Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Ковалевская Екатерина Леонидовна

Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_rasteniya.docx27.3 КБ
Файл statya_o_komnatnyh_rasteniyah.docx13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Петродворцового района

 города Санкт-Петербурга

Познавательно - исследовательский проект

«Комнатные растения – наши друзья»

Подготовила: Ковалевская Екатерина Леонидовна

воспитатель  старшей группы

Санкт-Петербург

2019

Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья ".

Тип проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя), познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

Проблема – недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. « Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.

Цель:  Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.

Задачи проекта:

1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.

2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;  любознательность, активность в познавательной деятельности.

4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным  цветам.

5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

Образовательные области: коммуникативная, продуктивная,  познавательная и экспериментально-исследовательская  деятельность.

Планируемые результаты

1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.


2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.


3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.


4.Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

Перспективное планирование на неделю

Содержание работы

Цель, задачи

Участники проекта

Понедельник

Наблюдение и труд в уголке природы

Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы.

Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта.

Воспитатель, дети.

Беседа"Комнатные растения - наши друзья"

Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений.

Воспитатель, дети.

Просмотр на интерактивной доске экологической сказки "Как человек приручил растения"

Развивать любознательность и наблюдательность.

Воспитатель, дети.

Д.игра "Угадай по описанию"

Формировать навыки  различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.

Воспитатель, дети.

Вторник

Наблюдение в уголке природы: Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему?

Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений"

 Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

Воспитатель, дети.

Рисование "Кактус" (гуашь)

Познакомить с комнатным растением - кактус, учить изображать цветок гуашью.

Воспитатель, дети.

Чтение рассказа "Аленький цветочек"

Учить делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы.

Воспитатель, дети.

Д. игра "Собери целое из частей".

Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.

Дети.

Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус).

Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.

Воспитатель, дети.

Среда

по развитию речи "Мир комнатных растений"

Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними.

Воспитатель, дети.

Д. игра "Назови комнатные растения"

Учить находить комнатное растение по названию.

Воспитатель, дети.

Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "На свету и в темноте.

Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет.

Воспитатель, дети.

Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение.

Воспитатель, дети.

Четверг

Аппликация "Кактус"

Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить вырезать  по контуру и складывать по полам, склеивать части цветка.

Воспитатель, дети.

Д/И "Спор растений"

Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев.

Воспитатель, дети.

Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов"

Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки.

Воспитатель, дети.

Д/и  игра "Цветочная полянка"

Учить выкладывать цветок из элементов мозаики.

Воспитатель, дети.

Пятница

 Лепка "фиалка"

Отгадывание загадок о комнатных растениях. Формировать навыки лепки фиалки

Воспитатель, дети.

Д. игра "Отгадай название цветка"

Закрепить названия комнатных растений.

Воспитатель, дети.

Итоговое мероприятие: игра-викторина "Знатоки комнатных растений".

Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду.

Воспитатель, дети, родители.

Выставка детских работ на тему "Комнатные растения-наши друзья".

Воспитатель, дети, родители.

Сотрудничество с родителями.

1. Информация в уголке для родителей (книжка-раскладушка) "Комнатные растения -наши друзья или враги?"

2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием детей и родителей.

3. Игра -викторина "Знатоки комнатных растений" (с участием родителей и детей).

4. Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья".

Список использованной литературы.

1.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.С.Н.Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

4..С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

5.С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,

1973 г.

6.М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

7.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

8.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

9.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.

10.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.



Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ.

    Знакомя детей с комнатными растениями, нам очень важно привить любовь ребенка к природе, показать им, как она мудра и прекрасна. В основе знаний детей о растениях – это их собственный опыт взаимодействия с ними, их собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы, беседы, диалоги  строятся на любознательности, открытии ,  исследования и эксперимента. С помощью взрослого ребенок открывает важные закономерности в взаимодействии и взаимосвязи из жизни растений, узнает интересные факты: как приспосабливаются к определенной среде обитания ,  почему у  разных растений разные стебли и листья, как растения защищаются от врагов, откуда произошли необычные названия растений, где произрастают и почему мы выращиваем их дома, как ухаживаем.

   Поэтому в нашей группе мы запустили краткосрочный проект о комнатных растениях. Сначала мы познакомили детей с внешним видом растений, для этого мы рассматривали энциклопедии о комнатных растениях, ( по программе средней группы), читали  сказку  Аксакова « Аленький цветочек», заучивали стишок Е. Благининой « Цветок –огонек», как они называются и где растут . Играли в дидактические игры :« Найди  комнатное растение», «Угадай  по описанию», «Собери целое из частей »,

 « Спор растений» .Раскрашивали раскраски , на занятиях рисовали красками и делали аппликации растений (Кактус).

     Потом мы просмотрели познавательный фильм о строении растений, закрепили названия частей, познакомились  ,как высаживать растения в горшки, какая земля должна быть для определенного растения, «Как человек приручил растения» . Потом познакомились с уходом : как надо поливать, протирать листья, опрыскивать растения и подкармливать, чтобы они росли здоровыми и красивыми, и что надо делать если растения заболеют ( читали рассказы натуралистов)

  Во время проведения исследовательской деятельности наши воспитанники активно включались в беседу, рассказывали есть ли у них дома комнатные растения и где они у них растут , рассказывали кто за ними ухаживает .После всех проведенных  исследовательских мероприятий, дети стали более активно участвовать в уходе за групповыми растениями, стали чаще проверять почву на полив. Дома,  вместе с родителями,  сфотографировались с любимым  растением  и мы сделали картотеку « Я и мой цветок», который часто пересматривают все вместе и которую мы поместили в ЭКО - уголок. Родителям тоже понравилось принимать участие в данном  проекте  и они с большим удовольствием откликнулись на наши просьбы: сфотографировать, рассказать, почитать о комнатных растениях. Видя  ,как дети живо на все это реагируют, родители были очень довольны и приятно удивлены, что такое может быть, что можно общаться с собственным ребенком и увлечься самим. Были высказаны приятные открытия в поведении детей дома.

   Теперь мы постараемся работать с проектами на другие ,  интересные темы. Это увлекает и сближает нас с детьми. Мы надеемся , что такое качество как Любознательность , принесет свои хорошие плоды и посеет в душах детей Любовь и Заботу об окружающем  их мире.

Воспитатель:  Е.Л.Ковалевская

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий открытого занятия в средней группе "Комнатные растения - наши друзья"

Цели:— закрепить знания воспитанников о комнатных растениях;— продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям;— закрепить знания воспитанников об основных потреб...

Проект по экологическому образованию в средней группе «Комнатные растения – наши друзья»

Цель проекта: на основе исследования комнатных растений создать модель комнаты с комнатными растениями, расположенными в зонах, благоприятных для их роста. Задачи проекта: 1) показать многообрази...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Комнатные растения»

Задачи:Закрепить знания детей о комнатных растениях, поддерживать интерес к жизни комнатных растений, желание наблюдать за ними; уточнить иобобщить представления детей об уходе за комнатными растениям...

Проект с детьми среднего дошкольного возраста Тема: «Комнатные растения - наши друзья».

Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения....