровь течет? Кто ее толкает? ( дети могут ответить, но не обязательно) Толкает кровь сердце. Сердце – один из важнейших органов в нашем организме.. Именно оно заставляет течь кровь по сосудам. Сожмите кулачок. Вот такой размер имеет ваше сердце. А у меня вот такого размера сердце.  Вы растете, и сердце растет вместе с вами. А вы знаете, где оно находится? Воспитатель просит выйти ребенка. Сердце находится слева от центра грудной клетки. Сожмите кулачок и приложите там где у вас находится сердце. Помните, мы с вами говорили о мышцах?  Они могут сжиматься и расслабляться. Сердце – это тоже мышца. Когда сердце сжимается, оно выталкивает кровь, потом расслабляется и наполняется кровью, и опять выталкивает. Кровь выталкивается порциями. Вот так.  Педагог набирает в спринцовку, соединенную с капельницей, подкрашенную воду и порциями выталкивает. Вода вытекает в подставленный тазик.

4. В сердце есть клапаны. Это как двери в комнате. И когда кровь вышла из комнаты двери с шумом закрываются. И этот шум закрывания клапана-двери мы можем  почувствовать. Положите левую руку на стол ладошкой вверх, пальчики другой руки положите на запястья. Сильно не сжимайте. Что вы чувствуете?  Педагог дает время для того, чтобы все почувствовали ритм ударов сердца.  Эти удары называют пульсом . Воспитатель предлагает нескольким детям проговорить, как работает сердце. На каждый удар говорить «тук».

5. Воспитатель предлагает детям встать. А сейчас мы попробуем узнать, что произойдет с нашим сердцем, когда мы с вами немного потренируемся. Детям предлагается попрыгать. После прыжков детям предлагается прощупать свой пульс. Что случилось с пульсом? Почему стал биться чаще?

6. Послушайте как бьется сердце когда мы спокойны и при физической нагрузке. Есть такие аппараты, которые увеличивают звук биения  сердца. Включается фонограмма.

Во время физических упражнений нашему организму требуется больше кислорода, поэтому сердце начинает чаще сокращаться. А так как сердце это мышца, значит она тоже тренируется и становится сильнее.

Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем. Их надо беречь. Ведь сердце работает и днем, когда вы играете, занимаетесь, гуляете, и ночью, когда вы спите, сердце тоже работает. Сердце надо укреплять. А как укреплять сердце? (Физкультурой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии в старшей группе по теме:«Насос для перекачки крови» (сердце)

Цель занятия по валеологии  для детей старшей группы: сообщить  детям  элементарные сведения  о внутренних органах (сердце); сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях ...

Конспект занятия в подготовительной группе "Размер предметов: понятия большой, маленький, больше, меньше"

Данный материал включает в себя подробную разработку конспекта занятия в подготовительной группе и картинки, которые используются в ходе занятия....

Тема: Русская народная песенка «Большие ноги шли по дороге…». Маленькие и большие следы

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»,«Музыка», «Социализация». Задачи:Познание: - Расш...

Звуки «С-СЬ» песенки большого и маленького насоса.

Занятие по развитию речи в средней группе....

ЭОМ Насос

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Вашему вниманию предлагается электронный образовательный маршрут, который позволит расширить и обогатить знания ребенка как о строении и способе действиях насоса, так и о разных вид...

"Свеча-насос" конспект ООД в подготовительной группе

Цель: расширение знаний детей подготовительной к школе группы о свойствах воды, огня и воздуха при изминении давления с помощью эксперимента....