Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Воздух».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Головлёва Наталья Григорьевна

Материал представляет из себя конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Воздух". С помощью данного конспекта вы узнаете, как создать условия для формирования первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. 

Тема: «Воздух». 
Цель: Создать условия для формирования первичных элементарных представлений детей о воздухе через познавательно-исследовательскую, экспериментальную и игровую деятельность. 
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие»: 
1.Развивать познавательную активность в процессе элементарного экспериментирования. 
2. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, (прозрачный, невидимый, чистый воздух не имеет запаха, переносит запахи, безвкусный , издаёт звук при колебании ),способами обнаружения в окружающей обстановке, ролью в жизни человека. 
3.Развивать у детей умение решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы. 
Задачи образовательной области «Речевое развитие»: 
1.Научить детей делать несложные выводы в ходе наблюдений и экспериментирования, фиксировать их с помощью знаков символов. 
2.Научить детей рассказывать о воздухе с помощью знаков- символов. 
Задачи образовательной области  «Здоровье»: 
1.Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, путём выполнения упражнений дыхательной гимнастики. 
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»: 
1.Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости, желание помочь воспитателю и ребятам. 
2.Воспитание культуры поведения и общения. 
Предполагаемый результат. 
Ребёнок 
- сформирует первичные представления о воздухе,его свойствах и роли в жизни человека; 
- будет уметь: решать вопросы познавательного характера и проблемные ситуации в рамках темы; 
- сформирует умение : делать несложные выводы на основе полученных знаний и экспериментирования; 
- научится рассказывать о воздухе опираясь в ответе на знаки –символы; 
- получит практический опыт проведения экспериментов; 
Мотивация: Найти ответ к загадке, узнать секреты воздуха. 
Игровая сюжетная линия:разгадывание фокусов волшебника Воздуха.      Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, контейнер с водой, разные предметы: мелок, кусочки сахара, губки, мел; карточки-символы, коробочка с пёрышками, листы бумаги, трафареты, воздушные фломастеры, мольберт. 
Методы, приёмы, формы: 
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы(основные, вспомогательные, поисковые), пояснения, педагогическая оценка. 
Наглядные: показ способа действий,знаки – символы. 
Практические: опыты и эксперименты. 
Игровые: игровая ситуация, загадка. 
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная. 
Ход: 
Вводная часть. 
Мотивация и включение детей в деятельность. 
- Здравствуйте ребята! Посмотрите, какие у меня красивые шары. Мне их подарил самый главный волшебник и фокусник. Ребята, а вы знаете, как зовут самого главного волшебника и фокусника? (Ответы детей).Этот волшебник такой шутник и фокусник, он мне подарил эти шары.  А теперь отгадайте, что это за волшебник? 
Через нос проходит в грудь                                                                                          И обратно держит путь                                                                                                       Он невидимый,но всё же 
Без него мы жить не можем. 
Окружает нас всегда,                                                                                                                                              Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета                                                                                                           Отгадайте, что же это? 
Дети: Этот волшебник – воздух.                                                                                         Воспитатель: Да, ребята. Этот волшебник – воздух. Я вам уже говорила, что он такой шутник и фокусник. И сегодня он нам приготовил столько волшебных фокусов. Вы поможете мне их разгадать? А чтобы мы с вами не забыли, мы будем обозначать их символами. Согласны?                                               Вставайте вокруг меня в кружочек. А мне помогать будет моя волшебная палочка. (Ребята строятся, воспитатель с помощью волшебной палочки показывает)

