Методический семинар
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Родионова Ольга Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.rar12.24 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд: тема

        Уважаемые коллеги, тема моего методического семинара - проект «Экологическая тропа»  Который направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.

         В проекте представлен материал из опыта работы нашего  дошкольного учреждения по реализации задач экологического воспитания через  труд в природе,  исследовательскую деятельность, пробуждение бережного отношения к природному окружению, расширение кругозора детей.

        Предлагаемый материал поможет педагогам ДОУ  организовать экологическую и  опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, покажет способы практического взаимодействия детей с окружающей природой.

2 слайд: актуализация темы 

   

           Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде.

           В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия  для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий.

3,4,5,6,7 слайды.  Обоснование выбора

        Цель создания тропы заключается в обучении и воспитании дошкольников, расширении сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. Задача побудить дошкольников видеть, замечать различные проявления антропогенного факта, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду, способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

     Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах  природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

        Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

        Организация тропы силами дошкольников дает воспитателям возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценки состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах.

         Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности – убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

8 слайд: Опыт других авторов. При организации работы над данной темой, мной был изучен опыт работы  таких педагогов : Кондратьева Наталья Николаевна, Рыжова Наталья Александровна, Воронкевич О.А.

     Ознакомление с современными разработками педагогов-новаторов убедило меня в том, что наиболее приемлемым для решения педагогической проблемы может стать программа «МЫ» (Азбука экологии) автор Кондратьева Н.Н. Суть этой программы позволяет развить у ребенка системное знакомство с миром природы.    

      Деятельность педагога строится в соответствие с принципом научности. На доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.

Раскрыта идея единства человека и природы.

Программа : «Добро пожаловать в экологию» авт .Воронкевич О.А. разработана в соответствии с программой «ДЕТСТВО». «Воздух-невидимка» авт. Рыжова Н.А. рекомендован для детей старшего дошкольного возраста. Это пособие поможет воспитателям познакомить с таким компонентом природы как воздух.

В программах предложен интегрированный подход в экологическом обучении и воспитании детей, что соответствует ФГТ.

9 слайд  

 Для себя я определила следующую цель:

  • познакомить детей с многообразием растительного мира (деревьями, кустарниками, травами, цветами, их особенностями);
  • познакомить детей с многообразием животного мира (насекомые, птицы, их особенностями)
  • рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

10 слайд.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
  • Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
  • Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

11 слайд.

Для реализации данной цели необходимо было создать предметно-развивающую среду:

  • Экологическая тропа
  • Экологические уголки в группах

Этапы создания и оформления тропинки:

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.
  • Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

12, 13, 13, 14  слайд - Маршрут экологической тропы (карта схема)

 Видовые точки:

  1.  Ива плакучая;
  2.  Рябина, цветник;
  3.  Липа;
  4.  Береза;
  5.  Уголок нетронутой природы;
  6.  Огород;
  7.  Кустарники;
  8.  Муравейник;
  9. Сосна
  10.  Птичий столб (абрикоса);
  11.  Фитоклумба;

15 слайд - общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  • Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

16 слайд

Проект может быть использован

  • в системе дошкольного образования,
  • в системе дополнительного образования дошкольника,
  • в индивидуально-домашнем обучении,
  • в повышении квалификации специалистов дошкольного и начального обучения

      Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете.      

       Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.

17   слайд       Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АППО СПб, участие в городском методическом семинаре

Развитие личностного потенциала участников образовательного процесса ДОУ средствами художественно-эстетического и физического воспитания 21 февраля 2012 г....

Методический семинар, обобщение опыта работы по теме "Экология"

В семинаре: актуальность работы по теме "Экология", цели и задачи работы, используемые формы работы и их положительные стороны....

Методический семинар "Развитие социальной уверенности у дошкольников."

Проблема становления межличностного общения связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное в...

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...