Планирование работы по организации элементарного экспериментирования в I младшей группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему
Планирование работы по организации элементарного экспериментирования в I младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperementirovanie_v_1oy_mladshey.docx | 44.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ладушки»
Планирование работы
по организации
элементарного экспериментирования
в I младшей группы
Разработано
воспитателем
Астраханцевой Н.П.
2017год
месяц | тема | Совместное элементарное экспериментирование (содержание) | Выводы (задачи и цели) | Самостоятельное элементарное экспериментирование |
сентябрь | 2 неделя «Мои любимые игрушки» |
Материал: игрушки из различных материалов: деревянные, резиновые, пластмассовые, меховые, мягкие.
Материал: морковь чищеная, терка, тарелка, сахарный песок, чайные ложки.
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница. | Знакомим детей из чего делают игрушки: дерево, мех, ткань, пластмасса. Зайчик любит грызть морковь, она полезная, можно делать салат. Свойства воздуха: природное явление – ветер. Ветер дует – кораблик плывет, мельница крутится, вертушка крутится. | Д\и «намоем игрушки» (вода), «Угостим игрушки пирожками» (песок). |
3 неделя «Мои любимые игрушки» |
Материал: кукольная одежда, мыло детское, теплая вода.
Материал: мандарины или апельсин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, блюдца, толкушка.
Материал: соленое тесто (вмести с детьми замешиваем, потом лепим «хлеб»). | Свойства воды: теплая, мыльная, прозрачная, льется. Цель: продолжаем знакомство с процессом приготовления сока, развиваем наблюдательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Он «прячется» в дольках и кожуре. Из чего делают хлеб, тесто лепится, мягкое. | Д\и «Идем в гости» (дорожки их песка, камней, бумаги), «Дадим лошадке водички» (переливание воды). | |
4 неделя «Петушок и другие домашние птицы» |
Материал: 2-3 миски с перемешанными пшеном, бобами, фасолью; пустые тарелочки, ложечки (отделить крупные бобы и фасоль от пшена, чтобы Петушок не подавился).
Материал: гусиные перья, пух, таз с водой, камешки, игрушки – гуси (обмакивать в таз с водой пух и перья). Коллекция перьев утки, гуся, курицы. Действия: рассматриваем, обследуем, потрогаем, мнем, дуем на них | Развиваем мелкую моторику рук. У гуся перья не намокают, они легкие. Перышки легкие, не тонут, а камешки тяжелые – тонут. | Коллекция тканей, меха, пуха, перьев. | |
октябрь | 1 неделя «Осень в гости к нам пришла» |
Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в днище.
Материал: осенние листочки разного размера, цвета. Деятельность: дуем (ветер), падают с деревьев.
Материал: совочки, лейки с водой, формочки (свойства мокрого песка). | Воздух – ветер двигает предметы – листопад (срывает с деревьев), по земле передвигает. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки, сухой песок рассыпается. | Рассматривание гербария. Д/и «Большие и маленькие листочки», «Дождик» (с водой). Игры с песком: «Клад», «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку…», «Заборчик». |
октябрь | 2 неделя. «Как у нас на огороде» |
Материал: реальные чистые овощи, тарелочки (огурец, помидор, сладкий перец, капуста, морковь).
Материал: вареные овощи. | Овощи имеют разный вкус Разный запах Их можно кушать Они полезны Из них можно готовить блюда – винегрет. | Коллекция запахов (овощи). Д/и «Чудесный мешочек» (муляжи овощей), «Намоем овощи» (почему стали снова сухими?). Игры с песком: «Посадили в грядку», «Соберем урожай». |
октябрь | 3 неделя «Как у нас в саду» (фрукты) |
Материал: настоящие фрукты и ягоды, тарелочки.
Материал: фрукты с ярко выраженным запахом.
| Фрукты бывают сладкие, кислые. Имеют различные вкусовые запахи (обоняние). У деток развиваем мелкую моторику рук, действуя как раз теми тремя пальцами, которые будут держать ручку. | Коллекция запахов (фрукты, овощи, специи). Игры с песком: Д\и «Я пеку, пеку…», «Фрукты из песка» (формочки), «Намоем фрукты» (реальные и муляжи). |
октябрь | 4 неделя «Дары осени в лесу» (грибы и ягоды) |
Материал: желуди, каштаны, шишки, ведерки.
| Грибы бывают съедобными и несъедобными. Шишки растут на елках, соснах; желуди на дубе; каштаны на дереве каштан. Лесные ягоды имеют различный вкус (сладкие, кислые, горькие) | Д\и: «Коллекция запахов», «Найди грибок» (сухой бассейн), «Собери грибочки», «Помоги ежику собрать грибочки» (прищепки), «Детки на ветке». |
ноябрь | 1 неделя «Мой дом» |
Материал: мокрый и сухой песок, мелкие игрушки для обыгрывания, формочки, совочки. Предложить построить 2 дома: из сухого и мокрого песка. Сравнить. Сделать вывод.
