Конспект занятия "Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сычева Ольга Васильевна

Для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение свойств металла, дерева и пластмассы

Конспект занятия

Программное содержание:

Продолжать обогащать знания детей об окружающих предметах, их свойствах, качествах и названиях.

Познакомить детей с материалами: деревом, металлом и пластмассой, помочь выявить их свойства на основе сравнения.

Учить различать, находить и называть предметы из дерева, металла и пластмассы в ближайшем окружении.

Формировать у детей: элементарные умения в работе с компьютером,интерес к познавательной деятельности.

Развивать у детей: способность мыслить самостоятельно, проявляя творческий подход; умение анализировать, обобщать и сравнивать; слуховую память путем нахождения звуков разной высоты.

Воспитывать интерес, инициативу, любознательность, самостоятельность, умение действовать сообща.

Ход занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, какие предметы нас окружают? Из чего они изготовлены, из каких материалов? (ответы и размышления детей)
Я предлагаю вам отгадать загадки о различных материалах.

Не тону.

С топором и рубанком дружу. А вот спичек боюсь -От огня берегусь. (Дерево)
Могу быть прозрачной,
Могу быть цветной.
Воды не боюсь,
Огня стерегусь.
(Пластмасса)

Тяжелое, холодное.

В воде утону.
В огне не сгорю.
(Металл)

А вы хотите узнать о свойствах этих материалов? (ответы детей)

Ребята, я хочу предложить вам путешествие в необычную сказку, которую вы еще никогда не слышали. Сказка эта про трех друзей и она поможет нам узнать свойства металла, дерева и пластмассы. Запомнить свойства этих материалов нам поможет таблица, которую мы будем заполнять по ходу нашего путешествия.

Посмотрите на экран.
Воспитатель обращает внимание детей на экран - показ сравнительной таблицы. Воспитатель отмечает, что каждый материал на таблице обозначен своим цветом: дерево - коричневым, металл - черным, пластмасса - красным.
Итак, отправляемся.

2. Сказка.

Жили-были три друга - металл, дерево и пластмасса. Жили они дружно, чем могли, помогали людям. Но однажды друзья заспорили: кто их них самый важный и нужный? Для разрешения своего спора собрались они в поход и даже составили карту-схему своего маршрута.
Показ карты-схемы путешествия.
Идут они, а на пути у них встречается препятствие. Посмотрите на карту. Какое препятствие встретилось на пути у друзей? (речка)
Как вы думаете, смогут ли металл, дерево и пластмасса перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим - проведем эксперимент.

1. «Легкий – Тяжелый»

Ребята, опустите деревянные, пластмассовые и металлические бруски в воду.
Дети опускаю материалы в таз с водой.
Что произошло? Как вы думаете, почему металлический брусок сразу утонул? (размышления детей)
Что произошло с деревянным бруском? Пластмассовым? Почему они не утонули, плавают?
Воспитатель вопросами подводит детей к мысли о том, что дерево и пластмасса - легкие, поэтому они не утонули; металл - тяжелый, он утонул.
Ребята, давайте эти свойства материалов отметим в таблице.
Как вы думаете, как нашим друзьям-материалам перебраться на другой берег? (размышления и ответы детей)
Воспитатель подводит детей к мысли, что с помощью дерева металл можно переправить на другой берег (на деревянный брусок положить металлический -металл не утонет).
Вот и перебрались друзья на другой берег. Деревянный брусок загордился, ведь он выручил своего друга. Идут друзья дальше, а на пути у них следующее препятствие. Посмотрите на карту.
Какое препятствие встретилось у друзей на пути? (огонь)
Как вы думаете, смогут ли друзья-материалы продолжить свое путешествие? Что произойдет с металлом, если он попадет в огонь? С деревом? С пластмассой? (размышления и ответы детей)
Давайте, проверим.

