Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Теплая избушка» в таблице по ФГОС
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черемисина Оксана Анатольевна
Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы
«Теплая избушка» в таблице по ФГОС
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы

«Теплая избушка» в таблице по ФГОС

Цель: 

- Формирование у дошкольников представлений о том как люди жили раньше, путем погружения  в атмосферу старины русского быта

Задачи:

- Закреплять знания о старинном русском быте.

- Воспитывать чувство сопереживания, стремление помогать окружающим.

- Развивать навыки отгадывания загадок.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, электронное послание от Василисы Премудрой», игровой комплект «Жили-были…», кабинет русская изба, домашняя утварь из русской избы.

Предварительная работа: Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Изготовление избы из соленого теста. Знакомство с предметами домашнего обихода русской избы.

Ход образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед НОД

 Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давно я вас здесь жду - поджидаю, посиделки в русской избе без вас не начинаю.

Становись скорее в круг!

Ты мой друг и я твой друг,

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.

Мотивация деятельности детей

Педагог: - Ребята, в прошлый раз мы с вами узнали, как строили избы раньше. И построили свою русскую избушку. Давайте вспомним, как это было.

Педагог показывает детям слайд-шоу прошлого занятия.

Внимательно слушают.

Мотивация 

Педагог: - Но сегодня, придя сюда, нашей поделки я не нашла. А вы здесь ничего необычного не замечаете? Посмотрите, что нового появилось в нашей русской избе?

На экране появляется Василиса Премудрая и обращается к детям:

Василиса: - Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Василиса Прекрасная.

Я заходила к вам в гости и превратила вашу избушку в большой старинный дом. А предметы домашнего обихода, я спрятала в вашей русской избе. Когда вы соберете все спрятанные предметы, вы найдете большой старинный дом, который поможет вам оказаться в прошлом и узнать, как люди жили раньше. В сундуке для вас я спрятала наряды, одев которые, вы превратитесь из обычных детей в добрых молодцев и красных девиц. А на дне сундука, лежит первая подсказка. Желаю удачи, счастливого пути!

Формулируют ответы на наводящие вопросы педагога.

Дети и педагог подходят к сундуку

Целеполагание

Итак ребята, вы должны собрать все спрятанные предметы и найти старинный дом.

Выражают готовность к выполнению дальнейших заданий.

Планирование будущей деятельности.

Как вы поняли, что нужно делать? Что сначала? Что потом?

Ответы детей.

Реализация плана

Педагог: - Ну что ж, тогда я предлагаю открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.

Педагог: - Ну, вот вы и превратились, как говорила Василиса, в добрых молодцев и красных девиц. Как красиво вы одеты. Ой, смотрите, ребята, а на дне сундука какой-то листочек лежит, давайте посмотрим, что это?

Педагог: - Толстая Федора

Наедается не скоро.

Но зато, когда сыта –

От Федоры теплота.

Педагог: - Правильно это печка, пойдемте к нашей русской печке за первым предметом. Печь играла главную роль в каждой избе. Она отапливала жилище и помогала приготовить еду. В стародавние времена печи чаще делали из глины, а чтобы печь сильнее нагревалась, внутри ее укладывали камни, что бы дольше сохранялось тепло. Верхняя часть печи была плоская, что позволяло спать на печи. На печи, как правило, спали старики и маленькие дети, которые проводили там большую часть времени. Там же дети слушали сказки, рассказанные им бабушкой и дедушкой.

Педагог:

Ножек – четыре,

Шляпок – одна,

Нужен, коль станет

Обедать семья.

Педагог: - Правильно, это стол. Молодцы, ребята, пошлите к нашему большому столу. Раньше семьи были очень большие. Дедушки и бабушки жили вместе с детьми и внуками, да и детей в семьях было по многу. У моей прабабушки, например, было 11 детей. И раньше это не было редкостью. Вот и приходилось хозяевам дома делать большие столы, что бы всем хватило места за обедом.

Педагог: - Жил Кирилл

Много молока сохранил,

А разбился

Под плетнем очутился

Педагог: - Да, вы правильно угадали, это кринка.

Отправляемся дальше? А где у нас в русской избе кринка стоит?

Педагог: - Идем к полке.

Все подходят к полке, педагог берет большую кринку и показывает детям.

Педагог: - А как вы думаете, для чего в старину нужна была такая кринка?

Педагог: - Правильно, раньше молоко хранили в таких кринках. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании, дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. Мыли кринки ключевой водой и летом сушили их на солнышке, вешая на плетень. А давайте вспомним, что такое плетень?

. А еще мы знаем игру, которая называется «Плетень».

Педагог: - Ну что

же, давайте и мы с вами плетень сплетем и поиграем.

Русская народная игра «Плетень»

Педагог: - Деревяшка, три струны,

Натянутых, тонких.

Вы узнать её должны!

Поёт очень звонко.

Поскорее угадай-ка.

Что же это?

Педагог: - А где у нас здесь балалайка?

Дети: - У дедушки в руках.

Педагог: - Идемте к дедушке.

