Главные вкладки

    Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова. Тема: « Приспособленность животных к среде обитания »
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Баженова Людмила Викторовна

    Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.

    Тема: « Приспособленность животных  к среде обитания »

    Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран,  формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости  живых организмов со средой обитания.

    Задачи:

    - дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания.

     -  ознакомить детей с  методами проведения исследования.

     - учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей.

      -Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь.  Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.

     

    Предварительная работа:   НОД  по ознакомлению с окружающим на тему « Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра « Узнай животное по описанию».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_o_verblyudah.docx19.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей в  старшей  группе по методике проведения учебных исследований в детском саду А.И.Савенкова.

    Тема: « Приспособленность животных  к среде обитания »

    Баженова Людмила Викторовна

    Воспитатель 1квалификационная категория

    Интеграция ОО:  «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

    Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, речевая, исследовательская, экспериментирование.

    Цель:  обобщить и систематизировать знания детей о животных жарких стран,  формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости  живых организмов со средой обитания.

    Задачи:

    - дать детям элементарные представления о приспособленности животных к среде их обитания.

     -  ознакомить детей с  методами проведения исследования.

     - учить детей собирать доступную информацию и уметь обрабатывать ее. Расширять кругозор знаний детей.

      -Развивать сообразительность, находчивость, мышление, речь.  Воспитывать у детей организованность при смене деятельности.

    Предварительная работа:   НОД  по ознакомлению с окружающим на тему « Животные жарких стран», рассматривание иллюстраций, загадывание загадок о животных жарких стран; дидактическая игра « Узнай животное по описанию».

    Материалы и оборудование, методические ресурсы: :  карточки с темами будущих исследований, карточки с методами исследований, папки-исследователя,  листочки бумаги, карандаши и фломастеры, книги про животных, детские  энциклопедии, компьютер, телевизор, диск с документальным фильмом о животных жарких стран, настольная лампа, кусочек меха, зеркальце для проведения эксперимента.

    Этап занятия

    Структурные компоненты деятельности

    Ход занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Время

    1

    Вводная часть

    Организационный момент

    Дети сидят кружком на ковре. Карточки с темами будущих исследований выложены на ковре в центре круга, образованного детьми.  После проведенного занятия по ознакомлению с окружающим по теме «  Животные жарких стран», детям предлагается несколько тем для исследования,

    выбрали двух активных  детей.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенные карточки с темами исследований и сообщает, что сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования так же, как это делают взрослые ученые.

    рассматривают

    После короткого обсуждения, направляемого воспитателем, дети выбирают карточку с  темой  исследования « Верблюд. Проживание его в пустыне».

    Вопрос: что является предметом нашего исследования?

    Наша  задача - получить как можно больше новых сведений и сделать доклад.

    Приспособленность верблюдов  жить в пустынях, в условиях непригодных для жизни  других животных

    Чтобы выполнить это исследование надо как  можно больше  собрать информации по теме.  Воспитатель предлагает провести эксперимент и подумать самим.

    найти в компьютере; прочитать в книге; спросить у мамы или папы, или у старшего брата; понаблюдать.

    Рассмотрев  карточки с изображением методов исследования, лежащие перед  детьми  составили  план  исследования.

    Воспитатель подводит детей к тому, что вначале необходимо подумать самостоятельно.

    Дети выкладывают последовательность методов исследования

    Всю собранную информацию мы будем зарисовывать карандашом или фломастером на маленьких листочках бумаги ( рисовать значки или символы).

    2

     Основная часть

    Обсуждение первого этапа работы. Метод «Подумать самостоятельно»

    Дети рассказывают  про верблюдов, что они могут долго обходиться без воды в пустынях. Питаются колючками. Человек приручил верблюдов, они сейчас живут рядом с домом человека и помогают ему перевозить грузы через пустыню.  Трудится на жаре, где нет воды .

    Используя  метод « прочитать в книге» (воспользовались энциклопедией)

     верблюды бывают двух видов: одно и двугорбые.  Родина двугорбого верблюда – Азия.

