Проект" Поможем птицам зимой"
проект (младшая группа) на тему

Усманова Евгения Александровна

К птицам нужно проявлять доброту и заботу, подкармливать их. В холодное время года доступной пищи для птиц становиться всё меньше. Птицам особенно трудно в суровые морозы и сильные снегопады. Каждая кормушка, с кормом очень важна для птиц и может спасти десятки птичьих жизней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pomozhem_ptitsam_zimoy.docx186.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\АДИСЕЙ\Desktop\Рисунок55.jpg

Проект по формированию экологических представлений с детьми раннего возраста «Поможем птицам зимой»

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя).

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели,

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв —

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог,

Налетело семь сорок.

Автор: Усманова Евгения Александровна

      МКДОУ»ЛАСТОЧКА»

С детьми младшей группы «НЕПОСЕДЫ»

От 22.01.2018г.

26.01.2018г.

Актуальность: К птицам нужно проявлять доброту и заботу, подкармливать их. В холодное время года доступной пищи для птиц становиться всё меньше. Птицам особенно трудно в суровые морозы и сильные снегопады. Каждая кормушка, с кормом очень важна для птиц и может спасти десятки птичьих жизней.

Срок реализации: краткосрочный (1 неделя).

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный.

Участники: воспитатель, дети группы

Цель: 1.Формирование знаний о зимующих птицах.

2. Воспитание доброго отношения к птицам, кормление птиц.

Задачи:

1. Дать детям первоначальные знания о птицах, их внешнем виде и образе жизни птиц зимой.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им зимой. 3. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Учить различать некоторые виды птиц по характерным признакам.

5. Научить детей подкармливать птиц.

6. Обогащать словарный запас детей

7. Пополнять предметно - развивающую среду по теме проекта.

Планируемый результат:

1. Продолжать знакомство с зимующими птицами.

2. Развивать желание помогать птицам зимой, подкармливать их.

3. Сделать для птиц кормушку.

Предварительная работа:

1. Подготовка наглядного материала (карточки, плакаты и фотографии).

2. Подборка произведений художественной литературы о птицах.

Реализация проекта:

 Среда : НОД по художественно-эстетическому развитию. Лепка «Зёрнышки для синички»

Цель: учить детей отщипывать пластилин, скатывать в небольшие шарики и приклеивать на лист бумаги с помощью надавливания кончиками пальцев.

Задачи: Закрепить умение детей раскатать комочки пластилина круговыми движениями жесткими ладонями для получения шарообразной формы. Развить чувство формы, мелкую моторику рук.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, беседа о птицах.

Словарная работа: круглые, маленькие, желтые, птицы, летают, шарики, отщипывать.

Оборудование: пластилин желтого цвета, салфетки бумажные и матерчатые, клеенки для лепки, тарелка.

Ход занятия.

В:Ребята,вы помните, как мы с вами зимой наблюдали за птицами на прогулке, а потом покормили их зёрнышками.

Д: да.

В: Весной птичкам тоже очень голодно, им очень трудно найти корм. А вы хотите помочь птичкам покормить их?

Д: да, хотим.

В: давайте мы с вами слепим много-много зёрнышек. Но прежде чем лепить мы разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «Птички»

Тише, тише не шумите,

Наших деток не будите, (раскачиваем кулачок верх и вниз)

Птички станут щебетать, будут пальчики вставать (открыть кулачок)

В: чем мы будем угощать наших птичек?

Д: Зёрнышками.

В: возьмите пластилин, и я возьму пластилин. Какого цвета у нас будут зёрнышки?

Д: жёлтого цвета.

В: правильно, жёлтого цвета. Комочек пластилина у нас большой, а зёрнышки маленькие –маленькие, поэтому от большого комочка мы будем с вами отщипывать небольшие кусочки, и я буду отщипывать, и вы отщипывайте. И будем катать маленькие-маленькие шарики. Покажите, как вы будете катать шарик? (дети показывают кругообразные движения ладонями).

В: правильно. Ладошки у нас жёсткие, шарик хорошо будет кататься. И я буду катать шарик. У меня ладошки жёсткие, какие у вас ладошки? Катайте шарики, берите ещё комочки, ещё катайте, будет у нас много-много зёрнышек для птичек. Ой, как много вы уже сделали зёрнышек! Мы сейчас с вами отдохнём.

