Конспект комплексного занятия "В мире птиц"".
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Русинова Ольга Александровна

Экологическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В мире птиц20.75 КБ

Предварительный просмотр:

БДОУ г.Омска «Детский ад №337»

Конспект комплексного занятия «В мире птиц»

Воспитатель: Русинова О.А.

Программное содержание:

  1. Познакомить с творчеством и биографией писателя В.В. Бианки.
  2. Расширить и уточнить круг конкретных представлений у детей о птицах и подвести их к обобщению полученных знаний, к раскрытию связей между внешним видом птиц/окраска, строение конечностей, клюква, и их питанием, движением и образом жизни.
  3. Совершенствовать умение детей, использовать  в речи предложения разных видов.
  4. Воспитывать любовь к природе, стремление помогать птицам в трудных условиях, беречь их.

Словарная работа: орнитолог, биолог.

Оформление зала: На центральной стене портрет писателя В.В. Бианки.

С потолка свисают изображения летающих птиц.

Стенд с произведениями В. Бианки о природе, произведения других детских писателей, книжка-самоделка, изготовленная детьми и воспитателями.

Макет: ствол дерева с дуплом, кормушка с птицами, на них изображены цифры, шапочки-птицы для каждого ребенка

- конверты с заданиями

- фишки-перышки

- кассеты с фонограммами голосов птиц

- конверт с вырезанными частями квадратами «Собери картинку»

Подготовка: Чтение произведений В. Бианки

«Красная горка»

«Теремок»

«Лесные домишки»

«Мастера без топора»

«Чей нос лучше»

«Кукушонок» и другие

Разучивание стихотворений разных писателей о птицах.

Наблюдение за птицами.

Изготовление кормушек.

Ход занятия:

Дети входят в зал под щебетание птиц (магнитофонная запись)

- Ребята, голоса каких птиц вы услушали?

Куда мы с вами попали?

Каких знакомых птиц вы видите?

Как мы догадались, что это синичка?

Дети, все птицы разные, есть большие и маленькие (орел, сокол, дикие гуси, лебедь – воробей, соловей, синичка и другие). Повадки и поведение, образ жизни у них тоже разные.

С птицами, как и с людьми, бывают разные приключения.

Очень многие писатели писали рассказы о жизни птиц.

И сегодня мы с вами поговорим о писателе, который любил, изучал, наблюдал и много знал про птиц.

- Ребята, может быть вы узнали кто это? Правильно, это В. Бианки.

(краткий рассказ его биографии)

В.В. Бианки родился в городе Петербурге 12 февраля 1894 года. Вся семья любила природу, теплое время года с весны до осени – жила в деревне под Петербургом.

Отец Виталия Валентиновича был ученым-орнитологом. Орнитолог – это ученый, который изучает птиц. Он изучал птиц и очень много о них знал.

Очень рано он начал брать сына в лес, где и учил его наблюдать за растениями и животными, слушать шорохи леса, голоса птиц, всматриваться в жизнь насекомых. Бианки потом вспоминал об этих прогулках: «Он каждую травку, каждую птичку и зверушку называл мне по имени-отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу и полету».

Когда Виталий стал взрослым, он учился в университете на биолога. Все что он видел удивительного в жизни животных и птиц, все что замечал и наблюдал, тут же записывал.

Накопились многочисленные тетради с записями интересных наблюдений. Эти записи помогли Бианки стать писателем.

Сказки у В. Бианки особенные, познавательные, все в них правда. В его сказках нет волшебников, фей, злых духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, зверями, насекомыми.

В конце жизни писатель тяжело болел, больными были ночи, сердце, даже руки плохо слушались, но он все равно продолжал писать маленькие рассказы для детей. Умер он когда ему было 65 лет.

Книги В. Бианки любят не только в нашей стране. Они переведены на многие иностранные языки,

их знают в Японии, Германии, Америке.

Все дети учатся по ним любить природу.

- Дети, подойдите пожалуйста к стендам с книгами.

