"Перелетные птицы" ООД в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кулясова Елена Евгеньевна

Продолжать знакомство детей с признаками весны и перелетными птицами.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  № 12  г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

                                                       Конспект ООД

по ознакомлению с окружающим и развитию речи

образовательная область «Познавательная»

Тема: «Перелетные птицы»

возраст 5-6 лет

                                                                

                                                                                                 Выполнил:  

                                                                                                                  воспитатель                                                                                                  

                                                                                                                  Кулясова Е.Е      

                                                                                                                  категория первая

                                                                                                                  стаж работы 27 лет

                                                     

                                                   

                                                         г. Туймазы – 2017

          Цель: Закреплять представления детей о признаках весны и перелетных птицах.  

          Образовательные задачи:

Закреплять знания и представления детей о перелетных птицах, их голосах, частях тела и детенышах.

           Расширять и активизировать словарь по лексическим темам «Весна»,

          «Перелетные птицы».                                                        

Упражнять в умении образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательные прилагательные, согласовывать слова в предложении.

Развивающие задачи:

          Развивать умение согласовывать движения с речью.

          Продолжать упражнять детей в  классифицировании птиц, узнавании по

          контуру.

Развивать логическое мышление, мелкую и общую моторику.

          Совершенствовать  диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое          

          восприятия, память и внимание.

          Воспитательные задачи:

Воспитывать внимательное и  бережное  отношение к птицам, чувство сопереживания к ним, заботиться о них.

Воспитывать  навыки совместной деятельности, уважения друг к другу, умение слушать, не перебивая.

Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая.

Методические приемы: показ слайдов о птицах, отгадывание загадок, чтение рассказа Г. Снегирева «Ласточка»,  релаксация,  пальчиковая гимнастика, штриховка силуэтов птиц, лексико – грамматические игры, слушание аудиозаписи с пением птиц, физкультминутка.

Словарная работа:

существительные: птица, грач, ласточка, лебедь, скворец, жаворонок, кукушка, грачонок, скворчонок, утенок, кукушонок.

прилагательные: перелетная, водоплавающая, птичьи.

глаголы: трубит, щебечет, гогочет, крякает, кукует, поет.

Предварительная   работа: наблюдение за перелётными птицами в природе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о перелётных птицах.


Оборудование: телеграмма, конверты с заданиями, демонстрационный материал: картинки «Перелетные птицы» (лебедь, кукушка, скворец, ласточка, грач, соловей; мяч); силуэты птиц и птичьи следы, мультимедийное оборудование (ноутбук), аудиозаписи голосов птиц (www.muzofon.com).

Ход занятия.                                                

Организационный момент.                                                                                                                         Воспитатель и дети приветствуют гостей:
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнемся.
Здравствуйте, гости!

Воспитатель: Дорогие наши гости мы очень рады, что вы к нам пришли, мы постараемся, чтоб вам было у нас не скучно.

Воспитатель (обращаясь к детям).
Ожила вокруг природа,
Пробудившись ото сна,
С голубого небосвода
В гости к нам пришла…
Дети: Весна.

Воспитатель. Дети, поиграем с вами в игру 

«Присядет тот, кто назовет признаки весны»

Дети. Тает снег. Солнце светит ярче. День длиннее ночи. Просыпаются лесные звери. Идет дождь. Появляются первые цветы – подснежники. Люди одеваются в весеннюю одежду. Появляется капель. Прилетают перелетные птицы.

(Дети садятся  за столы на стулья)

Воспитатель. А каких, перелетных птиц вы знаете?                                                                 Дети. Грач, ласточка, кукушка, скворец и др.

Воспитатель. Почему их так называют?                                                                                         Дети. Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются. 

                                                                                                                                                                                                                                     Воспитатель.  А вы знаете, какая из перелетных  птиц прилетает самая первая?

Дети. Грач.

Воспитатель. Правильно. (Воспитатель переворачивает на доске картинку, где изображен на картинке грач).

Влетает грустный грач Гришка.

Воспитатель. Здравствуй, а ты кто такой?

Грач. Здравствуйте, Я грач Гришка.

Воспитатель. Почему ты такой грустный? Что случилось?

Грач. Крак, крак! Осенью я улетел в теплые края, чтобы перезимовать зиму.  Но Зима никак не хочет уступать место Весне, каждый день, преподнося свои сюрпризы: то солнце спрячет, то напустит метель со снегом. Я успел вернуться, а мои друзья птицы  задержались в пути. Мне без них грустно и скучно.

Воспитатель. А  почему они задержались?