Материал: песок, лейка с водой, формочки (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), сказочные герои (из киндер-сюрпризов). Дом у колобка – круглый, у чебурашки – квадратный. | Вывод: свойства песка – мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигурки. Сухой песок рассыпается. Развиваем пространственные представления. | Д\и: «Отпечатки», «Песочные строители», «Норки» (дома для животных), «Заборчики» (спрячем зайку от волка в домике за забором), «Строим песочный детский сад». |
ноябрь | 2 неделя «Наша кукла» |
Материал: кукольная одежда, мыло детское, таз с водой (холодная, теплая).
Материал: стаканчики с прозрачной водой, гуашь: красного цвета(ягодный сок), оранжевого цвета(апельсиновый сок), жёлтого цвета(лимонный сок) и т. д. | Вывод: свойства воды. Вода может быть холодной, горячей, теплой, прозрачной, мыльной. Краски растворяются в воде, изменяя цвет воды. | Сухой бассейн «Секретики для кукол» |
ноябрь | 3 неделя «Наша кукла» |
Материал: шампунь детский, губки, 2 таза с тёплой водой, мыло, полотенце.
Материал: мандарин, 2 марлевые салфетки, 1 ситцевая, стеклянный стакан, 2 блюдца или пластиковых стакана. Ход игры см. приложение.
Материал: солёное тесто, скалка, мука, формочки для печенья. | В воде растворяется шампунь, образуется пена (пузыри). Губки впитывают воду. Цель: познакомить с процессом приготовления сока, развивать наблюдательность, любознательность. Сок можно готовить из овощей и фруктов. Сок «прячется» и в кожуре, и в дольках. Тесто раскатывается, состоит из воды, муки и соли. | Д\и: «Я пеку, пеку, пеку куклам всем по пирогу» (игры с песком). Коллекция запахов. Водяная мельница (вода, песок). Сухой бассейн «Клад». |
ноябрь |
Материал: мука, вода, соль, сахар, большая миска для замешивания теста, 2 доски для раскатывания теста, 2 скалки.
Материал: «Теремок» деревянный маленький, деревянный детали (кубики, кирпичики, призма), мелкие игрушки - герои сказки, резиновый мячик (сравнение материалов), половина резинового мяча.
Материал: желобок, шарик-колобок по количеству детей. | В воде растворяется соль, сахарный песок. Из муки и воды можно сделать тесто для «колобков». С помощью обследовательских и экспериментаторских действий познакомить детей со свойствами дерева (твердое, неупругое), резины (упругая, мягкая). Можно построить дом из резины? Цель: познакомить детей с движениями тела по наклонной и по прямой, развить наблюдательность, смекалку. По прямой катится медленно, а по наклонной плоскости движется с большой скоростью – укатился далеко. | Сухой бассейн «Ищем для курочки Рябы червячков» (шнурочки) | |
декабрь | 1 неделя «снежок порхает, кружится» зима |
Материал: ведерки (маленькие) со снегом, формочки, совочки.
Материал: маленький снеговик в ведре.
Материал: формочки из донышек пластиковых бутылок 10-15 шт., вкладыши из-под шоколадных конфет, нитки, стакан с прозрачной водой, разноцветная гуашь. | Выводы: снег белый, холодный, тает в тепле, превращается в воду. Свойства воды – превращается в лед. | На прогулке: игры со снегом, катание с горы (ледяная), Д\и «Пирожки из снега» (формочки), «Лепим снеговика», «Игра в снежки», «Попади снежком в цель». |
декабрь | 2 неделя «Зайчиха с зайчатами» дикие животные |
Материал: 2-3 очищенные морковки, тёрка(пластмассовая), тарелка, сахарный песок, чайные ложки, капуста.
Материал: вода теплая, холодная, пластмассовые и резиновые игрушки – зайки, детское мыло, полотенце.