Основная часть. 
Открытие нового знания. 
Ребята, а вы помните, в загадке было сказано: «он невидимый». Воздух невидимый. Давайте это проверим: посмотрим вправо, влево,  вверх, вниз. Кто-нибудь увидел  воздух?                                                                                  (Нет.) Это первый фокус воздуха. Он невидимый. А если воздух невидимый, то как мы его можем назвать? Воздух кто? (Воздух – невидимка). Посмотрите,  каким мы его символом будем обозначать. Запомните. Этот символ будет обозначать: воздух – невидимка. (Прошу ребят повторить вывод).             Ребята, а если воздух – невидимка, значить он где-то прячется? Правда?          А давайте попробуем его поймать. Для этого я вам раздам вот такие пакетики.(Раздаю пакеты). А теперь давайте попробуем поймать воздух в пакетики. Ребята я. Что у вас в пакетиках? (Воздух) А где вы его взяли? (Вокруг нас). Повторяем вывод:  воздух есть вокруг нас.(Устанавливаем символ).                                                                                                                      Ребята, когда мы поместили воздух в пакетик, форму чего приобрёл воздух?  (Воздух приобрёл форму пакетика). А если я помещу воздух в шарик, форму чего приобретёт воздух? (Воздух приобрёл форму шарика). Воздух имеет форму? ( Воздух форму не имеет).  Посмотрите, каким мы это символом будем обозначать. Повторяем вывод: воздух форму не имеет, а приобретает форму того предмета, в который мы его помещаем.

Игра «Выпусти воздух из мыльных пузырей» Ребята, а сейчас я помещу воздух в мыльные пузыри, а вы его оттуда будете выпускать. Договорились? Только будьте осторожны, что бы  мыльные пузыри вас не обхитрили и не попали в ваши глаза. Хорошо?                                                                                      Ну, вот весь воздух из пузырей выпустили. Молодцы!

- Ребята, а когда я надувала шарик и мыльные пузыри, откуда я брала воздух?  (Изнутри себя). Это значит, что воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас. Правильно? Давайте мы это проверим. Проходите к столу, к стаканчикам.  (На столе стоят стаканчики с водой и коктейльными трубочками).  Как вы думаете, как мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? (Мы будем дуть в трубочку). Ребята, что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку? (Мы наблюдали пузыри). А что это были за пузыри? (Это были воздушные пузыри) Правильно, ребята, мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды.( Ещё подуем).  Значит, воздух есть внутри нас. Посмотрите, каким символом мы это обозначим? Повторим вывод: воздух есть внутри нас.   - А давайте дальше будем разгадывать фокусы воздуха. Ребята, а если воздух есть вокруг нас, внутри нас, может быть, он есть ещё где-то? (Ответы детей) Значит,  воздух есть внутри других каких-то предметов? А давайте мы это проверим. Подходите к столу. Посмотрите, какие у меня здесь есть разные предметы. Возьмите по одному любому предмету. Назовите, какой предмет вы взяли.  А сейчас мы положим эти предметы в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух. Но положим их так, чтобы не замочить ручки. Что вы видите? (Мы видим пузыри). А что это за пузыри? (Это воздух выходит из наших предметов). Ребята, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, внутри  других предметов – это, значит, что воздух есть везде. Посмотрите, каким символом мы это обозначим. Повторите вывод: воздух есть везде.Ребята, а давайте ещё поиграем с воздухом. Хотите?  (Да).Игра «Пёрышко»:Я вам приготовила ещё одну игру. Только будьте аккуратными, здесь что-то спрятано. (Показываю коробочку с пёрышками). Ребята, что это? (Это пёрышки).  Раздаю всем по пёрышку. Я вам сейчас покажу, как мы будем играть с этими перьями: я подниму пёрышко, отпущу и буду на него дуть, но его нельзя уронить. Ронять нельзя. Договорились? Будьте аккуратными. Молодцы! А теперь положите пёрышки в коробочку. Все пёрышки положили? Молодцы!                                                                                         Ребята, а помните, в загадке говорилось, что воздух не имеет запаха. А давайте мы всё это проверим. Вдохнули все носиком. Ребята,  кто-нибудь, что-нибудь смог почувствовать? (Нет). Значит, воздух не имеет запаха.          Игра «Угадай по запаху»:Подождите, подождите, я здесь для вас что-то приготовила.  Посмотрите, какие бутылочки. Я в них что-то поместила. А вы понюхайте и отгадайте, что же в них находится. (Апельсин, чеснок, кофе).

