Главные вкладки

    Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Комнатные растения - наши друзья» в соответствии с ФГОС)
    методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

    Ковалевская Екатерина Леонидовна

    Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл komnatnye_rasteniya.docx27.3 КБ
    Файл statya_o_komnatnyh_rasteniyah.docx13.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 26 Петродворцового района

     города Санкт-Петербурга

    Познавательно - исследовательский проект

    «Комнатные растения – наши друзья»

    Подготовила: Ковалевская Екатерина Леонидовна

    воспитатель  старшей группы

    Санкт-Петербург

    2019

    Познавательно-исследовательский  проект  "Комнатные растения - наши друзья ".

    Тип проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя), познавательно-исследовательский.

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

    Актуальность проекта: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры. Теоретические исследования М.М.Марковской, С.А.Веретенниковой, М.В. Лучич, А.М.Федотовой и др. доказывают, что активное, систематическое знакомство с растениями под руководством взрослого развивает у детей наблюдательность, умственные способности и познавательные интересы, закладывает основы реалистического понимания явлений природы, помогает формировать трудовые навыки и трудолюбие, бережное отношение ко всему живому.

    Проблема – недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними. « Почему в группе детского сада пожелтели некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.

    Цель:  Дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения.

    Задачи проекта:

    1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.

    2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.

    3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;  любознательность, активность в познавательной деятельности.

    4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным  цветам.

    5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.

    Образовательные области: коммуникативная, продуктивная,  познавательная и экспериментально-исследовательская  деятельность.

    Планируемые результаты

    1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.


    2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.


    3.У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.


    4.Дети узнают значение воды, воздуха, тепла, света в жизни живых объектов природы и ее свойств.

    Перспективное планирование на неделю

    Содержание работы

    Цель, задачи

    Участники проекта

    Понедельник

    Наблюдение и труд в уголке природы

    Закрепить название, строение комнатных растений, навыки по уходу за комнатными растениями.

    Воспитатель, дети.

    Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы.

    Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта.

    Воспитатель, дети.

    Беседа"Комнатные растения - наши друзья"

    Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений.

    Воспитатель, дети.

    Просмотр на интерактивной доске экологической сказки "Как человек приручил растения"

    Развивать любознательность и наблюдательность.

    Воспитатель, дети.

    Д.игра "Угадай по описанию"

    Формировать навыки  различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия.

    Воспитатель, дети.

    Вторник

    Наблюдение в уголке природы: Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему?

    Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание.

    Воспитатель, дети.

    Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "Дыхание растений"

     Помочь установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.

    Воспитатель, дети.

    Рисование "Кактус" (гуашь)

    Познакомить с комнатным растением - кактус, учить изображать цветок гуашью.

    Воспитатель, дети.

    Чтение рассказа "Аленький цветочек"

    Учить делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы.

    Воспитатель, дети.

    Д. игра "Собери целое из частей".

    Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения.

    Дети.

    Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус).

    Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия.

    Воспитатель, дети.

    Среда

    по развитию речи "Мир комнатных растений"

    Расширять представления о комнатных растениях, их назначении, правилах ухода за ними.

    Воспитатель, дети.

    Д. игра "Назови комнатные растения"

    Учить находить комнатное растение по названию.

    Воспитатель, дети.

    Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "На свету и в темноте.

    Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет.

    Воспитатель, дети.

    Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек".

    Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение.

    Воспитатель, дети.

    Четверг

    Аппликация "Кактус"

    Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить вырезать  по контуру и складывать по полам, склеивать части цветка.

    Воспитатель, дети.

    Д/И "Спор растений"

    Закреплять знания детей о комнатных растениях (название, внешний вид). Учить сравнивать растения по величине, высоте, размеру листьев.

    Воспитатель, дети.

    Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов"

    Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки.

    Воспитатель, дети.

    Д/и  игра "Цветочная полянка"

    Учить выкладывать цветок из элементов мозаики.

    Воспитатель, дети.

    Пятница

     Лепка "фиалка"

    Отгадывание загадок о комнатных растениях. Формировать навыки лепки фиалки

    Воспитатель, дети.

    Д. игра "Отгадай название цветка"

    Закрепить названия комнатных растений.

    Воспитатель, дети.

    Итоговое мероприятие: игра-викторина "Знатоки комнатных растений".

    Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду.

    Воспитатель, дети, родители.

    Выставка детских работ на тему "Комнатные растения-наши друзья".

    Воспитатель, дети, родители.

    Сотрудничество с родителями.

