Экологический диалог о зиме
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие рекомендовано для детей старшего дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №9 «Солнечный» п. Чистоозерный.

 Обобщающее занятие  в старшей группе

«Экологический диалог о зиме»

Воспитатель: Сучалкина Марина Николаевна

Цель: закрепить знания детей о зимнем сезоне.

Задачи:

  • обобщение знаний детей о понятии «живая – неживая природа»; о зависимости живой природы (насекомые, птицы, дикие животные) от изменений в неживой природе в течение одного периода- зимы.
  • закрепление навыков передачи признаков зимы в рисунке.
  • развитие связной, грамматически правильной речи детей, логического мышления, расширение активного словаря детей.
  • формирование у детей представления о том, что человек-часть природы,

 воспитание поведения по природосбережению.

 Материал и оборудование: картинки с изображением живой и неживой природы, картины периодов зимы, кроссворд по теме, краски, кисть, палитра, салфетка, тонированная бумага.

Словарная работа: подшерсток, линька.

Персонаж занятия – Дед Природовед.

Предшествующая работа:

  • Д/и «живая – неживая природа»
  • Ежедневные наблюдения состояния погоды.
  • Работа с календарем природы (заполнения календаря,

занесение данных о наблюдении за птицами в календарь погоды).

  • Экскурсия в зимний период.
  • Знакомство с термометром и температурой.
  • Беседы о погоде зимой.
  • Беседа о жизни диких животных зимой.
  • Беседа о жизни растений и насекомых зимой.
  • Чтение художественных произведений: В.Бианки,  И.Соколов-Микитов и  т.д.
  • Беседа «Роль человека в жизни живой природы».

Литература:

  • С.Н. Николаева программа «Юный эколог».
  • «Я познаю мир», том Экология.
  • «Рассказы и сказки», В. Бианки.

                             План занятия

I. Мотивация детей.

1.Д/игра «Живая - неживая природа».

2.Д/упражнение  «Потому, что…».

3.Д/упражнение  «Периоды зимы».

II.Зависимость живой природы от неживой природы в зимний период.

1.Блиц-опрос о жизни диких животных зимой.

2.Блиц-опрос о жизни птиц зимой.

3.Динамическая пауза.

4.Кроссворд «Зима».

5.Дорисовывание детьми сюжетов о том, как  человек может помочь диким животным и птицам зимой.

III.Итог. Раздача эмблемок   «Друг природы».

                                  Ход занятия

I.Мотивация. В гости к детям приходит Дед Природовед (взрослый) и проводит занятие.

 Дед: Заканчивается  зима. Я знаю, вы много наблюдали, беседовали, подкармливали птиц, много читали о жизни животных зимой.  Мне интересно, что вы знаете о зиме и о природе  зимой. Порадуйте Деда Природоведа,  и я буду знать, что у природы появились новые друзья. Давайте поиграем.

1.Д/и «Живая- неживая».

- Какое отличие живой от неживой природы?

- Назовите объекты:

 а) живой  природы;

 б) неживой природы;

 в) сделанными руками человека.

- Определите, глядя на картинки объекты живой и неживой природы, почему вы так решили.

2.Д/у «потому что».

- Придумайте предложение на зимнюю тематику. (Улетели дикие гуси, потому что замерзли реки).

3.Д/у «Периоды зимы».

-Посмотрите на эти картины (демонстрационные) и определите на них раннюю зиму, середину зимы и позднюю зиму. Объясните свой выбор.

(зимой Солнце светит, но не греет)

II     Зависимость живой природы от изменений в неживой природе.

1. -Какое основное явление зимой? (холод, мороз)

 -Как повлиял холод на растения?

-Куда исчезли насекомые?

-Какие птицы улетели, а какие прилетели на зимовку? (зимующие)

-Каких птиц называют - качающие - почему?

2. Расскажите, как проводит зиму:

  1. медведь, барсук, еж
  2. лось, олень, кабан, заяц, лиса
  3. белка, мышь.

- Кто из зверей, готовясь к зиме, меняет шубку? Объясню слова «линька», «подшерсток».

- Где живет зимой: волк, дикий кабан, лось?

-Как человек может помочь птицам, диким животным в суровую, снежную зиму, например в заказнике.

3. Динамическая пауза.

          Тук-тук, перестук,

Раздается громкий стук,

Молоточки стучат,

Строят домик для зайчат,

С вот такими стенами,

С вот такими окнами,

С вот таким замком (выполняем движения по тексту).

4.Решить кроссворд- загадку и отгадать ключевое слово.

  • Он может быть и не велик, но стоять не велит (мороз).
  • Притаилась за кустом  с пушистым хвостом (лиса).
  • Живет в норке, любит зерна. Боится совы и лисы (мышь).
  • С ветки на ветку прыгает ловко, любит орехи, грибы не морковку (белка).

- Кто прочтет ключевое слово? (зима)

5.Дети самостоятельно дорисовывают признаки зимы (суровой) на специальных  заготовленных пейзажах и дорисовывают то, как они (лично) помогут диким животным или птицам в заказнике, дома, пережить морозы и снегопады.

III. Итог. Дед: ребята, вы славно потрудились, много узнали о зиме. Умницы! Какие у вас замечательные рисунки (комментарии  детей своих рисунков).

Природа для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища открывать и показывать, их нужно охранять.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные  животные - будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять  Родину - значит охранять природу. Человек должен беречь природу.

*Вручаю вам эмблемы « Друг природы».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Зимушка-зима"

экологический проект по ознакомлению детей с зимним временем года...

Досуг по экологическому воспитанию: "Птицы зимой"

-вызывать интерес к окружающему миру;-формировать реалистические представления о природе;-закреплять элементарные знания о том, чем кормятся птицы зимой;-расширять знания об особенностях внешнего вида...

Экологический проект - Зимушка ,зима

Подготовила : воспитатель - Закирова Рамзия Салиховна " Детский сад № 253 присмотра и оздоровления Советского района Г Казани...

Открытое занятие по экологическому воспитанию."Зимушка-зима"

Программное содержание. Уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы....

Авторская экологическая сказка "Где Зима проводит лето?"

Из цикла авторских экологических сказок "Сорока Анисья о временах года" (5 сказок)...

Непосредственно экологическая образовательная деятельность "Зимующие птицы нашей области"

Закладывать основы экологического воспитания,расширять кругозор детей о природе родного края,о зимующиж птицах....

Экологический досуг "Птицы зимой"

Досуг по экологическому воспитанию "Птицы зимой" для детей средней группы...