Экспериментирование в дошкольном возрасте
статья по окружающему миру на тему

Данный материал отражает обоснование потребности дошкольников в экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_doshkolnom_vozraste.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Экспериментирование и исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста можно отнести к их врожденной потребности, которая помогает активно и самостоятельно осваивать  и познавать мир. Интерес к экспериментированию и исследованию сохраняется и развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.

    Совместная познавательная деятельность способствует актуализации знаний детей, накоплению опыта поисковой деятельности, когда ребенок посредством практических действий, постановки опытов может подтвердить свои предположения, увидеть новые возможности в уже знакомом, подыскать новый вариант использования имеющихся знаний.

    Коллективные переживания, совместное обсуждение, поиск и нахождение ответа раскрывают перед детьми возможности познавательного общения и показывают его привлекательность.

    Приобщение детей к исследовательской деятельности и экспериментированию обеспечивает развитие детского творчества.

    Экспериментирование и исследовательская деятельность позволяют ребенку открывать свойства объектов, устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства, определять закономерности.

    Экспериментирование – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Использование этого метода позволяет управлять явлениями, вызывая или прекращая эти процессы. Ребенок может наблюдать и познавать такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, светового луча, движения воздуха, агрегатное состояние воды и др.). Экспериментирование, элементарные опыты помогают детям осмыслить явления окружающего мира, расширить кругозор, понять существующие взаимосвязи. У детей развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.

    Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способа реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляются ребенком с помощью поисковых действий.

    Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира. Дошкольник упорядочивает опыт познания, постигает способы установления причинно-следственных, родовидовых, пространственных, временных, количественных отношений.

    Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Открытия эти ведут к перестройке, как самих действий, так и представлений об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент саморазвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, более сложные преобразования. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Самостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышления готовыми схемами действия.

    В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует, в свою очередь, самостоятельную поисковую активность.

    Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами.

    Во-первых, быть новыми и неопределенными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых познавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предмета. Кроме того, незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не связанный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи (например, открыть коробочку и достать спрятанную игрушку). В обоих случаях ребенок пробует разные способы действия с новым предметом и открывает новые свойства.

    Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет различные исследовательские действия.

    Однако для того, чтобы ребенок развернул исследовательское поведение, необходим оптимальный уровень сложности объекта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной активности. Оптимален такой уровень сложности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и понятный для ребенка эффект.

    Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданные звуки, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.

