Проект «Поможем птицам зимой» .
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Константинова Ольга Викторовна

 

Краткосрочный проект для средней группы: «Поможем птицам зимой».

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.

Вид: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Срок реализации: с 09.01.-19.01.2018 года.

Возраст детей: 4-5 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность: Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.

В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.

В ходе проекта «Поможем птицам зимой» дети больше узнают о птицах нашего края, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.

Проблема:

1. Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Цель:

1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.

2. Расширить знание детей о птицах; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Этапы реализации проекта:

• I этап – организационно - подготовительный

• II этап – основной (практический)

• III этап - заключительный

I. Подготовительный этап

Постановка цели, задач. Изучение методической литературы. Разработка проекта. Подбор пособий для работы с детьми. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

II. Основной (практический)

Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и помощи.

Работа с родителями:

• Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.).

• Изготовить совместно с ребенком кормушку.

• Подобрать корм, развивать словарный запас.

• Выучить стихотворение о зимующих птицах.

• Подобрать загадки о зимующих птицах.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

• Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.

Работа с детьми:

1. Игровая деятельность;

• Дидактические игры: упражнение «Покормите птиц зимой»,

 Цель: побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях; словесная игра

«Назови птицу»

 Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память;

«Назови лишнюю птицу»

 Цель: учить детей отличать перелётных птиц  от  зимующих, закреплять в речи их названия;

 «Посчитай птичек и назови»

• Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5, активизировать в речи названия птиц.

"Раздели птиц  на зимующих и перелетных".

·        Цель:  закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева ,  а перелётных на изображение лётнего.

«Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит  каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

 Подвижные игры «Поймай птичку»

• Цель: развивать ловкость, умение прыгать на заданную высоту;

 «Летает - бегает»

• Цель: совершенствовать умение быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений, внимание; игра-забава

2. Познавательная деятельность;

• НОД Тема: «Птицы – наши друзья»                                                                     Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах.

 Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).

 Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.

 Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные  признаки  перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.

 Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.

 Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ  о  птицах  по картинке.

 Развивать восприятие, память, мышление, внимание.

 Воспитывать бережное отношение к птицам.

Интеграция областей:   Познание (предметный мир), речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.  

Словарная работа:  зимующие птицы, перелетные птицы.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением птиц, их силуэты (без клюва, лап, хвоста), модель схема «Птиц».

Раздаточный материал: картинки с изображением птиц, модели схемы «Птиц» на каждого ребенка.

• Беседы;

«Перелётные и зимующие птицы».

• Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в корме. Углублять представления о причинах отлёта и прилёта птиц.

«Пользу или вред приносят птицы?», «Как мы сможем, позаботятся о птицах зимой?».

• Решение проблемных ситуаций «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Что случится если исчезнут все птицы».

Наблюдения на прогулке за вороной.

 

• Цель: познакомить детей с птицей, рассказать о том, что эти птицы остаются зимовать у нас. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

 Рассказ воспитателя «Как птицы добывают себе корм зимой».                                                                                                               Цель: рассказать детям о пользе, которую приносят птицы, о том, как они добывают корм, о том, как «дружат» птицы и люди. Вызвать у детей интерес к наблюдению за жизнью и деятельностью птиц. Пробуждать в детях доброту и желание заботиться о пернатых.

3. Коммуникация;

• Чтение сказки М. Горький «Воробьишко»

• Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе; Сухомлинского «О чем плачет синичка».

• просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".

• Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».

• Отгадывание загадок.

• Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.

• Выставка в книжном уголке по теме проекта.

 Художественное творчество: Выполнение коллективной работы в нетрадиционной смешанной технике (рисование ладошкой, ватной палочкой и отпечаток пластиковой пробки ) красками: «Птичья столовая» .               Лепка «Птичка на кормушке».  Рисование птиц по трафаретам.

• Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания. «Нарисуй, а я отгадаю»,

«Давайте устроим для птиц птичью столовую», «Красивая птичка»

Цель:  учить  детей  рисовать  птичку, передавая  форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании цветными  карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления.

 Конструктивная деятельность.

• Цель: побуждать детей выполнять постройки по замыслу, использовать готовые постройки в играх, развивать самостоятельность, фантазию.

 средства: строительный материал, конструктор «лего»

 способы: Игровая ситуация «Кто построит домик для птиц?».

 Изготовление кормушки из втулки от туалетной бумаги.

 

4. Работа с родителями:

• Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».

• Детско – родительская выставка «Кормушка для птичек».

• Участие в акции «Птичья столовая»

III этап – заключительный.

• Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».

• Результат реализации проекта

У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим  птицам  пережить зиму;

Обогатился словарный запас дошкольников;

Развивающая среда группы пополнена дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.

Повысился процент родителей, проявляющих интерес к жизни

детского сада.

В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания. Которые им дали родители и воспитатели. Расширяя кругозор и представления о зимующих птицах. Повысился общий уровень знания детей о окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями о живой природе. Они стали делится полученной информацией с другими детьми! Родители заинтересовались полученными продуктами проекта.enlightened

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к проекту "Поможем птицам зимой" (младший возраст).

Дидактическая игра "Кто что ест?". Позволяет не только закрепить знания о питании разных птиц, но и развивать мелкую моторику. Игра выполнена на ламинированых листах, что позволяет неоднократно рисова...

проект "Поможем птицам зимой"

Воспитание экологической культуры, реализация регионального компонента по программе "Нащ дом-Южный Урал"...

Проект "Поможем птицам зимой"

Краткосрочный информационно-творческий проект в младшей группе. Длительность проекта - 1 неделя....

Проект" Поможем птицам зимой"

К птицам нужно проявлять доброту и заботу, подкармливать их. В холодное время года доступной пищи для птиц становиться всё меньше. Птицам особенно трудно в суровые морозы и сильные снегопады. Каждая к...

Презентация к проекту "Поможем птицам зимой"

Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы...

Проект "Поможем птицам зимовать"

Проект «Поможем птицам зимовать» предназначен для формирования у детей знаний о жизни птиц в природе...

Краткосрочный проект «Поможем птицам зимой»

По свидетельству российских ученых, из десяти синиц в зимние месяцы погибают девять, причем не от холода, а от голода. Птичий организм устроен так, что в состоянии поддерживать температуру тела и в тр...