Материал: коллекция тканей и меха, игрушка мягкая (из меха) зайца, картинки с изображением зайца и других лесных животных. | Зайчик любит морковку, она полезная и вкусная, из нее можно сделать салат(тереть на терке). Закрепляем свойства воды: прозрачная, теплая, холодная, мыльная, не имеет формы. У зайки шубка меховая, мягкая, теплая. | Д\и: «Кто что ест», «Найди морковки» (сухой бассейн), «Угостим зайку морковкой» (игры с песком - формочки). |
декабрь | 3 неделя «Добрый Дедушка Мороз» |
Материал: игрушки (снегурочки, зайчик), угощение (морковь, конфеты, цветные бусы из льдинок, деревянные бусинки, шнур для нанизывания). «Куда пропали ледяные бусинки?»
Материал: тазик с теплой водой, 10-15 маленьких льдинок, сачок или черпачок, тарелка. «Куда пропали льдинки?»
| Свойства льда – превращается в воду в тепле. В теплой воде льдинки быстро тают, превращаются в воду. | «Открытая площадка» игры со снегом, строительство из мокрого снега (лепится). Д\и: «Попади в цель снежком», «Лепим угощение из снега», «Строим горку». |
декабрь | 4неделя «Лиса с лисятами» дикие животные |
Материал: игрушки – заяц, медведь, белочка; угощение – морковь, капуста, мёд, орешки; цветные ледяные бусы; бусы из дерева(шнурок и бусинки).
| Закрепляем представление о свойствах льда, дерева, кто чем питается. Развивать координацию, ловкость, внимание, познакомить со свойствами магнита - притягивать металл. | Д\и «Кто что ест» (муляжи, предметы - заместители), «Угощение для лесных зверей» (сухой бассейн, муляжи рыбок, морковки, капусты, ягод). |
январь | 2неделя «Медведица с медвежонком» дикие животные |
Материал: мёд, стаканчики с кипятком, чайная ложка.
Материал: песок сухой, лейка с водой, лопатки, 2-3 игрушки-медведя(маленькие из киндер-сюрпризов). | Закрепляем свойства воды: в воде растворяется мед. Мёд сладкий и вода стала сладкой. Свойства песка: мокрый песок лепится, из него можно лепить, сухой песок рассыпается. | «Угощение для мишки» (сухой бассейн из песка). «Кто что ест» (муляжи овощей и фруктов) |
январь | 3 неделя «Корова с теленком» Домашние животные |
Материал: стакан кипяченого молока, одноразовые стаканчики, стакан с кипяченой водой, игрушки (кошка, собачка), маленькие ложки, подкрашенная белой гуашью вода.
Материал: мука, вода, соль, большая миска, жёлтый пищевой краситель. | Корова дает молоко. Молоко белое, непрозрачное, а вода прозрачная. Корова любит хлебушек. Тесто для хлеба делают из муки, воды, затем пекут. | Д\и «Кто что ест» (настольная печатная), «Угостим Буренку пирожком», «Сюрпризы» (сухой бассейн). |
январь | 4 неделя «Собака со щенками» Домашние животные |
Материал: ведерко с подкрашенной белой гуашью водой (молоко), ведерко с водой, большая игрушка (собака), несколько маленьких (щенята), большая и маленькая мисочки, мерные ложки.
Материал: тёплая вода, детский шампунь, полотенце, грязные игрушки - щенята.
Материал: игрушки из бумаги, камешки. | Сравнение молока и воды (молоко и вода льются, не имеют формы, молоко непрозрачное, вода прозрачная). Собака любит молоко. Свойства воды. Свойства бумаги: лёгкая, размокает, рвется. Камень: твердый, тяжелый, разбивается. | Д\и «Кто что ест», «Косточка для Жучки» (сухой бассейн). |
февраль | ||||
февраль | 2 неделя «В гостях у сказки» | |||
февраль | 3 неделя «Кошка с котятами» Домашние животные |
Материал: блюдечко с молоком, чашка, кусок наждачной бумаги, игрушка кошка, ведерко с подкрашенной белой гуашью водой, ложечки, листочки.
Материал: пластмассовые рыбки, удочки (с магнитом), 2 таза с водой, игрушка кошка, ведерки для рыбы.
Материал: вата, пилка для ногтей, карандаш. | Цель: опытным путем показать, как кошка лакает (пьет) молоко. Закрепить представления детей о предметах, которые не тонут в воде (пластмассовые), познакомить со свойствами магнита –притягиваются друг к другу – «поймали рыбку». Как кошка умывается, что происходит. | Д\и «Рыбалка» (с водой), коллекция тканей и меха, «Я пеку, пеку, пеку…» (угостим киску пирожками, рыбкой- формочки в виде рыбки). |
февраль | ||||
март | 1 неделя «Наши любимые» семья |
Материал: коллекция камешков, ватман (1\4), фотоаппарат для регистрации деятельности.