     Запас питательных веществ – жир - хранит в своих  горбах.  

     Без воды он может обходиться несколько недель.  Верблюд может прожить в дикой природе от 40 до 50 лет.

    Физкультминутка.

    Поедем дальше  мы на « кораблях пустыни» ( имитация поездки на верблюдах).

    Жил да был один верблюд,               ( идем друг за другом высоко поднимая колени)

    Не любил он разных блюд,

    Ел в пустыне лишь колючку,              ( наклонились, присели)

    Все же вырос он могучим !                ( встали, руки вверх)

    Нес с собою два горба-                     

    В них и пища, и вода.

    Шел неторопливо, плавно,

    Он в пустыне самый главный.         ( идем друг за другом с высоким подниманием колен)

    метод « спросить у специалиста»

    София  предложила позвонить бабушке, выяснили, из шерсти делают верблюжьи одеяла;

    Они очень ценны для человека, так как дают молоко, шерсть, кожу и мясо.

    что  у верблюдов широкие  ступни приспособлены для передвижения по раскаленным сыпучим пескам и мелким камням (собранную информацию дети фиксировали на листочках)

     Воспитатель пояснила, что глаза животного защищены от попадания в них мелких частиц песка длинными густыми ресницами, расположенными в два ряда. На ноздрях верблюда также густой волосяной покров, который препятствует попаданию пыли и песка внутрь. Верблюды имеют маленькие уши, но отличным слухом.

    Влага при дыхании выделяемая из ноздрей, собирается в особой складке и попадает в рот верблюду , поэтому подолгу могут обходиться без воды.

    Воспитатель предлагает детям провести эксперимент « Определение проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды». Материал: зеркало на каждого ребенка.

    Дети подышали  на зеркало, оно  затуманилось, так как на нем  появились  мельчайшие капельки влаги. Почему?

    Воздух, вдыхаемый человеком, так же  как и другими живыми существами, содержит водяной пар. Часть этой воды выходит наружу , а часть  задерживается в носу. Но носовой канал у человека относительно короткий и прямой. У верблюда же этот канал длинный и извилистый. Благодаря этому значительная часть водяных паров задерживается в носу у верблюда, а не выходит наружу. Это помогает ему дольше обходиться без питья, так как он меньше теряет воды через дыхание.

        Провели дыхательную гимнастику

    Используя метод « посмотреть в интернете» дети выяснили, что верблюды хорошо плавают несмотря на то, что большинство из них никогда не видели ни одного водоема. Выживают без воды до двух недель, без пищи – до месяца. 

     Посмотрев  презентацию о животных жарких стран, дети узнали , что у верблюдов густой мех защищает их от дневного зноя и ночного холода. Вопреки  заблуждению, горб верблюдов не хранит воду. В нем накапливается жир, помогающий понизить высокую температуру всей остальной части тела.

    Почему верблюду не жарко в пустыне?

    3

    Заключительная часть.

     Обобщение полученных данных

    Что интересного мы узнали? ?  Какая информация удивила вас?  Что нового мы можем рассказать о верблюдах. Выбранные в начале занятия два ребенка - исследователя по очереди, дополняя друг друга, опираясь на собранный материал ( фиксация на листочках)  делают доклад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Школа педмастерства. Тема: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

    В настоящее время в нашей педагогической литературе все чаще звучит мысль о том, что к зарубежному образовательному опыту нельзя подходить с позиции пользователя. Но так же очевидна мысль о том,...

    Методика проведения учебных исследований в детском саду

    методика проведений учебных исследований в детском саду...

    Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований в детском саду"

    Мастер-класс предназначен для воспитателей Доу...

    « Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)

    Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...

    «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория

    laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

    Выступление «Детское экспериментирование как средство развития познавательно - исследовательской деятельности детей раннего возраста» Заприкутенко Н.А., воспитатель, МБДОУ детского сада «Золушка» г.Холмска, первая квалификационная категория 2018 г.

    Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....