Сценарий образовательной деятельности «Люблю березку русскую»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Симонян Светлана Геннадиевна

В последнее время в системе дошкольного образования и воспитания большую популярность приобретает такое направление, как музейная педагогика. Работа в этом направлении подразумевает погружение личности ребенка в специально организованную предметно-развивающую среду. При этом работа педагога ориентирована на активное вовлечение детей в процесс познания. В ходе знакомства с экспозицией подразумевается обязательное включение практической части, такой как игра-путешествие, игра-развлечение. Кроме того, на базе мини-музея может осуществляться и организованная образовательная деятельность.

Образовательная область-познание, формирование целостной картины мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyublyu_berezku_russkuyu.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности «Люблю березку русскую» (проводится на базе мини-музея)

Актуальность работы.

В последнее время в системе дошкольного образования и воспитания большую популярность приобретает такое направление, как музейная педагогика. Работа в этом направлении подразумевает погружение личности ребенка в специально организованную предметно-развивающую среду. При этом работа педагога ориентирована на активное вовлечение детей в процесс познания. В ходе знакомства с экспозицией подразумевается обязательное включение практической части, такой как игра-путешествие, игра-развлечение. Кроме того, на базе мини-музея может осуществляться и организованная образовательная деятельность.

Образовательная область-познание, формирование целостной картины мира.

Возраст воспитанников-6-7 лет.

Место проведения-мини-музей, в котором представлены изделия народных промыслов, экспонаты этнографического характера, предметы русского быта и старины.

Цель: привлечение семей воспитанников к активному участию в создании экспозиции мини-музея. Воспитание интереса и уважения к истории и культуре своего народа.

Задачи:

- пробуждение любви к музыкальному, поэтическому и художественному творчеству.

- знакомство со значением березы в традиционном укладе русской народной жизни.

-знакомство с таким народным промыслом, как плетение из бересты и резьба по бересте.

-патриотическое воспитание, пробуждение чувства национальной гордости.

Оборудование. Все необходимые материалы, оборудование и реквизит, упоминаемые в методической разработке, подбираются педагогом самостоятельно, по его усмотрению.

Сценарий образовательной деятельности.

Здравствуйте ребята. Я очень рада встрече с вами. Нашу беседу я хотела бы начать со стихотворения. Я буду читать, а вы можете прикрыть глаза и представлять себе то, о чем нам хочет рассказать русский поэт Николай Рыленков.

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Закончив чтение, воспитатель спрашивает детей, что нарисовало им их воображение. Выслушивает их ответы и подводит итог.

Это стихотворение о нашей родине, о России. Каждый человек, услышав это красивое название- Россия, представляет что-то свое, близкое и дорогое только ему. Но есть такие картины, которые возникают в сознании всех людей. Это символы нашей Родины.

Какие символы вы можете назвать? (Ответы детей).

В.   Красная площадь, Кремль, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Можно продемонстрировать картинки или изображения на планшете.

А есть у нашей Родины еще один символ. Это любимое всеми дерево-береза. Его не изображают на флаге и гербе, но зато, если за пределами нашей страны, далеко-далеко от родного местечка произнести слово березка, то сразу же само собой добавляется и другое слово- русская березка.

Русская береза-символ нашей Родины.

Почему же это дерево так любо каждому русскому человеку?

Ответы детей- красивое

-интересная окраска коры

- тонкие гибкие ветки

-издалека можно отличить от других деревьев

-можно пить сок этого дерева и т.д.

В. Правильно, ребята. Береза очень красива. Поэтому ее на своих полотнах изображали многие художники.

Рассматривание репродукций картин.

Но не только за красоту любит русский народ это дерево.

Березовыми почками и молодыми листьями наши предки лечились, вениками березовыми и по сей день люди в бане выгоняют разные хвори. Печи топят березовыми дровами, горят они ярко, тепла дают много.

Из березовой древесины получают темное тягучее вещество с сильным запахом- деготь. Цвет его такой темный, а запах такой неприятный, что появилась даже поговорка «Ложкой дегтя можно испортить бочку меда». Но вещество это лекарственное, им наши предки лечили домашних животных-коров, лошадей, смазывали места укусов от мошек и слепней. И сейчас вы можете купить в аптеках дегтярное мыло. (Показать кусочек). Березовые веточки раз в году используются для украшения православных храмов. А русские девушки любили водить хороводы в березовых рощицах.

Ребенок. А я знаю стихотворение о березке и могу его прочитать.

Александр Прокофьев

Береза

Люблю березу русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березу русскую,

Она всегда с подружками

Весною хороводится,

Целуется, как водится,

Идет, где не горожено,

Поет, где не положено,

Под ветром долу клонится

И гнется, и не ломится!

-Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня, находясь в нашем музее, так много говорим о березе?

-Правильно, тут есть экспонаты, изготовленные из этого дерева.

Воспитатель выставляет перед детьми короб, лукошко и туесок, спрашивает у детей о назначении этих предметов и о том, какой из этих экспонатов  сделан из березы.

В. Рассказывает о том, что для изготовления короба и туеска требуется верхний слой березовой коры- береста. Мастера аккуратно снимают бересту с березовых поленьев, обрабатывают специальным образом, а затем используют для изготовления различных изделий.

Воспитатель демонстрирует видео и изделия из бересты. Дети рассматривают их, говорят, нравятся ли им эти вещи.

В. Выставляет в ряд перед детьми короб и туесок, акцентирует внимание на том, что все эти изделия из одного материала, а вот форма и способ изготовления разные (плетение и резьба по бересте).

Пока дети рассматривают предложенные им экспонаты, воспитатель начинает наигрывать на металлофоне «Во поле березка стояла», кто-то из детей, по желанию, может продолжить, остальные вместе с воспитателем подпевают.

В. Эту народную мелодию знают далеко за пределами нашей Родины, ее также можно назвать символом России. Понравилась ли вам наша встреча? Что нового вы узнали?

-Ответы детей: -о пользе березы для людей.

-о том, что корзинки бывают разные, и у каждой- свое название.

-что такое береста, как ее получают.

-о символах нашей страны.

В. Чтобы вы ушли в хорошем настроении, предлагаю посмотреть фрагмент выступления хореографического ансамбля «Березка». Понравилось вам, ребята? До свидания, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по средствам мультимедийной презентации для детей старшего дошкольного возраста по теме «Люблю березку русскую»

Данная презентация создана с целью, использования мультимедийных ресурсов в образовательной области " Познания"...

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЛЮБЛЮ БЕРЕЗКУ РУССКУЮ»...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Люблю березку русскую"

НОД  интегрированного характера,  раскрывающая  для  детей  образ  "Березы"  в  живописи,  литературе,  народном творчестве, музыке.Содержит элементы ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области ХЭР (аппликация с элементами конструирования) в группе общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет № 10 «Ромашка» «Люблю березку русскую»

Cодействовать воспитанию патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине. Создание образа  березы различными художественными материалами с элементами констр...

Детско-родительский образовательный проект "Люблю березку русскую"

Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей....

Сценарий образовательной деятельности на тему: «Русские народные сказки»

Цель конспекта: продолжать знакомить детей со сказкой как произведением устного народного творчества, с манерами и особенностями сказочного повествования, жанровым разнообразием....