Материал: апельсин, 2 марлевых салфетки, 1 ситцевая салфетка, стеклянный стакан, 2 блюдца, деревянная или пластиковая толкушка.
Материал: теплая вода, кукольная посуда, губки, мыло, полотенце.
Материал: песок, сито, маленькие камешки, совок. | Свойства камней: разные по размеру, по цвету, но одинаковые по твердости, тяжелые. Процесс приготовления сока, развиваем мелкую моторику, наблюдательность. Сок «прячется» в дольках. Свойства воды: прозрачная, теплая, в ней растворяется мыло. Воспитывать желание помогать маме. | Д\и «Собери бусы», «Поможем маме намыть посуду», «Постираем носовые платочки», «Угостим папу пирожками» (песок). |
март | 2 неделя «Одежда для Маши и Миши» |
Материал: коллекция тканей и меха, коллекция бумаги, коллекция камней, формы платьев, вырезанные из бумаги.
Материал: вода теплая, холодная, кукольная одежда, мыло детское. | Опытным путем подводим детей к выводы: платье шьют из различных тканей. Ткань мнется, сгибается, рвется с трудом. Из бумаги и камней платье не сшить. Свойства воды: в воде отстирывается грязь, стираем в мыльной воде, затем полоскаем в чистой воде. | Коллекция тканей, камней, меха. Д\и «Одень куклу на прогулку», «Подбери по цвету» (ткани). |
март | 3 неделя «Мебель» |
Материал: картинки с изображением предметов мебели, деревянные детали, камни, бумага. Выберите, из чего сделана мебель на картинке.
Материал: теплая вода, мыло, тряпочки, реальная детская мебель. | Вывод: мебель делают из дерева. Бумага рвется, камни очень твердые, деревянные детали крепятся гвоздями. Мебель из дерева можно мыть водой. Дерево можно покрасить краской. Деревянные предметы твердые, не тонут в воде. | Д\и «Устроим Маше комнату», «Мебель» (лото), «Чудесный мешочек» (что из чего сделано?), «Мебель из песка» (мокрый песок или сухой?) |
март | 4 неделя «Посуда» |
Материал: песок, глина, бумага, посуда из глины. Давайте сделаем чашку из…песка, бумаги, глины. Вылепим чашки из глины, нальем в них воду.
Материал: кукольная посуда, вода теплая, губки, тканевые салфетки. | Опытным путем подводим детей к выводу: посуду делают из глины (песок рассыпается, бумага непрочная, рвется). Посуду надо мыть, чтобы она была красивая и чистая. Вода смывает грязь с посуды. | Д\и «Чудесный мешочек» (что из чего сделано), «Помоги Маше собрать посуду» (сухой бассейн). Обследование (тактильное), рассматривание посуды из различных материалов (из стекла, металла, пластмассы и т.д.) |
апрель | 1 неделя «Мы едем, едем, едем …» транспорт |
Материал: бумажные кораблики, ванночка с водой, вертушка, мельница.
Материал: бумага (для самолетиков), камешки различного размера. | Цель: познакомить с природным явлением – ветер. Побуждать детей устанавливать связь между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы: Ветер дует – кораблик плывет; Ветер дует – вертушка крутится; Ветер дует – мельница крутится. Опытным путем выявить свойства бумаги (лёгкая, мнётся, рвётся, размокает), камней (тяжёлые, твёрдые). | Различные вертушки, мельницы. Рассматривание иллюстраций по теме: «Воздух» (пылесос, мельница, музыкальные инструменты, надувные лодки, игрушки). Коллекция камней. Коллекция бумаги. Д\и «Сложи бусы из камешков» |
апрель | 2 неделя «Мы едем, едем, едем …» транспорт |
Материал: игрушечный автобус и машина без колес (колеса резиновые, кубики, призмы, кирпичики).
Материал: 2-3 тазика с теплой водой, шампунь(жидкое мыло), губки большая и маленькая, машины игрушечные большие и маленькие. | Цель: с помощью обследовательских и экспериментаторских действий подвести детей к выводу: для машин и автобуса надо круглые колеса (форма без углов). Колеса лучше из резины (упругость, мягкость). Вывод: вода льётся, не имеет формы, в ней растворяется мыло, шампунь, вода прозрачная и непрозрачная, мыльная. | Д\и «Ремонт машин», «Мойка машин» (предметы-заместители, «понарошку»). |
3 недееля «Топ-топ-наши ножки, хлоп-хлоп- наши ручки» Части тела |
Материал: помада, бумага, гуашь.
