Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.
Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран, формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Задачи:
- дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания.
- ознакомить детей с методами проведения исследования.
- учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей.
-Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь. Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.
Предварительная работа: НОД по ознакомлению с окружающим на тему « Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра « Узнай животное по описанию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_o_verblyudah.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.
Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »
Баженова Людмила Викторовна
Воспитатель 1квалификационная категория
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая, исследовательская, экспериментирование.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран, формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Задачи:
- дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания.
- ознакомить детей с методами проведения исследования.
- учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей.
-Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь. Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.
Предварительная работа: НОД по ознакомлению с окружающим на тему « Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра « Узнай животное по описанию».
Материалы и оборудование, методические ресурсы: : карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, папки-исследователя, листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги про животных, детские энциклопедии, компьютер, телевизор, диск с документальным фильмом о животных жарких стран, настольная лампа, кусочек меха, зеркальце для проведения эксперимента.
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||||
1 | Вводная часть Организационный момент | Дети сидят кружком на ковре. Карточки с темами будущих исследований выложены на ковре в центре круга, образованного детьми. После проведенного занятия по ознакомлению с окружающим по теме « Животные жарких стран», детям предлагается несколько тем для исследования, выбрали двух активных детей. | ||||
Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные карточки с темами исследований и сообщает, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые. | рассматривают | |||||
После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают карточку с темой исследования « Верблюд. Проживание его в пустыне». | ||||||
Вопрос: что является предметом нашего исследования? Наша задача - получить как можно больше новых сведений и сделать доклад. | Приспособленность верблюдов жить в пустынях, в условиях непригодных для жизни других животных | |||||
Чтобы выполнить это исследование надо как можно больше собрать информации по теме. Воспитатель предлагает провести эксперимент и подумать самим. | найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать. | |||||
Рассмотрев карточки с изображением методов исследования, лежащие перед детьми составили план исследования. Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно. | Дети выкладывают последовательность методов исследования | |||||
Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги ( рисовать значки или символы). | ||||||
2 | Основная часть | Обсуждение первого этапа работы. Метод «Подумать самостоятельно» | Дети рассказывают про верблюдов, что они могут долго обходиться без воды в пустынях. Питаются колючками. Человек приручил верблюдов, они сейчас живут рядом с домом человека и помогают ему перевозить грузы через пустыню. Трудится на жаре, где нет воды . | |||
Используя метод « прочитать в книге» (воспользовались энциклопедией) | верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые. Родина двугорбого верблюда – Азия. Запас питательных веществ – жир - хранит в своих горбах. Без воды он может обходиться несколько недель. Верблюд может прожить в дикой природе от 40 до 50 лет. | |||||
Физкультминутка. Поедем дальше мы на « кораблях пустыни» ( имитация поездки на верблюдах). Жил да был один верблюд, ( идем друг за другом высоко поднимая колени) Не любил он разных блюд, Ел в пустыне лишь колючку, ( наклонились, присели) Все же вырос он могучим ! ( встали, руки вверх) Нес с собою два горба- В них и пища, и вода. Шел неторопливо, плавно, Он в пустыне самый главный. ( идем друг за другом с высоким подниманием колен) | ||||||
метод « спросить у специалиста» | София предложила позвонить бабушке, выяснили, из шерсти делают верблюжьи одеяла; Они очень ценны для человека, так как дают молоко, шерсть, кожу и мясо. что у верблюдов широкие ступни приспособлены для передвижения по раскаленным сыпучим пескам и мелким камням (собранную информацию дети фиксировали на листочках) | |||||
Воспитатель пояснила, что глаза животного защищены от попадания в них мелких частиц песка длинными густыми ресницами, расположенными в два ряда. На ноздрях верблюда также густой волосяной покров, который препятствует попаданию пыли и песка внутрь. Верблюды имеют маленькие уши, но отличным слухом. Влага при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот верблюду , поэтому подолгу могут обходиться без воды. Воспитатель предлагает детям провести эксперимент « Определение проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды». Материал: зеркало на каждого ребенка. | Дети подышали на зеркало, оно затуманилось, так как на нем появились мельчайшие капельки влаги. Почему? | |||||
Воздух, вдыхаемый человеком, так же как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу , а часть задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание. | Провели дыхательную гимнастику | |||||
Используя метод « посмотреть в интернете» дети выяснили, что верблюды хорошо плавают несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Выживают без воды до двух недель, без пищи – до месяца. | ||||||
Посмотрев презентацию о животных жарких стран, дети узнали , что у верблюдов густой мех защищает их от дневного зноя и ночного холода. Вопреки заблуждению, горб верблюдов не хранит воду. В нем накапливается жир, помогающий понизить высокую температуру всей остальной части тела. | Почему верблюду не жарко в пустыне? | |||||
3 | Заключительная часть. Обобщение полученных данных | Что интересного мы узнали? ? Какая информация удивила вас? Что нового мы можем рассказать о верблюдах. Выбранные в начале занятия два ребенка - исследователя по очереди, дополняя друг друга, опираясь на собранный материал ( фиксация на листочках) делают доклад. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...
Конспект занятия по организации исследовательской деятельности детей «Волшебные магниты» в старшей группе
конспект занятия "Волшебные магниты" - старший возраст...
Методика проведения учебных исследований в детском саду
методика проведений учебных исследований в детском саду...
Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований в детском саду"
Мастер-класс предназначен для воспитателей Доу...
« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)
Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...
Организация исследовательской деятельности с детьми в условиях образовательного пространства на территории детского сада
В соответствии с требованием ФГОС большое значение в развитии дошкольников уделяется развивающей предметно-пространственной среде, поэтому не случайно в своей работе мы обратили внимание на тако...
Мастер-класс по теме «Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...