- Ребята, воздух имеет запах? Вывод: воздух не имеет запах, а приобретает запах того предмета, от которого запах распространяется (пахнет). (Обозначаем символом).                                                                                                        - Ребята, может быть, воздух имеет вкус? Давайте это проверим. Наберите в рот воздух. Попробуйте его на вкус? Что-нибудь почувствовали? (Нет). Вывод: воздух не имеет вкуса.(Обозначаем символом)- Ребята, а вы хотите научиться рисовать с помощью воздуха? Тогда присаживайтесь за столы. Сейчас я вас научу. Перед вами листы бумаги и трафареты. Возьмите себе по одному трафарету. А теперь положите трафареты на листы бумаги таким образом, что бы жёлтая серединка на трафарете совпала с жёлтой серединкой на листе бумаги. Понятно?  Посмотрите, в стаканчиках у нас стоят фломастеры, но это не просто фломастеры, а воздушные фломастеры. Возьмите фломастеры цветной стороной в рот и подуйте на лист бумаги. А теперь возьмите блёстки на листочке бумаги и подуйте на свой рисунок. Все закончили?   А теперь возьмите свои рисунки и встаньте в кружок. Какие замечательные  работы! Что мы с вами нарисовали? ( Мы нарисовали цветок.) А помог нам их выполнить самый главный волшебник – воздух. А сейчас положите свои рисунки на стол, вы их заберёте домой и подарите вашим мамам.                                                                                                       Итог: Ребята, вы такие молодцы, вы помогли мне разгадать столько фокусов воздуха. Давайте все их вспомним. Какие же фокусы воздуха мы с вами разгадали? Мы их обозначали символами. Все они у нас на мольберте. Кто помнит, что обозначает каждый символ? (Повторяем с помощью символов все свойства (фокусы) воздуха).  Ребята, а вам понравилось разгадывать фокусы воздуха?Ребята, а вы знаете, что это ещё не все фокусы воздуха. Воздух такой шутник и фокусник, что, я думаю, мы с вами ещё встретимся и разгадаем все остальные   фокусы воздуха. Сможем разгадать остальные фокусы воздуха?                                                                                                                      Ребята, вы слышите? (Звучит аудиозапись «звук ветра») Что это? (Это ветер) Ребята, а вы знаете, что ветер – это сильные потоки воздуха. Этоволшебник Воздух благодарит вас за то, что вы правильно разгадали все его фокусы. Он разрешает мне подарить вам по шарику. Спасибо, ребята. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно - образовательной деятельности для старшей группы на тему: « Откуда хлеб пришёл »

Программное содержание: ·         развивать умение составлять рассказ с помощью схемы-модели;·         дать представлени...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ИКТ ТЕМА: "Мой любимый город"

Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – городе ЛабинскеЗадачи•  Активизировать и расширять словарь детей по теме "Мой город" определениями, гла...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Новогодние колокольчики»

Новогодний праздник- радостное событие для детей и взрослых. Изготовление елочных игрушек из соленого теста подарит  детям не только радость творчества, но и гордость своими поделками, которыми о...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова» с использование ИКТ.

Конспект интегрированнойнепосредственно-образовательнойдеятельности в старшей группе. Тема « Хлеб - всему голова»с использование ИКТ.Воспитатель: Сасакина Л.Н.г. Кстово, 2014г.Цели: знакомство с ...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Подснежники»

Тема:  «Подснежники»  Задачи:Образовательные:-учить определять характерные признаки весны;-учить детей изготавливать цветы из бросового материала;-учить составлению композиционных умений.Раз...

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Cравнение групп предметов. Знак равенства»

Интеграция образовательных областей:·         Социально - коммуникативное развитие.·         Познавательное развитие.·...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «В гостях у гнома»

Цели: - расширять индивидуальный опыт ребенка - развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки - обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в реч...