Физкульт. Минутка

Ой, летали птички, птички- невелички. (дети машут руками как крыльями)

Все летали, все летали,

Крыльями махали.

На дорожку сели,

Зёрнышки поели (приседают на корточки ; указательными пальцами постукивают по дорожке).

Клю-клю-клю-клю, Клюю-клю-клю как я зёрнышки люблю.

Пёрышки почистим,

Чтобы были чище. (ребята руками чистят предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, Вот так, чтобы были чище!

Прыгаем по веткам, чтоб сильней стать деткам.

Прыг скок, прыг скок, прыгаем по веткам. (дети прыгают на месте)

В: какие у вас зёрнышки получились?

Д: круглые, маленькие.

В: Алия, а у тебя какие зёрнышки получились?

Алия: жёлтенькие, круглые зёрнышки.

В: возьмите тарелочки, давайте отнесём птичкам, посмотрите, как много –много зёрнышек у нас получилось.

Всем птичкам хватит корма! Молодцы вы у нас! Всем птичкам понравилось угощение!

Рефлексия.

Дети могут взять игрушечных птиц и покормить их.

Пальчиковые игры: «Я всех птиц зимой кормлю», «сорока».

Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
(сложить пальцы обеих рук в щепоть и «клевать» со стола воображаемых жучков и червячков)
И на юг не улетает —
Так, под крышей обитает.
(сомкнуть ладони и поднять руки вверх)
Прыг да прыг,
Да чик-чирик!
(опираясь на кончики пальцев, поочередно «подпрыгивать» обеими руками над поверхностью стола)
Жить он в городе привык!

Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)

Понедельник : НОД по познавательному развитию.

Беседа «Зимующие птицы».

Цель: продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Учить узнавать птиц на картинке. Чтение стихотворений и рассказов о птицах, рассматривание фотографий и иллюстрации о птицах.

Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; дать понятие «зимующие птицы»; представление о видах питания зимующих птиц; активизировать в речи словазимующие птицы, корм, кормушка, клюёт, щебечет, прыгает, стучит; воспитывать любовь и заботливое отношение к братьям нашим меньшим.

Предварительная работа: изготовление и развешивание кормушек на участке детского сада, чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций, собирание пазл «Зимующие птицы».

Оборудование: картинки зимующих птиц (по 2 одинаковых, ауди-запись «Голоса зимующих птиц», ноутбук, обручи для игры, большие картинки зимующих птиц, магнитная доска.

Ход:

- С тех пор, как наступила зима, для птиц настали трудные и голод-ные дни. Мы знаем, что не все птицы улетают осенью на юг. Какие остаются с нами? (Воробьи, вороны, голуби, синицы, снегири.) Как называть этих птиц(Зимующие птицы.)

- Как мы помогаем птицам(Вешаем кормушки и насыпаем туда корм.)

Воспитатель рассказывает чем можно подкармливать птичек.

Правила подкормки птиц:

1. Птицам нужно предлагать только подходящий корм. Нельзя давать им соленое, жаренное, черный хлеб и цитрусовые, а так-же любые испорченные или плесневелые продукты.

2. Птиц надо именно подкармливать, а не кормить. То есть еды в кормушке должно быть достаточно, чтобы птицы не погибли с голоду, но меньше, чем им необходимо - чтобы они не привыкали и не становились зависимыми от человека.

3. Сама кормушка должна быть подходящей формы - иметь навес для защиты от снега и бортики для того, чтобы корм не сдувало ветром. Кроме того, недопустимо использовать в качестве кормушек сетки или подобные им приспособления содержащие веревки и нитки - птицы могут запутаться в них.

Проводится дидактическая игра «Найди пару». В руке у каждого ребёнка по картинке с птицей. Все дети должны найти на столе пару своей картинке. При этом уточняется название птицы. При повторном проведении игры карточки у детей меняют.

Звучит запись голосов птиц.

- Слышите, к нам прилетели разные птички. Угадайте, какая птичка сейчас запела.

Дети, с помощью воспитателя, угадывают голоса. При этом воспитатель объясняет, какая птица как поёт: синица – посвистывает, воробей – чирикает, голубь – воркует, ворона – каркает. Дети стараются подражать птицам.

- А сейчас мы поиграем в игру «Птички в гнёздышках» (2-3 раза).