Грач. Вот пришла телеграмма от моих друзей: Зима держит птиц в заточении, и  вернуться они смогут только тогда,  когда будут выполнены правильно все  задания Зимы. Поэтому я прилетел к вам за помощью. Вы мне поможете?

Воспитатель:  Дети, поможем нашему гостю выполнить все задания и  освободить из плена птиц?

Дети: Да!

Грач передает воспитателю конверты с заданиями.

Воспитатель (обращаясь к Грачу): Наши дети умные, много знают,  интересуются природой и всегда готовы прийти на помощь. После каждого выполненного задания будет спасена какая - то перелетная птица.

Воспитатель. Вот  первое задание. (Конверт с номером 1)

Отгадайте загадки.

Чёрный, проворный,                                                                                                                   Кричит "Крак",                                                                                                                     Червякам враг.  (Грач)

Хочет — прямо полетит,                                                                                                              Хочет — в воздухе висит,                                                                                              Камнем падает с высот.                                                                                                                 И в полях поёт, поёт.    (Жаворонок)

Прилетает к нам с теплом,                                                                                                  Путь проделав длинный,                                                                                                  Лепит домик под окном                                                                                                            Из травы и глины. (Ласточка)

На шесте - дворец,                                                                                                                   Во дворце - певец. (Скворец)

Воспитатель. Молодцы. Справились. И освободили мы первую птицу.

Давайте посмотрим – кого? (переворачивает картинку с цифрой 1, где изображен на обороте скворец).

Дети. Это скворец.

Воспитатель. Переходим ко второму заданию. (Конверт с номером 2)

Воспитатель. Это задание  очень сложное. Вам нужно сказать  «Кто кем был?»

Например. Грач, ты кем был? Грачонком. (Грач был грачонком)

Воспитатель. Скворец кем был?

Дети.  Скворец был скворчонком.

Воспитатель. Утка кем была?

Дети. Утка была утенком.

Воспитатель. Кукушка кем была?

Дети. Кукушка была кукушонком.

Воспитатель. Хорошо справились вы и с этим заданием. Перевернем картинку с цифрой 2. Кого мы освободили?

Дети.  Кукушку.

Воспитатель. Дети, а сейчас мы отдохнем.

Физкультминутка.                                                                                                                       Грач качался в гамаке (наклоны)

Гуси в волнах на реке (наклоны вперед, назад)
Мимо ласточки летели (помахать руками)
И на веточку присели (приседания)
Веточка качается (покачать руками)                                                                                       Неплохо получается.

Воспитатель. Следующее задание  называется  «Назови ласково» (с  мячом). (Конверт с номером 3)

Воспитатель просит детей встать в круг, бросает мяч ребенку, ребенок  возвращает мяч с ответом воспитателю.

Воспитатель. Послушайте: птица - птичка                                                                                             Клюв – клювик

Перо– перышко

Крыло – крылышко

Хвост – хвостик

Голова – головка

Глаза – глазки

Гнездо – гнездышко.

Воспитатель. Посмотрим, какую же птицу на этот раз мы освободили (переворачивает карточку с цифрой 3). Кто это?

Дети. Ласточка.

Воспитатель рассказывает рассказ Г.Снегирёва. «Ласточка».

Это – ласточка. Ласточка ходит по земле с большим трудом, зато в воздухе проделывает фигуры высшего пилотажа. Ласточка может кувыркаться в воздухе, петь. В пасмурную погоду она летает низко над землёй, потому что насекомые летают низко, а в солнечную погоду - высоко. Отдыхать ласточка садится на тонкие ветки и провода, оттуда легче взлетать.

Она строит свое гнёздо из комочков глины, склеивая их очень липкой смолой.

Воспитатель:  (конверт с номером 4) для выполнения следующего задания нам необходимо сесть за столы. Прежде чем выполнить задание, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая игра. «Кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,         Идем по столу на выпрямленных указательном и

                                                       среднем пальцах(остальные поджаты)

У нее была корзинка,                   Ладони соединяем «ковшом» - (корзинка).

А корзинка на пол - бух!             Ударяем сомкнутыми ладонями по столу

коленям, разъединяем руки.

Полетело десять мух!                   Разводим руки в стороны, шевеля пальцами

(летящие мухи).                            Количество разогнутых пальцев

                                                        соответствуют тексту.

Воспитатель.  Перед вами  на столах листы с силуэтами двух птиц. Найдите среди них перелетную птицу, заштрихуйте ее прямыми линиями сверху вниз. (На листах силуэты лебедя и воробья)

Самостоятельная  работа детей.

Воспитатель. Назовите, какую птицу вы заштриховали.

Дети. Лебедя.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (Открывает картинку №4 с изображением лебедя).

