Методическая разработка конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по образовательной области «Познавательное развитие» «Осень- чудная пора!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Шувалова Ольга Михайловна

 

Данная методическая разработка представлена для детей старшего дошкольного возраста. Которая поможет детям обогатить свои представления о сезонных изменениях, а также поможет погрузиться ав атмосферу осеннего леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 11 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт- Петербурга

Методическая разработка конспекта

непрерывной образовательной деятельности

с детьми старшего возраста

по образовательной области

«Познавательное развитие»

«Осень- чудная пора!»

Подготовила воспитатель

ГБДОУ д/с №11

Петродворцового района

Шувалова О. М.

Санкт-Петербург

Петергоф

2020 год

Образовательная деятельность осуществляется в рамках образовательной программы ГБДОУ детского сада №11 в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

В группе воспитываются 24 ребенка 5-6 лет: 8 мальчиков и 16 девочек. Дети в группе активные, общительные, любознательные.

НОД с детьми группы старшего возраста «Осень- чудная пора» была запланирована в рамках комплексно-тематического планирования по теме «Осень в природе»

В процессе НОД были интегрированы следующие образовательные области:

· «Социально-коммуникативное развитие»;

· «Познавательное развитие»;

· «Речевое развитие»;

· «Физическое развитие»;

· «Художественно-эстетическое»

В ходе НОД были использованы следующие формы, методы, приемы и технологии:

Формы:

Фронтальная и групповая формы организации образовательной деятельности.

Индивидуальная форма работы была использована в качестве оказания помощи в процессе самостоятельной деятельности ребенка.

Методы и приемы:

Наглядные: показ, наблюдение;

Практические: упражнения, моделирование.

Словесные: беседа, рассказ.

Методы повышающие познавательную активность детей: элементарный анализ, сравнение, моделирование и конструирование.

Методы повышающие эмоциональную активность: элемент новизны.

Методы обучения: мотивирование на совместную деятельность, предположение, создание проблемных ситуаций.

В результате НОД воспитанники обогатят свои представления о сезонных изменениях, погрузятся в атмосферу осеннего леса.

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, продолжать учить самостоятельно находить их; продолжать учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе.

Задачи:

  • Закрепить с детьми названия деревьев, кустарников, которые растут в парке;
  • Формировать умение правильно вести себя в парке;
  • Сформировать представление о осеннем парке, как о сообществе различных растений и птиц;
  • Обобщить представления об экосистеме «парк». Соответствующие поведение в лесу;
  • Формировать основы экологического сознания.

Предварительная работа: беседа об осени, ее признаках, разучивание стихов, рассматривание картин И. Левитан «Осень золотая», И. И. Бродский «Опавшие листья».

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята мы с вами пришли в осенний парк. Давайте подумаем, чем отличается лес от парка? Хотите посмотреть и узнать что-то новое?

Дети : -Да.

Воспитатель: - Помните мы с вами приходили в этот парк летом? Какие изменения вы видите?

Дети :-  Трава пожелтела, листья на деревьях стали разноцветными.

Воспитатель: -Правильно ребята. Всё изменилось. Здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод. Почему же начали желтеть и опадать листья?

Дети : -Потому что, сбрасывая листья деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: -Правильно. Ночи становятся длиннее, деревья получают меньше света и тепла, зелёный цвет в листве убывает и более заметным становится жёлтый, красный, багряный, фиолетовый. Это зависит от того,  какое красящее вещество находится в вянущем листе. Яркость осенних листьев зависит от того какая стоит погода. (чтение стихотворения «Листопад» (Н. Капустюк))

Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся.

-Ребята, а вы заметили, что в парке стало тихо?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, давайте мы с вами пройдём по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья. (дети ходят)

Игра « Мы листочки»

                                       Мы листочки осенние,

                                       На ветках мы сидим.

                                       Дунул ветер- полетим.

                                       Мы летели, мы летели

                                       И на землю тихо сели.

                                       Ветер снова набежал

                                       И листочки все поднял.

                                       Закружились, полетели

                                        И на землю тихо сели.

-А вы заметили, что птицы не поют своих песен? И где они сейчас?

Дети: - Птицы не поют, потому что им холодно, и они улетают в тёплые страны.

Воспитатель: - Осенью воздух становится холоднее, не слышно птичьих голосов, умолкли их песни. Многие птицы улетают в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за холодные дождливые тучи, дует холодный ветер и исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернутся и будут радовать нас своим щебетом.

А сейчас, ребята, я предлагаю вам полюбоваться яркими разноцветными нарядами деревьев т отгадать про них загадки.

  • Никто не пугает,

А вся дрожит.   (Осина)

  • Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много, много желудей.   (Дуб )

  • Стоит Алёна,

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан.     (Берёза)

  • Скажи - с какого дерева

Зелёный ёж упал?

В сторонку откатился,

Но в лес не побежал.    ( с каштана)

  • Я на розу так похож,

Разве что, не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.     ( Шиповник)

- Молодцы, а теперь покажите эти деревья и кустарник.

Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай чей лист?»

(Ход игры: один ребёнок называет характерные признаки листа, а остальные по описанию узнают с какого он дерева).

Все были молодцы!

А сейчас, побегайте по опавшим листьям и соберите осенний букет для гербария. Какие красивые букеты вы собрали. Молодцы!

- Ребята, так где же вы сегодня побывали? Что нового узнали? (ответы детей)

- Почему всё стало разноцветным? (ответы детей)

- Куда и почему улетели птицы? (ответы детей)

- Чем же отличается парк от леса?  (ответы детей)

- Ребята, давайте вспомним правила поведения в парке? (ответы детей)

- А теперь, давайте попрощаемся с парком и будем возвращаться в детский сад.

Работа после экскурсии:

  • Чтение В. Корабельникова « Солнечный свет осени»;
  • Изготовление гербария из собранных листьев;
  • Изготовление коллажа « Декоративное панно из осенних листьев».