Теперь мы приготовим еду для птичек и понесём её в кормушку на улицу.

Дидактические игры: «Большой – маленький», «кто как голос подает?».

Четверг : НОД по речевому развитию.

Конспект занятия-беседы «Покормите птиц зимой».

Наступили холода и для птиц наступили не самые лучшие времена.

Наблюдая за птицами, ребята увидели, что корма для птиц стало мало и они спросили: «как можно им помочь?»

Поэтому решено было провести экологическую акцию «Покормите птиц зимой».

Цель: Расширить знания детей о птицах, зимующих и перелётных. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности. Воспитать бережное отношение детей к окружающему миру.

Задачи: формировать обобщённые знания детей о зимующих и перелётных птицах. Научить различать основных птиц региона по их характерным признакам. Развивать речь и память детей. Познакомить с поэзией и прозой о птицах.

Оборудование: кормушки с кормом, карточки с изображением птиц.

Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

Ход занятия.

Ребята, сегодня утром, когда я шла в сад я увидела птиц, которые прятались от холода.

А каких птиц вы знаете? (Ответы.)

Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)

Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?

Ответы детей: - мало еды, становится холодно, вода в реках и озёрах замерзает, всё это служит сигналом для перелётных птиц.

А куда улетают птицы? (Ответы детей).

Скажите, а все ли птицы улетают? (Ответы детей).

Правильно. Не все птицы улетают. Остаются зимующие птицы. Сейчас я загадаю вам загадки о птицах, а вы попытаетесь угадать в них птиц, живущих рядом с нами.

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.

(Ворона)

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица - почтальон,

Пролетит любой маршрут.

(Голубь)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок.

(Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица).

Скажите, дети, а все ли птицы одинаковы?

Здесь дети отвечают, что всех птиц объединяет (перья, клюв, крылья, а что отличает друг от друга.

А скажите, пожалуйста, легко ли им живётся зимой? (Ответы детей).

А что может сделать человек для облегчения жизни птиц зимой? (Ответы детей):

-Кормить птиц зерном, хлебом, семенами…

- Сделать кормушки…

Молодцы!

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение З. Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь–сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

Вы сейчас прослушали стихотворение, назовите птиц, которые прилетали к кормушке, какие это птицы? (Зимующие).

Проводится игра с карточками на закрепление материала о зимующих и перелетных птицах.

Дети, которым достались карточки зимующих птиц, остаются на месте.

Дети, которым достались карточки перелётных птиц, убегают со своих мест в обозначенный круг.

Игра повторяется 2-3 раза.

Игра: «Прилетели птицы»

Методика проведения: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что неправильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Итог занятия:

Воспитатель: О ком мы сегодня беседовали? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)

После занятия дети решили сделать кормушки для птиц и повесить их на участке.

Пальчиковые игры: «Воробьи - воробушки», «сорока».

Вторник : НОД по художественно-эстетическому развитию.

Рисование красками (нетрадиционным способом - пальчиками) ягод рябины. Тема: «Угощение для снегиря».

Цель: продолжать учить детей рисовать пальчиками на листке бумаги, не размазывая его, создавать радостное настроение от работы.

Конспект занятия на тему «Рябина» (нетрадиционный способ рисования)

Цельрисование рисунков путем прикладывания кончиков пальцев.

Задачи: - вызвать интерес к рисованию

- радоваться полученному результату

- закрепить представление о красном цвете.

Демонстрационный материал: ветка с кистью рябины (или рисунок).

Раздаточный материал: альбомный лист с нарисованной веткой рябин7ы без ягод, гуашь красного цвета, салфетки (по количеству детей).

Предварительная работа: рассматривание ветки рябины на прогулке. Показ кисти рябины или рисунка и бусы из ягод.

Упражнение по развитию мелкой моторики рук.

Кисти рябины кисти рук свисают и свободно качаются

Сияют на солнце

Ветки, качаясь, кисти рук опускаются на стол и слегка постукивают

Стучатся в оконце.

Показ – сделанные заранее бусы из рябины.

Бусы из ягод

Как настоящие.

Вопросы воспитателя: - где растет такая кисть? (На дереве, это рябина)

- Какого цвета ягоды? (Красные)

Раздача листов бумаги, где нарисовано кисть рябины без ягод.

