Экологическое воспитание
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Горовик Валентина Дмитриевна

Проблема экологического воспитания дошкольников в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряли своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в привычный цикл природы,  нарушает его экологическое равновесие, чем, сам того не подозревая, губит и без того хрупкий механизм. Такая экологически безграмотная, расточительная, пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь все то, что необходимо человеку для жизни, для его существования даёт ему окружающая среда. Наша планета  устроена таким образом, что даёт всё благоприятные возможности для появления и существования на ней различных форм жизни. Человек, как разновидность живых существ, также имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которая обеспечивает природа. Отсюда вывод -  значение природы в жизни человека первостепенна, основополагающая, фундаментальна.

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание маленькой личности.

В работе по экологическому воспитанию и образованию дошкольников одной из важных составляющих является работа с родителями воспитанников. Ведь только опираясь на семью, только совместными усилиями, продвигаясь  в едином  ритме  мы сможем решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить все живое, бережно относясь к нему и  желающего сберечь и  сохранить то, что подарила ему мать-природа.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Поэтому, на плечи воспитателей дошкольных учреждений ложится огромная ответственность за экологическое воспитание подрастающего поколения. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Что же означает это понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это экологические знания, практические навыки, эстетические переживания (сопереживания, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой).

Цель: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, привлечение родителей к совместной работе по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

     Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

     Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

     Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

     Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.

     Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

     

  Проектная деятельность способна систематизировать работу по экологическому воспитанию детей, задействовать различные формы работы, активно привлекать родителей.

Конечно же никуда не деться без традиционных методов и форм работы, таких как родительские собрания, консультации, беседы, конференции. Но и нетрадиционные формы не уступают в своей эффективности, такие как деловые игры, игры – экскурсии, различные экологические акции, соревнования, домашнее задание, круглый стол, работа на участке, озеленение города, совместная с детьми деятельность.

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять  верные способы взаимодействия и работы.

Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Поэтому жесткий диктат «откладываем в дальний ящик». Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

Работа с родителями  включает как традиционные, так и не традиционные формы работы. Расскажем о них подробнее.

Например, беседы и консультации  мы проводим  индивидуально или по подгруппам, применяя подходящие формы общения и взаимодействия. Например, с одними родителями достаточно доступно изложить информацию, других следует сначала заинтересовать, а затем приобщать. Одни бояться открыться и задать вопрос, другие с легкостью идут на контакт. А если не выстраивать такую дифференцированную систему взаимодействия, отдача и результат будут минимальными.

Еще одна нетрадиционная форма работы с родителями – участие в экологических акциях. При этом родители привлекаются не только к проведению акций, но и активно принимают участие в их подготовке и организации. (Добрые крышечки)

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.  

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологическое образование, в том числе и дошкольников, признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом.

Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОУ.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа, в системе экологического воспитания, способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей; формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них; способах предотвращения опасных ситуаций; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:

1.Экологическая информация.

Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

•данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада;

•информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

•правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

•выращивание экологически безопасного урожая;

•комнатные, лекарственные, пищевые растения;

•развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада. Так, родители проявляют большой интерес к данным "Экологических паспортов", особенно к разделу "Экологическая ситуация". Проблема "здоровье ребенка — окружающая среда" тесно связана с проблемой экологической безопасности.

2.Совместная деятельность с детьми:

•Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

•участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

•совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за огородом;

•сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы;

•выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;

•помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;

•природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

Большое значение в экологическом воспитании детей придаем играм. Используем дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Природа и человек», «Связь живой и неживой природы», «Что опасно для природы?», «Чьи следы?» и т.д. Дошкольный  возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. А наиболее доступная форма для детей – это игровые обучающие занятия и игра, т.к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, самостоятельность. В результате таких форм работы у детей возникает и развивается умение общения, взаимодействия и взаимоотношения, идет накопление знаний о природе, о бережном отношении к ней.

В процессе игр – экспериментов мы расширяем наш сенсорный опыт и обогащали жизненный опыт, а также развивали такие качества, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

 Особое внимание при формировании знаний у детей уделяли чтению художественной литературы. Знакомим детей с произведениями известных детских писателей – природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н.Сладкова, К. Паустовского, Г. Скребицкого. Разучиваем о природе стихи  А.С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, Ф. Тютчева.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников предполагается добиться следующих результатов:  

1.Повысить у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Научить устанавливать причинно – следственные связи между ними.

2.Повысить уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.

3.Повысить у детей в процессе экспериментирования уровень интеллектуальных, умственных и исследовательских способностей.

4.Сформировать у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

5.Повысить уровень готовности детей к школе.

Общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...