    1. Информация в уголке для родителей (книжка-раскладушка) "Комнатные растения -наши друзья или враги?"

    2. Изготовление альбома "Многообразие комнатных растений" с участием детей и родителей.

    3. Игра -викторина "Знатоки комнатных растений" (с участием родителей и детей).

    4. Выставка детских работ на тему "Комнатные растения - наши друзья".

    Список использованной литературы.

    1.Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    2.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

    3.С.Н.Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.

    4..С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.

    5.С.А.Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М.,

    1973 г.

    6.М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.

    7.Н.А.Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.

    8.О.В.Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.

    9.В.И.Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.

    10.В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» М., 1981 г.



    Предварительный просмотр:

    СТАТЬЯ О КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЯХ.

        Знакомя детей с комнатными растениями, нам очень важно привить любовь ребенка к природе, показать им, как она мудра и прекрасна. В основе знаний детей о растениях – это их собственный опыт взаимодействия с ними, их собственные открытия в мире природы. Поэтому все рассказы, беседы, диалоги  строятся на любознательности, открытии ,  исследования и эксперимента. С помощью взрослого ребенок открывает важные закономерности в взаимодействии и взаимосвязи из жизни растений, узнает интересные факты: как приспосабливаются к определенной среде обитания ,  почему у  разных растений разные стебли и листья, как растения защищаются от врагов, откуда произошли необычные названия растений, где произрастают и почему мы выращиваем их дома, как ухаживаем.

       Поэтому в нашей группе мы запустили краткосрочный проект о комнатных растениях. Сначала мы познакомили детей с внешним видом растений, для этого мы рассматривали энциклопедии о комнатных растениях, ( по программе средней группы), читали  сказку  Аксакова « Аленький цветочек», заучивали стишок Е. Благининой « Цветок –огонек», как они называются и где растут . Играли в дидактические игры :« Найди  комнатное растение», «Угадай  по описанию», «Собери целое из частей »,

     « Спор растений» .Раскрашивали раскраски , на занятиях рисовали красками и делали аппликации растений (Кактус).

         Потом мы просмотрели познавательный фильм о строении растений, закрепили названия частей, познакомились  ,как высаживать растения в горшки, какая земля должна быть для определенного растения, «Как человек приручил растения» . Потом познакомились с уходом : как надо поливать, протирать листья, опрыскивать растения и подкармливать, чтобы они росли здоровыми и красивыми, и что надо делать если растения заболеют ( читали рассказы натуралистов)

      Во время проведения исследовательской деятельности наши воспитанники активно включались в беседу, рассказывали есть ли у них дома комнатные растения и где они у них растут , рассказывали кто за ними ухаживает .После всех проведенных  исследовательских мероприятий, дети стали более активно участвовать в уходе за групповыми растениями, стали чаще проверять почву на полив. Дома,  вместе с родителями,  сфотографировались с любимым  растением  и мы сделали картотеку « Я и мой цветок», который часто пересматривают все вместе и которую мы поместили в ЭКО - уголок. Родителям тоже понравилось принимать участие в данном  проекте  и они с большим удовольствием откликнулись на наши просьбы: сфотографировать, рассказать, почитать о комнатных растениях. Видя  ,как дети живо на все это реагируют, родители были очень довольны и приятно удивлены, что такое может быть, что можно общаться с собственным ребенком и увлечься самим. Были высказаны приятные открытия в поведении детей дома.

       Теперь мы постараемся работать с проектами на другие ,  интересные темы. Это увлекает и сближает нас с детьми. Мы надеемся , что такое качество как Любознательность , принесет свои хорошие плоды и посеет в душах детей Любовь и Заботу об окружающем  их мире.

    Воспитатель:  Е.Л.Ковалевская

                           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе "Цифры в нашей жизни".

    Методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 18 детей и воспитатель. Место проведения - групповое помещение, в котором...

    Конспект НОД в области «познавательное развитие» для подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС.

    Конспект НОД в области «познавательное развитие»для подготовительной группы«Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС....

    Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

    ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

    Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

    Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект НОД в области "познавательное развитие" для подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний" в соответствии с ФГОС

    Конспект НОД в области «познавательное развитие» для подготовительной группы «Путешествие в страну Знаний» в соответствии с ФГОС.  Интеграция с областями: ...

    Сценарий открытого занятия в средней группе "Комнатные растения - наши друзья"

    Цели:— закрепить знания воспитанников о комнатных растениях;— продолжать формировать у воспитанников интерес к комнатным растениям;— закрепить знания воспитанников об основных потреб...