Воспитатель. У нас осталось последнее, самое трудное задание. И чтобы его выполнить нам надо немного пройти. Ой, дети что это? (обращает внимание детей на лежащие на полу птичьи следы)

Дети  Следы.

Воспитатель А чьи они? (если дети затрудняются ответить, можно спросить следы животного или птичьи?)

Дети Птичьи.

Воспитатель. Правильно, давайте пройдем по птичьим следам для выполнения задания. (Конверт с номером 5)

"4-ый лишний"

Вам нужно сказать какая картинка лишняя и почему.

(Слайд 1) на экране грач, ласточка, соловей, синичка.                                              Воспитатель. Какая птица лишняя и почему?                                                                Дети. Лишняя синичка. Синичка - зимующая птица, остальные перелетные птицы.                                                                                                                    Воспитатель. Давайте проверим. (Слайд 2). Правильно.

(Слайд 3) на экране грач, лебедь, соловей и белка.

Воспитатель. Кто здесь лишний и почему?                                                               

Дети.  Лишняя белка.  Потому что белка животное.

Воспитатель. Давайте проверим . (Слайд 4).Молодцы.

(Слайд 5) на  экране грач, скворец, кукушка, утка.

Воспитатель. Какая птица лишняя и почему?                                                               

Дети. Лишняя утка. Потому что водоплавающая.

Воспитатель. Давайте проверим. (Слайд 6). Правильно.

(Слайд 7) на экране петух, курица, гусь, соловей.

Воспитатель. Какая птица лишняя и почему?                                                               

Дети. Лишний соловей. Потому, что соловей  перелетная птица, остальные домашние птицы.

Воспитатель. Давайте проверим.(Слайд 8). Правильно

Воспитатель. Молодцы,  вы хорошо справились и с этим заданием. Давайте посмотрим,  какую птицу мы освободили. (Переворачивает картинка с цифрой №5).

Дети. Это соловей.

Воспитатель. Он очень красиво и звонко поет. А вы знаете, что  каждая перелетная птица поет по – своему?

Лебедь трубит.
Гусь – гогочет.

Утка - крякает.

Соловей - поет.

Ласточка – щебечет.

Кукушка — кукует.

Воспитатель. А вы хотите послушать пение птиц?

Дети. Да.

Воспитатель. (речь воспитателя сопровождается аудиозаписью со звуками природы и пением птиц).

    Давайте встанем, пройдем на ковер, расположимся по - удобнее: кто-то может лечь, кто-то – присесть. Закройте глаза и представьте, что вы попали  на весеннюю лесную полянку.

     Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь на весенней поляне. Воздух свеж, чист, и прозрачен, дышите глубже. Вдох – выдох.
Дышится легко, ровно, глубоко. Ах, какой свежий весенний воздух! Травка мягкая, нежная, шелковистая. Солнце светит ярко, и это заставляет чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучики согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы неподвижны, это как тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…(голоса птиц в записи).
Хорошо понежиться, полежать на травке. Но пора вставать. А теперь откройте глаза, мы с вами хорошо отдохнули. Мы снова в детском саду.

Дети встают.

Воспитатель. Голоса, каких перелетных птиц вы услышали?

Дети. Кукушки, скворца, соловья, грача.

Воспитатель. Правильно. Ну что, наш гость,  мы выполнили все задания Зимы?

Грач Гриша. Да, дети, вы молодцы! Справились со всеми заданиями.  Освободили всех моих друзей. Мне пора прощаться с вами. И я хочу вам на память о нашей встрече подарить подарок.

Грач дарит игру «Домино» и книгу «Хрестоматия для детей старшей группы – раскраску,  прощается и улетает.

Итог занятия.                                 

          Воспитатель: Дети, давайте вспомним, о  ком мы сегодня говорили? Чем

          занимались? Что нового  узнали? Что вам  понравилось?

Дети. (отвечают)

Воспитатель.  Вы молодцы! Спасибо вам большое! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо ознакомлению с окружающим миромдетей старшего дошкольного возраста (старшая группа)на тему: ознакомления с природойТема занятия: «Перелетные птицы»...

Календарное тематическое планирование по теме "Перелетные птицы" в старшей группе для детей с ЗПР.

Дать детям представления  о перелетных птицах и их птенцах, учить различать птиц по голосам, внешнему виду.  Расширять представления о  местах обитания птиц, причинах перелета. Воспитыв...

«Перелетные птицы» в старшей группе

Познавательный игровой сеанс...

Конспект НОД по теме «Птицы перелетные» для детей старшей группы

Цели: познакомить воспитанников с перелетными птицами (скворцом, грачом, ласточкой, журавлем, соловьем, стрижем, жаворонком), объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обоб...