Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста (старшая группа) «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Рубцова Наталия Андреевна

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    по ознакомлению с окружающим миром

    детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)

    на тему: ознакомления с природой

    Тема занятия: «Перелетные птицы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_pereletnye_ptitsy.doc93 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    по ознакомлению с окружающим миром

    детей старшего дошкольного возраста (старшая группа)

    на тему: ознакомления с природой

    Выполнил:

    воспитатель

    МБДОУ «Детский сад № 444»

    Канавинского района

    г. Нижнего Новгорода

    Рубцова Наталия Андреевна

    2017-2018 учебный год

    Тема занятия: «Перелетные птицы»

    Программное содержание:

    • развивать представления детей о разнообразии перелетных птиц;
    • закреплять представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.
    • активизация словаря детей (перелетные птицы, насекомоядные, соловей, скворец, грач, утка, ласточка, журавль, кукушка);
    • развивать умение определять голоса птиц;
    • развивать коммуникативные навыки: умение внимательно слушать вопрос, отвечать на вопросы распространенными предложениями;
    • развивать логическое мышление, операции мышления: умозаключение, обобщение, классификация, отрицание;  
    • создавать атмосферу заинтересованности, поддерживать инициативу и желание узнавать о птицах, заботиться о них.

    Методы и приемы:

    • сюрпризный момент (загадывание загадки)
    • рассматривание
    • слушание
    • рассказ
    • дидактическая игра
    • вопросы к детям/активизация речи детей
    • демонстрация

    Материалы:

    • презентация  «Загадки о перелетных птицах»;
    • плоскостное изображение ласточки;
    • электронная-интерактивная дидактическая игра «Четвертый лишний» (выполненная в PowerPoint);
    • записи голосов птиц;
    • электронная модель «Перелетные птицы» (выполненная в PowerPoint);
    • видеоролик – физкультминутка.

    Организация детей:

    • сидя за столом
    • стоя у стульчиков
    • стоя на ковре

    Время каждой части

    Деятельность педагога

    Предполагаемая деятельность детей

    Примечания

    высокий уровень

    низкий

    уровень

    Вступительная часть

    3 минут

    1.Сюрпризный момент

    Приглашение детей на занятие

    Дети собираются вокруг воспитателя

    Воспитатель интонацией привлекает внимание детей

    Воспитатель загадывает детям загадку в стихах о ласточке,

    Воспитатель демонстрирует отгадку плоскостную фигурку ласточки

    Воспитатель предлагает детям пройти за столы, чтобы узнать какие еще птицы возвращаются с наступлением тепла

    Ласточка                

    Воспитатель просит повторить отгадку за другими детьми

       

    Дети проходят за столы

    Основная часть

    20 минут

    2. Демонстрация модели «Перелетные птицы».

     - Почему некоторых птиц называют перелетными?

    В каких условиях природы они могут жить, питаться и размножаться (выводить птенцов)?

    Воспитатель, демонстрирует модель, поясняя ее условные обозначения: (солнце, насекомых

    , затем просит детей повторить обозначения.

    - Птицы могут жить в теплых условиях – пригревает солнце

    - Они питаются насекомыми – оттаивает земля – появляются насекомые

    - птенцов можно вывести только в теплом воздухе, кормят птенцов так же насекомыми, с наступлением холодной погоды они улетают в теплые края.

    Дети наблюдают за действиями воспитателя, повторяют названия обозначений модели.

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    3. Вопросы к детям:

    - Как называются птицы, которые улетают с приходом холодов и возвращаются с наступлением тепла?

    - Как их можно назвать одним словом по типу питания?

    (К какой группе можно отнести п/птиц по типу питания?)

    - Перелетные

    - Насекомоядные

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    4. Демонстрация презентации с загадками о перелетных птицах и вопросы к детям

    Воспитатель начинает показ презентации, загадывает загадку о граче.

    После верного ответа, на экране появляется изображение грача

    Воспитатель задает детям вопросы об отличительных особенностях птиц:

    -Когда прилетают к нам грачи?

    - Как обычно грачи заселяют  выбранную ими территорию?

    - Какая отличительная особенность внешнего вида позволит нам определить, что перед нами грач?

    Воспитатель загадывает загадку о скворце. После верного ответа, на экране появляется изображение скворца

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Когда (в каком месяце) в гнездах скворцов появляются яйца?

    - Может ли скворец подражать звукам других животных?

    - Какие звуки могут издавать скворцы?

    - Какое обычно количество яиц в кладке скворца, и какого они цвета?