Материал: бумага (ватман, обои), фломастеры, карандаши, маркеры.
Материал: контуры детской фигуры, разнообразные материалы для коллажа, клей, кисточки. | Осознание себя как человека, чувствовать свой организм, тело, свои возможности. Какие мы? Большие и маленькие. У нас есть глаза, уши, нос, руки и т. д. | Д\и «Собери человечка», «Надо, надо умываться» (режимный момент). | |
апрель | 4 неделя «травка зеленеет, солнышко блестит» |
Материал: ваза, лейка с водой, срезанные или собранные веточки деревьев.
Материал: баночки с водой, с землей по количеству детей, луковицы, картинки с изображением опыта.
Материал: в солнечную погоду приготовить бросовый материал и зеркальце. | Показать значение воды в жизни растений. Дать представление о том, что из луковицы можно вырастить зеленый лук, если создать условия. Дать представление, что «солнечный зайчик» - это луч солнца, отражающийся в зеркале, предметы нагреваются на солнышке. | «Открытая площадка», игры с песком, переливание воды, наблюдения за превращениями. |
май | 1 неделя «Воздушные шары» |
Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце.
Материал: воздушные шары (надуть и отпустить «Детство» ОЭД 2013г.) | Цели: научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды. Цели: помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит. | Самостоятельные игры с мыльными пузырями. С воздушными шариками, накаченными гелием. |
май | 2 неделя «В траве сидел кузнечик…» |
Материал: картинки с изображением насекомых – мух, пчел, пауков, кузнечиков, лупа.
Материал: картинки с изображением – бабочек, стрекоз, кузнечиков, божьей коровки. | Развиваем внимание и наблюдательность. Познакомить детей с насекомыми: внешний вид, окрас, способ передвижения. Побудить узнавать насекомых, вызвать интерес к живой природе, активизировать словарь. Обособить слово– насекомые. | Д\и «Найди насекомое», «Угостим Божью коровку пирожком» (игры с песком), П\и «Жуки», самостоятельное наблюдение насекомых в природе (соблюдение правил). |
май | 3 неделя «одуванчик цветет» первоцветы |
Материал: предметные картинки с изображением одуванчика на разных стадиях развития, полянка с одуванчиками.
(Наблюдение за II стадией цветения одуванчика см. «Организация ОЭД «Детство»»)
| Цель: познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития, жёлтый – белый, вызвать эмоциональный отклик, воспитывать бережное отношение к цветам. Цель: организовать наблюдение на открытой площадке за различными стадиями развития одуванчика. Вызвать эмоциональный отклик на красоту поляны. | Д \и «Собери одуванчик» (из частей, кубики, разрезные картинки, бросовый материал), «Одуванчики» (рассматривание на прогулке первоцветов: мать- и – мачеха, одуванчик). |
май | 4 неделя «Мой веселый, звонкий мяч» |
Материал: различные мячи (резиновые, пластмассовые), бросовый материал.
Материал: маленькие мячи, песок, камни, полоски бумаги. «По какой дорожке катится мяч?»
Материал: мячи, кубики, призмы, кирпичики и другие геометрические тела. | Уточняем свойства резины – легкая, мягкая, упругая. Свойства песка, камня, бумаги, предметов круглой формы (без углов). Уточняем понятие о круглой форме: нет углов, может катиться. | «Найди мяч» (маленькие), «Тонет – не -тонет», «Коллекция камней, бумаги», Д\и «Подбери колеса для машины», «Испечем колобок» (песок). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Знакомство с камешками»
Тема. " Знакомство с камешками»Цель:- познакомить детей со свойствами камешек (твердый, тяжелый, тонет в воде, стучит)- развивать наглядно-действенное мышление- воспитывать аккуратность, умение ...
Занятие с элементами экспериментирования 1 младшая группа.
Занятие с элементами экспериментирование для малышей, позволяет развивать у детей навыки исследовательской деятельности, знакомит со свойствами предметов....
Игра – экспериментирование в младшей группе по теме: "Чудесная Мука"
Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование....
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по экспериментированию в младшей группе на тему: «Какая ты, водичка?»
Задачи образовательных областей. Познание: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: текучесть; прозрачность; Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Развивать познавательную а...
Организация совместной деятельности педагога и детей по экспериментированию в младшей группе
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экс...
Экспериментирование в младшей группе детского сада .
Планирование работы с детьми...
Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"
Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...