Педагог: - Раньше в старину не было ни телевизоров, ни музыкальных центров, но люди жили весело. Их верным спутником на посиделках и в праздники была балалайка. Они пели песни, частушки и танцевали под балалайку. Вот и мы давайте тоже спляшем под русскую народную мелодию.

Сюрпризный момент:

Педагог: - У бабушки сейф.

Он давно уж не новый,

К тому же совсем

Не стальной,

А дубовый.

Он скромно стоит у нее

В уголочке.

В нем бабушка держит

Халаты, носочки,

Отрезы на платья,

Немножечко пряжи,

Пуховый платочек

И пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нем.

Тяжелая очень

С висячим замком.

Педагог: - Молодцы! Давайте подойдем к сундуку!

Педагог: - Давайте вспомним еще раз, что же хранилось в сундуке?

Педагог: - Раньше сундук использовали, как мы сейчас шкаф. В нем хранили разные вещи. Сундуки раньше делали сами. Отец делал сундук для дочери. А она потом в него собирала приданое , которое готовила себе сама. А у ваших бабушек есть сундуки? У моей бабушки тоже был сундук, в нем она хранила вещи, которые сама связала, сшила, вышила.

 Вот послушайте стихотворение про сундук:

В уголке за дверью бабушкин сундук.

Крышку приоткроешь, перехватит дух.

Как-то я решила перебрать старьё,

Может что-то ценное? Нет, одно рваньё...

Скатерти льняные, по краям мережка,

От храненья долгого дырки да прорешки.

Мулине цветными вышитые шторы.

Кто же так с любовью подбирал узоры?

Гладью лепесточки, стебельки цепочкой

И ажурной вязью мелкие цветочки.

Вот китайский веер, хрупкие пластинки,

Где-то ещё целые, где-то половинки.

Весь рисунок выцвел, лишь снежок по краю,

Кажется, раскроешь и в руках растает.

Кто теперь расскажет, для чего хранили

И какие чувства к тем вещам таили...

Педагог: - Давайте и мы откроем наш сундук и посмотрим, что там внутри.

Педагог открывает сундук.

Дети с педагогом открывают сундук, находят там русские  народные костюмы, одевают их.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети подходят к печке и в ней находят маленькую печь.

Там же дети находят следующую загадку.

Ответы детей.

Дети подходят к столу.

Под столом дети находят маленький стол, а под маленьким столом загадка.

Ответы детей

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети, берутся за руки и становятся двумя шеренгами (одна напротив другой).

Дети: - От плетня упала тень — в зной прохлада радует.

Хорошо, что сам плетень на меня не падает.

По окончании игры дети на полке находят большую и маленькую кринки и следующую загадку

Ответы детей.

Дети подходят к деду

Все танцуют. Под дедушкиной балалайкой дети находят маленькую балалаечку, в руках у дедушки загадка

Дети подходят к сундуку, находят на нем сундучок

Ответы детей.

Ответы детей

Там все вместе находят сюрприз от Василисы – избу, комплект домашней утвари и кукольную семью из семи человек.

Анализ результатов деятельности

Педагог: Нашли подарок от Василисы? Что мы с ним сделаем? 

Педагог: - Где мы поставим печь? Почему вы так решили? Где мы поставим стол? А где у нас будет стоять сундук? А кого мы на него посадим? А что у нас будут делать люди? Где и кому мы отведем место?

Ответы детей.

Рефлексия

Расскажите, удалось вам справиться с заданиями  Василисы? Почему вы так думаете?

Педагог: - Чему новому вы научились? Что вам понравилось?

Педагог: - Вам понравилось играть в этот дом? Хотелось бы вам жить в таком доме? Почему?

Ребята, у нас остались некоторые предметы, о которых мы ничего не знаем. С этими предметами мы познакомимся в следующий раз, когда вы опять придете на посиделки в русскую избу. А сейчас наша встреча подошла к концу, до свидания, до новых встреч!

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы."Путешествие в зимний лес"

Это методическая разработка - конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей групыы, направленный на следующие цели:- Обогащение и актуализация словаря по теме "Зима", "Дикие животн...

Методическая разработка: Конспект непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы " Играем в школу".

Материал методической разработки посвящен закреплению умений и навыков детей к обучению в школе....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ЗПР « Лучики здоровья для Солнышка» (ознакомление с окружающим миром и развитие речи).

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи в ходе организации различных видов деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской, двигательной....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с ЗПР "На лесных дорожках"

Конспект непрерывной образовательной деятельности "На лесных дорожках" разработан для детей старшей группы с ЗПР.  и направлен на активизацию основных психических процессов, на развитие...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Как Ежик весну искал»

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы общеразвивающей направленности  «Как Ежик весну искал»...

Методическая разработка.Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения «Головные уборы»

Цель:  уточнить и расширить словарь по теме, формировать грамматический строй речи, обучать навыкам связной речи.Задачи:Образовательные задачи.Способствовать уточнению и обогащению представлений ...

Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по образовательной области «Познавательное развитие» «Осень- чудная пора!»

Данная методическая разработка представлена для детей старшего дошкольного возраста. Которая поможет детям обогатить свои представления о сезонных изменениях, а также поможет погрузиться ав атмо...