     - Как по окраске оперения мы сможем отличить молодого скворца (недавнего птенца) от взрослой птицы?

    Воспитатель загадывает загадку о кукушке. После верного ответа, на экране появляется изображение кукушки.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Откуда (из каких мест) возвращается после зимы в наши леса кукушка?

    - Высиживает ли самка кукушки сама своих птенцов?

    - Сколько яиц может подбросить кукушка за лето?

    Воспитатель загадывает загадку об утке. После верного ответа, на экране появляется изображение утки кряквы.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

     - Где сооружает, и как обустраивает свое гнездо утка?

    - Как долго (через какое время) научатся плавать ее птенцы утята?

    Воспитатель загадывает загадку о трясогузке. После верного ответа, на экране появляется изображение трясогузки.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Как в народе называют трясогузку?

    - Как вы думаете, почему ее так назвали, с чем это связано?

    - Как выглядят яйца трясогузки?

    - Как они раскрашены?

    Воспитатель загадывает загадку о ласточке. После верного ответа, на экране появляется изображение ласточки.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Когда (в каком месяце) к нам прилетает ласточка?

    - Где располагает свои гнезда эта птичка, какой материал она использует при строительстве своего гнездышка?

    - Как часто приходится ласточке приносить в гнездо корм своим птенчикам?

    Воспитатель дополняет ответ по 500-600 раз в день, это очень много.

    - Из-за какой особенности поведения ласточек в народе существовало поверье, что ласточка зимует на дне водоема, зарывшись в ил?

    Воспитатель загадывает загадку о соловье. После верного ответа, на экране появляется изображение соловья.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Когда в наши края прилетают соловьи, какую народную поговорку вы знаете связанную со временем прилета этих птиц?

    - Какого цвета яйца соловья? 

    Воспитатель говорит поговорку «У соловья волшебное пение, да скромное оперение»

    - Почему в народе сложилась такая поговорка о внешнем виде соловья?

    Воспитатель загадывает загадку о лебеде. После верного ответа, на экране появляется изображение лебедя.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Чем отличается шея лебедя от шеи других птиц?

    - О какой особенности цвета оперения лебедей вы знаете?

    Воспитатель загадывает загадку о жаворонке. После верного ответа, на экране появляется изображение жаворонка.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:  

    - Где мы можем послушать пение жаворонка? В лесу, в парке, в поле?

    - Легко ли будет заметить жаворонка на земле, в поле, и с чем это связано?

    Воспитатель загадывает загадку о журавле. После верного ответа, на экране появляется изображение журавля.

    Воспитатель задает детям вопросы, про этих птиц:

    - Какие интересные особенности поведения журавлей вы знаете?

    - Какую народную примету о журавлях вы знаете?

    - Как мы может отличить журавлиную стаю в небе от других птичьих стай?

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию грача

    (грач)

    Грачи прилетают к нам самыми первыми

    Грачи селятся шумной гнездовой колонией.

    Гнездовая колония грачей состоит из десятков гнезд.

    Свои гнезда грачи используют по многу лет.

    Отличительной особенностью грача является переносье с белым кругом.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию скворца

    (скворец)

    Уже в апреле в гнездах скворцов появляются яйца.

    Да, для скворцов характерно подражать звукам других животных.

    Они могут издавать скрип дребезжание, могут блеять и лаять и даже мяукать.

    В домике у скворца 5-6 яиц голубого цвета.

    Молодые скворцы (недавние птенцы) имеют однотонную темно-бурую окраску оперения,  в отличие от взрослых особей.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию кукушки

    (кукушка)

    Кукушка

    Кукушка возвращается в наши леса из Африки.

    Нет. Самка кукушки, отложив яйцо, подбрасывает его в гнездо другой, часто более мелкой птицы.

    За одно лето кукушка может снести до 20 яиц.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию утки

    (утка кряква)

    Свое гнездо утка сооружает в высокой прибрежной траве и выстилает его мягким пухом

    Маленькие утята сразу же начинают уверенно плавать и даже нырять.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию трясогузки

    (трясогузка)

    Народное название трясогузки - «ледоломка».

    Возвращение (прилет) трясогузки совпадает по времени с таянием льда у самого берега на реках и озерах.

    Яйца трясогузки раскрашены серыми точками.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию ласточки

    (ласточка)

    Ласточка прилетает в начале мая.

    Свое гнездо ласточка лепит на чердаке или под крышей дома из глины и склеивает своей слюной.

    Часто. Очень много раз за день.

    Ласточки, перед своим отлетом они собираются большими стаями у рек и водоемов.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию соловья

    (соловей)

    Соловьи прилетают в мае, когда на деревьях и кустарниках раскрылись и окрепли листья.

