Главные вкладки

    Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )
    проект по окружающему миру (старшая группа)

    Петрова Ирина Анатольевна

    Цель проекта:

    Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Петродворцового района Санкт-Петербурга

    Познавательно - творческий проект

    «Бабочка - волшебница»

    Подготовила: Петрова Ирина Анатольевна

    воспитатель  старшей группы

    Санкт-Петербург

    2018

    Педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» в соответствии с ФГОС

    Тема: «Бабочка - волшебница»

    (старшая группа)

    Составила: Петрова И.А.

    Вид проекта: познавательно-творческий.

    Продолжительность: 2 недели.

    Сроки проведения: 21.052018г. по 01.06.2018 г.

    Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели

    Возраст детей: 5 — 6 лет.

    Цель проекта:

    Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Образовательные

    1.Формировать у детей элементарные представления о бабочках, их строении, пользе и вреде в природе.

    2.Показать красоту бабочек и побуждать  передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации).

     3.Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения.

     4.Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.

    Развивающие:

    1. Развивать связную речь.

    2. Развивать восприятие, художественно-творческие способности, эстетические чувства.

    3.Развивать  первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    4.Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать у детей любознательность;

    2.Воспитывать у детей бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам.

    Планируемый результат.

    Для детей:

    Знают и называют:

    большое количество бабочек.

    Имеют элементарные представления о бабочках, их строении и видовом многообразии, их жизненном цикле, пользе и вреде в природе.

    В свободной деятельности широко применяют  чтение стихов и пение песен о бабочках.

    Обогащение  и активизация  словаря  по теме проекта.

    Самостоятельно создают образ бабочки, используя  различные техники.

    Для педагогов:

    Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

    Для родителей:

    Установление партнерских отношений родителей и педагогов,

    родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта.

    Актуальность проекта:

    Наблюдая за детьми во время прогулок,  мы увидели, что дети имеют ограниченные представления о бабочках, их видах, образе жизни. Также им мало известно, какую пользу эти  насекомые  приносят человеку и природе. Часто эти представления не соответствуют действительности. Ребенок старается непременно поймать и подержать в руках прекрасную  бабочку, не понимая, какой вред может нанести ей.

    Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Проект направлен на развитие экологической культуры детей, их  познавательных и творческих способностей.

    Обеспечение проекта:

    • Иллюстрации и картины.
    • Детская литература.
    • Настольно-печатные игры.
    •  Видеоматериалы.
    • Материалы для продуктивной деятельности.

    Продукт проекта:

    Выставка детских работ.

     Этапы проекта:

    1 этап. Подготовительный (за 5 дней до реализации проекта).

    1.Определение уровня знаний детей по теме проекта

    2.Обсуждение темы проекта, задач с детьми.

    3.Создание необходимых условий для реализации проекта.

    4.Перспективное планирование проекта.

    5.Подбор необходимой литературы по данной теме.

    2 этап. Основной (практический).

    Реализация проекта в разных формах и видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

    1. Познавательное развитие:

    Знакомство с разными видами бабочек, их строением и жизненным циклом (беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке, чтение Л.Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя   бабочек»; В.С.Мурзин  «Бабочки».)

    Знакомство с законами общего дома природы (все живые организмы имеют равное право на жизнь; в природе все взаимосвязано; в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое).

    Формирование представлений о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям бабочки.

    Просмотр мультфильмов  «Лунтик» (серия «Подарок для бабочки»),  «Уроки тетушки Совы (Бабочка), «Дюймовочка», видеофильмов, видеороликов.

    Д/и «Найди вторую половинку", "Собери бабочку" «Что сначала, что потом?», «Угадай по описанию».

    Пословицы, поговорки и загадки о бабочках.

    2.Речевое развитие:

    Разучивание стихов о бабочках («Малютка бабочка» Людмила Мелехова ,  «Бабочка капустница» Косов В),

     Пальчиковоя гимнастика «Бабочка»,

    Развитие мелкой моторики (мозаики, пазлы, раскраски)

    Развитие связной речи (рассказы из опыта, беседы)

    Детское словотворчество (сочинение с  детьми загадок о бабочках).

    Речевые игры

    3.Социально-коммуникативное развитие:

    Разбивка клумбы, высадка рассады для привлечения бабочек, уход за растениями на участке;

    Взаимодействие между группами детей во время проведения мероприятий связанных с проектной и игровой деятельностью.

    Игры дидактические, настольно печатные.

    4. Физическое развитие:

    Проведение физкультминуток.

    Подвижные игры: «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Бабочки», «На цветочной поляне».

