Проект "Поможем птицам зимовать"
тест по окружающему миру (подготовительная группа)

Суханова Светлана Витальевна
Проект «Поможем птицам зимовать» предназначен для формирования у детей знаний о жизни птиц в природе
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 «Антошка» г.Павлово

                                                                                                       

                                                                                                   

                                                                                                                

Материалы районного конкурса

экологических проектов

«Путешествие в мир природы»

Номинация «Творческий проект»

ПРОЕКТ

«Поможем птицам зимовать»

                                                                                               

                                                                                         

                                                                                         

                                                                   Автор – разработчик:

                                                                  Суханова С.В.- воспитатель высшей

                                                                   квалификационной категории.

                                                                   Участники проекта:  

                                                                   дети разновозрастной логопедической группы

                                                                   (14 человек, возраст 5-7 лет)

                                                                   Продолжительность проекта: 2 недели

2017 г.

Аннотация. Проект «Поможем птицам зимовать» предназначен для формирования у детей знаний о жизни птиц в природе, воспитания гуманно – ценностного отношения к природе и ко всему живому. Реализация проекта не только позволяет воспитанникам расширить и систематизировать свои представления о зимующих птицах, их жизни в природе, но и в практической деятельности узнать, какая помощь необходима птицам в холодное время года. Показана связь проекта с организацией экологической акции с таким же названием «Поможем птицам зимовать», взаимосвязь деятельности педагогов, детей, родителей.

Предлагаются: план проектной деятельности, вариант полученного продукта в виде газеты, отдельные материалы проектной деятельности детей и взрослых.

Актуальность проекта: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляется идея – познакомить детей с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, беречь их. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект. Именно поэтому был разработан проект «Поможем птицам зимовать». Птицы – это наши соседи и друзья. Они живут рядом с нами, помогают нам в борьбе с опасными вредителями деревьев и порой сами нуждаются в нашей помощи и защите. Кроме того, птицы – интересные объекты для наблюдения, приносящие массу положительных эмоций. Поэтому перед людьми стоит задача беречь птиц, заботиться о них.

Цель проекта:  формирование экологически осознанного поведения детей в природе в процессе ознакомления с зимующими птицами.

Задачи: 

образовательные: 

- Формировать у детей обобщённые представления о зимующих и перелётных птицах,    о их взаимосвязи со средой обитания; о роли человека в жизни зимующих птиц.

-Познакомить со способами получения и распространения информации.

развивающие:

- Развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы;

- Развивать познавательную активность;

-Развивать способности к творчеству.

-Развивать коммуникативные умения и навыки.

воспитательные: 

- Воспитывать интерес к живой природе.

-Формировать осознанное отношение к проблеме защиты природы.

-Формировать умения и навыки делового сотрудничества со сверстниками.

Предполагаемые результаты:

Дети:

-интересуются событиями, происходящими в природе;

-знают зимующих птиц нашей местности;

-умеют наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи изменений, происходящих в жизни птиц;

-способны замечать потребности живых существ (птиц и др.), осознают необходимость оказания им помощи в трудных ситуациях; знают, каким кормом подкармливать тех или иных птиц;

-активно участвуют в мероприятиях по сбору и распространению информации по теме проекта;

-умеют отвечать на вопросы, рассказывать по теме проекта, задают вопросы;

-согласованно работают в подгруппе сверстников;

Родители:

-являются активными участниками проекта;

-пополнили свои знания о природе;

-подают пример бережного отношения к ней.

         Этапы

       проекта

                        Проектные мероприятия

Деятельность педагога

    Деятельность детей, совместная деятельность детей и взрослых

1.Выбор темы

- Каждый месяц в календаре природы воспитатель с детьми отмечали, какие птицы прилетают на участок и к окошку группы.

- Дети, наблюдая и сравнивая данные календаря природы за три последних месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь), увидели, что некоторых птиц прилетать стало значительно меньше, но появились новые птицы.  

И они задались вопросами: «Что случилось? Какие птицы остались? Как помочь оставшимся птицам зимовать?»

-При помощи воспитателя решают:

-больше узнать о птицах;

-научиться заботиться о них зимой;

-рассказать другим детям и взрослым, что знаем и как мы заботимся о птицах, сделав газету.

2.Подготовка    к проекту

- Анкетирование родителей «Птицы – наши друзья»;

- Поместить на информационный стенд для родителей статью о жизни птиц зимой;

- Акция «Родители – детям»: обогащение книжного уголка книгами детских писателей о птицах;

- Помогают родителям дома подбирать детскую литературу о птицах и приносят её в детский сад.