2.«Горит - не горит»

Воспитатель зажигает спиртовку, поочередно нагревает кусочек пластмассы, дерева и металла. Дети наблюдают.
Что произошло? (пластмасса плавится, дерево горит, металл - нагревается).
Давайте, эти свойства материалов отразим в таблице.
Так как, Металл не горит, он помог перебраться своим друзьям через костер. Загордился он и решил рассказать о себе своим друзьям и вам, ребята.

Просмотр видеосюжета.
Послушали Дерево и Пластмасса рассказ Металла и захотели они узнать, какие предметы, сделанные из них, нас окружают? (ответы детей)
Ребята, скажите, если предметы изготовлены из металла, то они какие... (металлические), из дерева - (деревянные), пластмассы - (пластмассовые)
Решили отправиться дальше. Идут они и спорят — кто из них самый звонкий.
Ребята, как вы думаете, какой материал самый звонкий? (размышления и ответы детей)
Давайте проверим.

3. «3вучит — не звучит»

Ребята, у вас на столах лежат ложки. Из чего они сделаны? (дерева, пластмассы, металла)
Давайте возьмем деревянные ложки и постучим ими друг о друга. Какой звук вы слышите: глухой или звонкий?
Затем процедура повторяется с металлическими и пластмассовыми ложками.

Воспитатель подводит детей к выводу: металл издает самый звонкий звук, а дерево и пластмасса — глухой.
Данные свойства отмечаются в таблице.

Пошли друзья дальше. Шли они долго, устали. Увидели друзья дом и решили в нем отдохнуть.
Ребята, из какого материала построен дом? (ответы детей)
Можно ли построить дом из металла, пластмассы? (ответы детей)
Почему? (размышления детей)

4.«Теплый - холодный»

Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Давайте проверим, какой материал самый теплый.
Возьмите в руки деревянную пластину. Аккуратно приложите ее к щечке. Что вы чувствуете? (ответы детей)
Процедура повторяется с металлической и пластмассовой пластинами. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что дерево самый теплый материал.
Значит, дома лучше строить из .... (дерева)
Давайте отметим это в нашей таблице.

Ребята, наша таблица заполнена, посмотрите на нее. Давайте еще раз вспомним, какими свойствами обладают дерево, металл и железо.
Работа с итоговой таблицей.
Ребята, вы, наверное, устали, и я хочу предложить вам немного отдохнуть. Проходите на ковер, примите удобную для вас позу, закройте глаза.

Психогимнастика

Дети лежат на ковре, закрыв глаза. Под спокойную музыку воспитатель говорит:
«Закройте глазки. Расслабьтесь. Вы успокаиваетесь, отвлекаетесь от всего. Посторонние звуки вам не мешают. Вы отдыхаете, вы спокойны.
Представьте себя в металлическом доме. Вас окружают металлические предметы, в доме холодно и неуютно. Прохладный воздух овевает вам лицо, холодит виски, освежает голову. Вам спокойно, легко, вы ни о чем не думаете, но вам очень холодно, одиноко и грустно

Вдруг вы появляетесь в пластмассовом доме, и вас окружают пластмассовые предметы. Но вам здесь тоже одиноко и грустно. Вам хочется тепла и уюта.
А теперь вы попадаете в деревянный дом. Вокруг вас светло, красиво. Ваши руки и ноги согреваются, вам хорошо и тепло.
Вас ничего не отвлекает. Тело расслаблено и отдыхает. Сердце бьется ритмично, спокойно и сильно. Вы чувствуете себя легко и радостно. Ваше самочувствие и настроение улучшается. Появляется ощущение бодрости и свежести.
Все хорошо.
И в таком хорошем настроении мы открываем глаза. Вот мы и отдохнули. Нам легко, радостно и весело
Ребята, а наши друзья-материалы призадумались: не могут они решить - кто же из них самый главный.
А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)
Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?

Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево, пластмасса и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.
Сказка закончилась. Понравилась она вам?
Оценка деятельности детей.
А наше знакомство со свойствами различных материалов продолжается. На следующем занятии я расскажу вам сказку о других материалах.