Для реализации принципов дошкольного образования лучше всего подходить экспериментирование, так как детям присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности под присмотром взрослого (воспитателя, родителя). В детском саду экспериментирование позволяет детям научиться логически мыслить, строить причинно-следственные связи, делать выводы самим и при этом всё, что видят дети, они запоминают лучше, чем при беседе с взрослым, потому что это сопровождается деятельностью самих детей. Кроме того, эксперименты напоминают детям фокусы: они не обычны, порой захватывающие всё внимание детей, а главное — дети проделывают их сами. Начиная с 6 месяцев ребенок начинает активно передвигаться по дому. До года ребенок начинает пытаться разговаривать, именно в это время мамы слышат из уст ребенка долгожданные «мама» и «папа». Малыш учится сообщать о своих желаниях. И именно с этого времени ребенок начинает изучать окружающий мир с помощью слов. Очень важно, чтобы родители в это время начали разговаривать с ребенком как можно больше, накапливая словарный запас ребенка и его знания об окружающем мире. К двум годам ребенок, как правило, накопив словарный запас в 200–300 слов и ознакомившись с названиями предметов, начинает исследовать физические свойства этих предметов, проводя первые опыты с предметами. Опыты — это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях взрослых. При этом взрослым необходимо в доступной для ребенка форме удовлетворить возникший у ребенка интерес. Получив от взрослых понятные ответы на свои вопросы, ребенок затем в игре отображает полученные сведения и тем самым закрепляет их в своей памяти. Если наблюдения ребенком окружающей действительности сопровождаются умелыми, правильными объяснениями старших, развивают его представления, он начинает лучше ориентироваться в окружающем, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи между отдельными явлениями, их причины и т. д. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений, развивают у него пытливость ума, еще большее стремление узнать, понять. Привыкая всему искать объяснения, он потом сам старается найти причину того или другого факта. Это очень ценно для развития мышления ребенка. В два-три года можно и нужно начинать экспериментировать с детьми с окружающими предметами: песком, снегом, водой, ветром, солнцем. Экспериментировать с детьми нужно начинать с предметами, которые ребенок может подержать в руках, потрогать. Поэтому главными задачами экспериментирования Создать условия для получения детьми реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Способствовать обогащению памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Способствовать развитию речи детей посредством обогащения активного словаря детей или желания детей отвечать на вопросы воспитателя. Способствовать накопления фонда умственных умений детей. Способствовать формированию у детей самостоятельности, целеполагания, способности преобразования каких-либо предметов и явлений для достижения определенного результата. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирования трудовых навыков, укреплять здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов: Постановка проблемы (задачи). Поиск путей решения проблемы. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе проведения экспериментирования. Проведение опытов соблюдая технику безопасности. Фиксация наблюдений с помощью рисунков, фотографий, схем. Обсуждение результатов и формулировка выводов. Оборудованием для экспериментирования дома являются все безопасные для детей предметы. В детском саду с начала первой младшей группы центр экспериментирования довольно беден. Центр экспериментирования в первой младшей группе должен в себе иметь все необходимое для экспериментирования с песком, водой и воздухом: емкости разного размера, лейки, камешки, песок, воду, лодочки, кораблики, лопатки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы, металлические предметы и т. д.), пластмассовые стаканчики резной формы, величины, степени прозрачности, плавающие игрушки, воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки, флажки. Во второй младшей группе состав оборудования центра экспериментирования значительно расширяются материалами по экспериментированию с солнечным светом, с предметами, по изучению органов чувств человека и жизнью растений: пластилин, стеки, горох, пшено, иллюстративный материал, дидактические игры по экологии, фонарик, пёрышки, деревянные ложки, зеркала, дощечки, бруски, кусочки разной ткани, механические плавающие игрушки, природные материалы (желуди, шишки, семена растений, скорлупа, сучки, спилы дерева, косточки плодов, крупа и т. д.), пробки, коробочки со звуком (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и т. д.) воздушный змей и т. д. При проведении экспериментирования следует помнить, что выбранный объект экспериментирования должен быть выбран самим ребенком, эксперимент должен быть краткосрочным в связи с возрастными особенностями детей. Проблемная задача должна быть понятной и содержать новизну для ребенка. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако не должна быть сложной для ребенка. Взрослый при проведении опытов лишь организовывает активную деятельность в форме диалога используя эвристический метод. Необходимые объяснения проходят с использованием только понятных ребенком слов. Во время экспериментирования взрослый не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка и т. д. Малыши очень любят такие игры и очень важно не ограничивать их во времени при проведении опыта, но и стараться не переутомлять его. Фиксация опытов для детей данного возраста еще сложна, однако только при фиксации увиденного эксперимент приобретает завершённость. Однако данная работа может быть для ребенка только сугубо добровольной. И взрослый не имеет права заставлять ребенка экспериментировать и фиксировать полученный результат. Инициатива должна идти только от самого ребенка. Изобразительный способ фиксации (рисование) наблюдений самый распространенный. Однако при низком уровне изобразительных навыков, дети не всегда могут соотнести изображение с теми реальными событиями, которые они наблюдали. Второй способ — фотографирование наиболее ценный, т. к. имеет ряд преимуществ - передает  точно особенности объекта и фотографии впоследствии можно использовать вторично при проведении беседы с детьми, кроме того дети рассматривая фотографии вспоминают увиденное и еще раз запоминают проведенный опыт, фотографии можно использовать в игре «сначала-потом». Другие способы фиксации опытов еще очень сложны для детей младшего дошкольного возраста (письменные (запись рассказа ребенка и т. д.), планы-схемы и т. д.). В результате экспериментирования у детей формируется представления: О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т.д). О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа). О способах исследования объекта. О предметном мире. В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко — низко-далеко; мягкий — твердый — теплый и т. д.). У детей формируется умения строить причино-следственные связи. Дети всесторонне развиваются. Экспериментирование в младшем дошкольном возрасте позволяет детям легко подойти к возрасту «Почемучек».
Примерный  алгоритм  проведения  занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы, рассматривание, зарисовки) по изучению теории вопроса.

2. Определение типа вида и тематики занятия-экспериментирования.

3. Выбор цели задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, мышления.

5. Предварительная  исследовательская работа с использованием  оборудования учебных пособий.

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом возраста детей изучаемой темы.

7. Обобщение  результатов наблюдений в различных формах (дневники наблюдений, таблицы, фотографии, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам  исследования.

Примерная структура занятия-экспериментирования

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления.

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления  экспериментирования.

4. Уточнение плана исследования.

5. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.

6. Распределение детей на подгруппы.

7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.

Борисова Е. М. Раннее экспериментирование детей // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 748-751.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст

План работы с детьми по экспериментированию в средней группе...

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, а также описание экспериментов и конспекты занятий....