 

3.Реализация

проекта

- Беседа «Польза, приносимая птицами»;

- Беседа «Зачем нужно подкармливать птиц»;

- Познакомить с растениями, несущими корм птицам: клён, ясень, калина, рябина, сирень;

- Показ презентации «Красная книга. Птицы Нижегородской области»;

- Чтение детской литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Берестов «О чём поют воробушки?», Ю. Никонов «Зимние гости», В. Чаплина «Птицы в нашем лесу», В. Бианки «Мастера без топора», В. А. Сухомлинский «Как воробушки ждали солнца»;

- Консультация для родителей «Как изготовить кормушку для птиц своими руками»;

- Составление моделей: понятия «птица», чем питаются, сравнение птицы с животным (летучая мышь), почему улетают на юг, почему возвращаются назад, почему нельзя уничтожать птиц;

- Показ видеофильма о зимующих птицах «Птицы зимой»;

-НОД: составление связного рассказа по картинкам «Птицы на кормушке»;

- НОД: рисование «Дятел»;

- НОД: аппликация «Снегири на ветке рябины»;

- НОД: лепка «Птицы на кормушке»;

-НОД: конструирование из бумаги «Синица».

- Викторина «Птицы – наши друзья»;

- Изготовление плаката, листовки, буклета «Покормите птиц зимой!»;

- Рассматривание иллюстраций с птицами в журналах и книгах;

- Рассматривание энциклопедии «Птицы»;

- Наблюдения за птицами на прогулках и из окна группы;

- Зарисовки наблюдений;

- Составление совместно с родителями рассказа с иллюстрациями о птице (по выбору);

- Экспериментирование: распознавание птичьих следов;

- Экспериментирование: какого корма птицы съели больше?;

- Экспериментирование: перо под лупой (лёгкое, тёплое, пропускает воздух);

- Экологический тренинг «Птицы» (психогимнастика, пофантазируй «Если бы ты был птицей?»);

- Творческие работы с родителями «Моя прекрасная птичка» (фото, рисунок, поделка);

- Просмотр анимационного фильма «Желтухин» по произведению А. Н. Толстого;

- Прослушивание в записи голосов птиц;

- Изготовление с папой кормушки;

- Разучивание стихов и пословиц о птицах; 

- Отгадывание загадок о птицах;

- Раскраски, трафареты «Птицы»;

- Д/и «Кто чем питается», «Улетают – не улетают», «Убери лишнюю», «Узнай по части всю птичку», «Не сорока, не ворона», «Что за птица?»;

- Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»;

- П/и «Кот и птицы», «Филин и пташки», «Птички в гнёздышках», «Птицелов»;

- Пальчиковая гимнастика «Стайка», «Я зимой кормлю всех птиц»;

- Игровое упражнение «Снегири», «Сдуй пёрышко с ладошки»;

- Передача образов птиц в движении под музыку;

- Инсценировка стихотворения К.Д.Ушинского «Пойманная птичка»;

- Драматизация сказки «Птичий теремок»;

- Изготовление шапочек птиц.

4.Презентация

1.Организует  создание газеты «Поможем птицам зимовать!»:

-определяет вместе с детьми рубрики, которые будут отражены в газете;

- даёт задание детям подобрать дома вместе с родителями стихи о птицах, ребусы, загадки, кроссворды, народные приметы, связанные с птицами, фотографии и картинки «Я и птицы», интересные факты о птицах «Знаете ли вы, что…»;

-готовит изобразительный материал для выпуска газеты (клей, ножницы, фломастеры, ватман);

-вместе с детьми оформляет газету.

2. Определяет вместе с детьми место расположения газеты, вывешивает газету.

- Подбирают с родителями стихи о птицах;

- Подбирают картинки и фотографии;

- Составляют свои описательные загадки о птицах;

- Узнают народные приметы про птиц;

- Рисуют ребусы такие, чтобы ответом было название зимующей птицы;

- Находят с родителями интересные факты о птицах;

- Помогают воспитателю разместить весь материал по рубрикам газеты.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

реализация проекта позволяет плавно перейти к организации экологической акции «Поможем птицам зимовать». Воспитатель и дети готовят листовки и буклеты.  Дети привлекаются:

1.К информационной деятельности через использование таких приёмов, как

-установка «расскажи дома, расскажи во дворе»;

-изготовление и раздача листовок и буклетов  дома, во дворе;

-распространение листовок через доски объявлений и информационные стенды  в группах дошкольного учреждения.

2. К сбору корма для птиц.

Литература:

1.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М:ТЦ Сфера, 2004.

2.Ильницкая И, Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. Ж. «Дошкольное воспитание» :№12-2006; №1-2007; №3-2007.

3.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Библиотека журнала «Дошкольная педагогика», 2013.

4.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.: Авт. сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина. М.: АРКТИ, 2004.

5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. М.: Просвещение, 2002. 

6. Коробова М.В. Подготовка старших дошкольников к обучению в школе в процессе ознакомления с природой: программно-методическое пособие «Филиппок». Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2011.

7. - nsportal.ru - социальная сеть работников образования

    -http://www.maam.ru - Международный образовательный портал

    -http://www.prosv.ru/info

8.ФГОС  ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...