    5. Художественно-эстетическое развитие:

    Рассматривание иллюстраций с изображением разных видов бабочек;

    Лепка: "Бабочка  волшебница" "Веселая гусеничка"

     Рисование: " Яркий мир бабочек",

     Аппликация коллективная «На полянке»

    Слушание аудиозаписи А. Чайковского «Вальс цветов», музыкальной                                     композиции Э. Грига «Бабочка».

    Знакомство с литературными произведениями: Эрика Карла  «Очень голодная гусеница», В.Д. Берестов «Честное гусеничное», Ян Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; Л.Б. Стекольников «Необыкновенный махаон. Рассказы собирателя   бабочек»; В.С.Мурзин  «Бабочки».

    Оформление выставки детских работ.

    3 этап. Заключительный.

    Выставка детских работ.

    Обсуждение итогов и анализ работы.

    Работа с родителями:

    Мастер-класс для родителей и детей из бросового материала «Бабочка – волшебница»

    Консультация для родителей «Расскажите детям о бабочках»

    В ходе проектной деятельности мы увидели и понаблюдали за бабочками, которые первыми просыпаются после зимы.

    Дети узнали о том, что  слово «бабочка» образовано от «бабка», «бабушка» и основано на языческих представлениях о том, что душа умершей прародительницы продолжает жить в виде бабочки.

    У детей сформировались элементарные представления о бабочках; их строении, способах передвижения: (Бабочки составляют отряд чешуекрылых насекомых, т. к. главная их особенность - чешуйки на крыльях, а более мелкие и по всему телу. Тело бабочки состоит из: головы, груди и брюшка. К груди крепятся 2 пары крыльев и 3 пары ножек; Бабочки—насекомые с полным превращением, в своем развитии они проходят четыре стадии: личинка, гусеница, куколка, бабочка; Бабочки питаются нектаром. Некоторым видам необходимы минеральные соли. Многие пьют сок пораненных деревьев, едят гниющие фрукты. А есть бабочки, которые не едят вовсе. А сами бабочки являются пищей для других насекомых, птиц, млекопитающих; Бабочки защищают себя от врагов, используя разные виды окраски, а также распространяя неприятный запах, издавая резкие звуки). Люди называют бабочек, исходя из ее внешнего вида или учитывая растение, на которое бабочка откладывает яйца. Ученые же дают бабочкам названия на латинском языке.

    Изучая жизнь бабочек, ребята пришли к выводу, что бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу.  Они являются ценными опылителями растений, так как переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, которым питаются. Но немало среди них и таких, которые приносят  ощутимый ущерб хозяйству (гусеницы уничтожают сельскохозяйственные культуры).  Если  же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы ещё не раскрылись, она может полакомиться сладким берёзовым соком.

    Дети пришли к выводу, что бабочек нужно охранять, так как крылышки и тело бабочки покрыты чешуйками и волосинками, и если человек подержит её в руках,  чешуйки ломаются и она погибает. В настоящее время много видов бабочек занесены в Красную книгу.

    Дети научились воссоздавать образы бабочек из материалов с помощью различных техник. Созданные из бумаги и пластилина  модели позволили обзавестись собственной бабочкой-красавицей, не нанося вреда природе.

    На территории  участка детского сада созданы условия для привлечения видового разнообразия бабочек: разбиты клумбы на участке

    Итоговым мероприятием стала выставка детских работ с участием родителей.         Все запланированные мероприятия прошли успешно. Дети и родители остались довольны результатами. Цель проектной деятельности достигнута!

    Литература

    1. Алябьева Е. А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

    2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008. – 2420 с.

    3. Кравченко И. В., Долгова Т. А. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, Л. И. Пономарёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2012, — 208 с.

    4. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. Подготовительная группа /авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград6 Учитель, 2012.-415с.

    5. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

    6. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 64 с.

    7.Юлия Дунаева серия «Узнай мир» «Бабочки» 2018

    8.Елена Ткачева  Бабочки России 2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "природа-волшебница"

    конспект занятия по познавательному развитию "природа-волшебница" для детей старшего дошкольного возраста...

    Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"

    Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"...

    Проект по познавательному развитию в старшей группе «Птицы нашего края».

    В этом проекте я предлагаю познакомить детей с птицими нашего края....

    Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница вода »

    Цель: - Формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.Задачи:1. Образовательная- Формирование целостной картины мира.- Познавательно- исследовательская и ...

    Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

    ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

    Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Волшебница - вода»

    Расширяет и обогащает знания детей о воде, её значении для человека и всего живого на планете Земля, а также знакомит с круговоротом воды в природе....