Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебница - соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Варенцова Галина Владимировна

занятие по познавательно-исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Беласовский детский сад

Конспект ООД

по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

«Волшебница соль»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Варенцова Галина Владимировна

д. Беласовка

2016год

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, форме и видах соли;
  • Уточнить знания детей о соли, её значениев жизни человека;
  • Развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации;
  • Дать детям почувствовать радость открытий; развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Подготовительная работа:

Рассматривание иллюстраций, книг, показ несложных опытов в группах, инструктаж по технике безопасности, беседа на тему «Откуда берётся соль»

Активизация словаря: сыпучая, кристаллы, полезное ископаемое, лаборант.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: презентации, наблюдение;

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадка, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Материалы и оборудование: столы, подносы с материалом для опытов (соль, стаканы с водой-тёплой и холодной,мешочки с солью,крупой,ватой; правила для участников лаборатории, фартуки, шапочки, нарукавники для детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»

Ход образовательной деятельности

Приветствие гостей.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся. А теперь проходите на стулья.

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,

Ко мне Фея добрая пришла  (слайд 1)

Говорит, мне чудо гостья: «Сегодня всем вам предстоит

Немножко стать учеными. В лабораторию пойдете,

И чудо-опыт проведете с одним сыпучим веществом

Сейчас узнаете о нем».

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

(Слайд2)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о соли. Соль - незаменимый продукт питания.

(Слайд 3)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент, т.е. её создала природа.

В  молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета.

(Слайд 4)

Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская

Воспитатель: Ребята,а что вы ещё можете сказать о соли?

Ответы детей: Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.

(Слайд 5)

Воспитатель: Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

(Слайд 6)

Воспитатель: В настоящее время соль добывают и на земле и в воде специальными машинами – солекомбайнами.

(Слайд 7)

Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?

Ответы детей

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи.

Соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время.

Соль применяют в медицине в виде соляных ванн, в виде массажа с соляными крупинками

Соль используют как чистящее средство, а так же в творчестве.

(Слайд 8)

 На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

(Слайд 9)

Воспитатель: люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа.

(Слайд 10)

Воспитатель: -Ребята, хочу вам сказать, что в больших количествах соль вредна для человека. В чем же ее вред?

Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

Мы капусту рубим- рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём- мнём,

(мнут капусту)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём,

(сгибание и разгибание кистей рук) .

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в лабораторию, чтобы провести опыты с солью. Но для этого нужно повторить правила лаборантов, одеть специальную форму: фартуки, нарукавники, шапочки.

Дети повторяют правила:

Внимательно слушать старшего   лаборанта.

Точно выполнять задания

Аккуратно работать с оборудованием.

В конце опытов делать выводы

Опыт №1 «Обследуем соль»

Воспитатель предлагает детям потрогать соль, понюхать.

Вывод: Соль белая, состоит из кристаллов, солёная на вкус, не имеет запаха.

Дидактическая игра «Чудесные мешочки».

Воспитатель предлагает детям из 3 мешочков под номерами 1, 2, 3 с разными веществами (соль, крупа, вата) на ощупь найти мешочек с солью.

Вывод: Соль была под № 2

Опыт № 2. «Соль растворяется в воде».

Для опыта нам понадобится 2 стакана с холодной и с теплой водой, в каждый стакан насыпаем небольшое количество соли, и наблюдаем, что будет происходить.

Дети наблюдают и делают вывод.

Вывод: в холодной воде соль растворяется медленнее, а в теплой быстрее.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соленый раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать по поверхности.

Вывод: в пресной воде яйцо тонет, а в соленой нет(слайд)

Опыт №4 «Солью можно рисовать»

Дети с помощью пальца рисуют разные предметы или картины.

Для закрепления материала воспитатель проводит игру «Что мы знаем о соли».

(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему «Вулканы» .

Материал способствует развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению; совершенствованию умений работать с различными материалами, проя...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе. Магнетизм.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.Магнетизм.Цель: формировать представление о магните. Расширять словарный запас детей. Развивать любознательность, са...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности со старшими дошкольниками "Путешествие к Винни-Пуху"

В данном конспекте легко и доступно  раскрывается проблемная ситуация, которую воспитатель вместе с детьми может решить с помощью игры и сказки, применяя свои знания в области математики....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"

Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Помоги фокуснику» в форме «квест»

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:1.      Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятель...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Этот удивительный мир магнита»

Образовательная область: Познавательное развитие.Раздел: Познавательно-исследовательская деятельность.Тема: «Этот удивительный мир магнита»Возрастная группа: старшаяЦель занятия: Разв...