Покажите, есть ли здесь знакомые вам книги? И какие больше всего вам нравятся?

Для детей о природе писали разные писатели. (показать книги Пришвина, Чарушина, Праздникова и других авторов)

- Ребята, а вы помните, мы тоже составили и оформили книжку.

Как она называется?

(подвести к дереву)

- Ребята, а что же такое? (дупло)

Как вы думаете, кто там может жить?

Давайте посмотрим, кто здесь живет? (сова)  

Сова – умная птица, мудрая, она все знает, много лет прожила в лесу, все звери обращаются к ней за советом.

Дупло не пустое, там что-то есть. Сова хочет с нами поиграть

Мы с вами много знаем о птицах из этих книг, наблюдали за птицами.

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Давайте разделимся на 2 команды и узнаем, какая команда больше знает о птицах (поделить на 2 команды) (каждая команда придумывает себе название по имени одного из героев Бианки)

- А за каждый правильный ответ я вам буду давать перышко.

«Дупло»

Конверты с вопросами:

  1. Отгадайте от какой птицы перья?
  2. Узнайте птицу по хвосту.
  3. Узнайте птицу по голосу.
  4. Какие ошибки допустил художник?
  5. Пантомима: Изобрази птицу.
  6. Узнай птицу по клюву.
  7. Отгадай загадку.
  8. Объясни примету.
  9. Узнай птицу по следам.

- Ребята, почему птицы улетают в теплые края? Когда? А как мы их называем? (перелетные)

А те которые остаются, как мы их называем? (зимующие)

А почему они не улетают, остаются с нами?

Чтобы птицам жилось легче, мы должны заботиться о них. Как мы должны заботиться о них? Почему мы должны заботиться о них? (приносят пользу, радуют нас своим пением, красивые)

- Послушайте стихотворение, прочитает его Оля Дубынина.

«Покормите птиц»

Игра: «Перелетные и зимующие птицы»

- Посмотрите ребята, птичка наверное не просто так прилетели? На каждой птичке цифра и конверт с цифрами. Чтобы это значило?

- Подойди Лена, выбери себе птицу, которая тебе больше понравилась.

- Как называется эта птица? Какая цифра на ней? Принеси конверт с такой цифрой. Да тут вопрос. (Лена отвечает на вопрос)

Вопросы:

  1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

    А ты знаешь про эту птицу стихотворение?

  1. Какие птицы весной прилетают первыми? (грачи, зяблики, скворцы, жаворонки, а последними ласточки, стрижи, кукушки)
  2. Про какую птицу говорят – лесной лекарь? (почему?)
  3. Какую птицу называют спутником зимы? (почему?)
  4. Почему у некоторых птиц яйца светлые, а у других пятнисты?
  5. Какие птицы выводят птенцов зимой?
  6. Какая птица строит гнездо в виде шалашика?
  7. Для чего птице перья? (показать махровое и пуховое перо)
  8. Из чего птица строит гнезда?

Физминутка: Хоровод «Веснянка»

Чья команда быстрее соберет картинку.

Каждой команде дается конверт с вырезанными частями – квадратами птиц – дятла и снегиря.

Анализ: А сейчас посчитаем сколько перышек у каждой команды и посмотрим, чья команда больше знает о птицах.

И на память об этой игре, за ваши знания, умения, смекалку, любовь к природе я хочу подарить вам замечательную Книгу о природе и угостить вас вкусными призами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по окружающему миру «Чем я буду заниматься в школе?»

Интересное занятие для дошкольников подготовительной группы. Оно позволит показать знания дошкольников в разной области, научит рассуждать и уметь заглядывать в будущее. А герой, пришедший в гости к р...

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»

КОНСПЕКТ комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционному рисованию на тему: «Солнечная семья»...

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира, расширение кругозора для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных изобразительных технологий на тему: «Космическое путешествие»

      Занятие представляет собой итог познавательно – развивающего  цикла «Такой разный космос». Структура  занятия смоделирована таким образом, чтобы стимулировать инт...