    «Соловьи тогда в наши края прилетают, когда могут с березового листа напиться».

    Яйца у соловья зеленовато серого цвета.

    Соловей сверху окрашен в темно-каштановый цвет с более темным оттенком на спине, снизу оперение светло-серое, грудка и горлышко белые, а хвост красновато-бурый. Ни одного яркого пятнышка нет в его оперении.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию лебедя

    (лебедь)

    Лебедь птица с самой длинной шеей.

    Цвет оперения лебедей зависит от места их обитания. В более теплом климате они более темные, а обитатели холодного климата белоснежного цвета.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию жаворонка

    (жаворонок)

    Эту птицу можно услышать в поле.

    Жаворонок поет на лету.

    Нет, не легко. Окраска этой птицы помогает хорошо маскироваться среди жухлой прошло-годней травы и на земле.

    Дети отгадывают загадку и рассматривают  фотографию журавля

    (журавля)

    Журавли могут затевать необычные танцы, машут крыльями, задирают вверх головы и  подпрыгивают в воздухе.

    «Ранние журавли – ранняя весна».

    Для журавлей характерен полет клином (углом) вытянув длинную шею вперед, а длинные ноги назад.

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми

    5. Физкультминутка

    Воспитатель предлагает детям выполнить упражнений вместе с веселым птенцом

    Дети выполняют движения, показанные в видеоролике

    Стоя у стульчиков Воспитатель обращает внимание детей на смену движений.

    6. Подготовка к дидактической игре  воспитатель предлагает детям занять места за столом.

    Дети рассаживаются за столом

    7. Дидактическая игра  с элементами интерактива

    Воспитатель предлагает подумать какая птица лишняя и почему

    Воспитатель приглашает ребенка к интерактивной панели, чтобы сделать выбор в игре.

    Дети наблюдают за действием педагога

    ребенок, выбирает на панели ответ на вопрос, поясняя свой выбор.

    8. Воспитатель рассказывает детям, что издавна в народе прилет птиц был значимым событием, поэтому существует много примет и поговорок, связанных с прилетом птиц.  Существует народный праздник, праздник в народе назывался по-разному: "Сороки", Жаворонки", "Кулики", "Тетерочный день". Последнее название связано, правда, не с птицами, а с особого вида обрядовыми печениями – тетёрами, изготавливаемыми в день весеннего солнцеворота (22 марта) в северных районах Руси. Они имеют круглую витую форму, так как символизируют солнце. Именно в этот день домой возвращаются первые перелетные птицы – жаворонки и кулики. Они приносят с собой весну и открывают путь всем остальным птицам, возвращающимся с зимовки в теплых краях. Весеннее равноденствие – день, когда зима заканчивается и начинается весна, день и ночь равняются. Традиция печь на праздник "Сороки" изделия из теста в виде солнца или птичек была распространена по территории всей страны. Называли их «жаворонками», «сороками», «куликами».

    Дети слушают воспитателя.

    Заключительная часть 2 минуты

    9. Закрепление материала занятия.

    Вопросы к детям:

    - О каких птицах мы говорили на сегодня? (назовите этих птиц одним словом)

    - Вспомните и назовите их?

    О перелетных птицах.

    Грач, скворец, кукушка, утка-кряква, соловей, трясогузка, ласточка, лебедь, журавль.

    Воспитатель просит повторить ответ за другими детьми


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-коммуникативному развитию для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Игра - викторина «Что? Где? Когда?»

    Обобщающая непосредственно- образовательная  деятельность по закреплению правил дорожного движения для подготовительной группы...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-коммуникативному развитию для детей с ОНР старшего дошкольного возраста «Игра - викторина «Что? Где? Когда?»

    Обобщающая непосредственно- образовательная  деятельность по закреплению правил дорожного движения для подготовительной группы...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки для детей старшего дошкольного возраста.

    Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с элементами лепки  для детей подготовительной к школе группы....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с элементами эксперемента в подготовительной группе.

    Дети помогают любимым героям сказки "Волшебник изумрудного города выйти из затруднений. Подбирают ткань для сердца Железного Дровасека, предлагают новое непромакаемое платье для Страшилы и очищают вод...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью в подготовительной к школе группе на тему «Перелётные птицы»

    ОбразовательнаяØ Обобщать знания детей о перелётных птицах.ВоспитательныеØ Воспитание доброго отношения к маленьким соседям по планете.Ø Закрепление представления о том, что в природе нет «ненужных» с...