Воспитатель спрашивает: Чего не хватает на наших рисунках? (Ягод)

Воспитатель: Сейчас мы будем рисовать ягоды пальчиками. Опустите пальчик в поддон с краской и приложите пальчик к концу одной из веточек кисти, легонько прижмем. Вот и ягодка готова.

- Работа детей

- Помощь воспитателя при необходимости

- Вывеска работ детей на стенде

Воспитатель: Какие чудесные кисти мы с вами нарисовали, поощрение.

Дидактические игры: «Собери птицу», «угадай по описанию, что за птичка».

Четверг : НОД по речевому развитию.

Чтение художественной литературы о птицах: А. Барто «Птичка», «Воробей», «Синица», Н. Рубцов «Снегирь».

Цель: познакомить детей со стихотворениями А. Барто, приучать детей слушать стихи, развивать внимание и память. Наблюдение за птицами на прогулке

Методика проведения:

Педагог: Ребята сегодня Из леса нам прислали посылку. Хотите узнать что в ней?

.Дети (Да).

Педагог: Посмотрите ребята Это письмо от Лесовичка. Письмо не простое. В нем загадки, он предлагает нам их отгадать. Поможете мне?

Дети: да.

Педагог: Если справимся с загадками, то сундучок который прислал нам Лесовичок откроется и нас ждет сюрприз.

Педагог загадывает загадки про птиц используя презентацию при правильном ответе детей. Дает прослушать аудиозапись голосов птиц.

1. Она под крышами живет,

Гнездо своё из глины вьет,

Целый день суетится,

На землю не садится,

Высоко в облаках летает,

Мошек на лету поедает,

В черном фраке лапочка,

А зовется …. (Ласточка)

Дети рассматривают картинку из презентации а затем /включается аудиозапись/

2. Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает

Эта птица - круглый год

Во дворе у нас живет

И чирикает она

Громко с самого утра:

- Просыпайтесь поскорей. -

Всех торопит (Воробей) - Послушайте, пожалуйста, как кричит эта птица /аудиозапись/.

Педагог: Ребята назовите, пожалуйста, части тела птиц.

Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.

Педагог: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?

Дети:По оперению, внешнему виду, величине.

-Педагог: Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети: Потому что наступают холода и зимой нет еды.

Педагог: Отгадайте следующую загадку.

3. Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку.

Что за птица? Знаешь? - (утка)

/аудиозапись/

4 По лесам, садам летаю,

Мушек, мошек собираю

И личинок, и жучков

Короедов, червячков,

А зимою на дорожке

Собираю часто крошки.

Я весёленькая птичка

И зовут меня …

(Синичка)

Детям предлагается послушать аудиозапись.

5. В лесу на дереве живёт,

Свои яички сносит.

Но, так как гнёзд она не вьёт,

Соседям их подбросит.

Идем мы в лес собрать букет

На солнечной опушке.

И сколько жить осталось лет

Мы спросим у …

(Кукушки)

И. Захарова.

Правильно вы отгадали

Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, и птицы вынуждены растить птенцов кукушки. /аудиозапись/

6. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой —

Всё равно он будет мой!

Дятел

7. Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила,

Быстро к нам спустилась в ноги,

Смело ходит по дороге

И боится только кошек,

Ей даем семян и крошек.

С нами птица круглый год,

Воркованием поет.

Голубь.

Педагог:Ребята мы отгадали все загадки Лесовичка. И сундучок готов открыть нам свой сюрприз. (педагог достает из сундучка раскраски с птицами и раздает их ребятам для раскрашивания).

Подведение итогов занятия:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что нового мы узнали на занятии?

- О каких птицах мы вели разговор?

- Что интересного мы узнали о кукушке?

- Почему птицы улетают в теплые края?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: Молодцы.

Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!

Трудно птицам зимовать, 
Надо птицам помогать! 
Распилить я попросил 
Досочку еловую, 
Вместе с папой смастерил 
Птичкину столовую. 

Скачет шустрая синица, 
Ей на месте не сидится. 
Прыг-скок, прыг-скок, 
Завертелась как волчок. 

Список литературы:

Г. Я. Затулина, Развитие речи дошкольников. – М., 2016; Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. - М., 2014.

А. Барто «Птичка», «Воробей», «Синица», Н. Рубцов «Снегирь», загадки.

Выводы по проведенному проекту:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...