Конспект ООД "Удивительный магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Поправко Галина Ивановна

Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

Сформировать представление о полюсах магнита.

 Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_magnit.docx25.3 КБ
Файл udivitelnyy_magnit.docx25.3 КБ
Файл udivitelnyy_magnit.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Удивительный магнит».

Воспитатель: Поправко Г.И.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает,  полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; беседа о профессии учёных; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.

Оборудование и материалы:

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная        установка, запись видеописьма от «Незнайки», слайды с изображением «Золушки», вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с гречкой каждому ребёнку; банка с водой.

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза, экспериментальная деятельность,).

2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Незнайки»,«Золушки»

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу почту  пришло интересное  видео письмо, хотите узнать от кого и что в нем?.                                                                                                                                            Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

В видеописьме Незнайка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был   Иван- мастер. Иван мастерил  шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил  резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво,  старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к  суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот  как этот камень.  Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы внимательно слушали о чем спрашивает Незнайка? Понятен вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Я приглашаю вас сегодня отправиться в клуб «Любознайка», где мы узнаем много интересного и станем настоящими волшебниками. Предлагаю пройти в наш клуб, где есть  лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?

Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.) 

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не  пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: И так, как вы думаете, о каком «волшебном» камне идёт речь?

Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный  магнит. Он притягивает к себе предметы.)

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные -  в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).                                                                      Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!

Физминутка:

А сейчас мы быстро встанем.

Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал.»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть следующий опыт с магнитом.

Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.

Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?

(Дети: форма, размер, количество опилок)

Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.

Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?

(Дети: величина и цвет)

Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.

Попробуйте соединить магниты синими концами.

Что вы чувствуете?

(Дети: магниты отталкиваются, не соединяются)

Сейчас соедините красными концами. Что происходит?

(Дети: то же самое)

Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.

Что произошло?

(Дети: магниты соединились)

Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.

Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

(Дети: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)

А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.

- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.

- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

(На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое»:

 Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.                                                                                       (После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

 «Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха  заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в гречку скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)

Ответы детей: (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с гречкой и  скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем,  у кого не всё получается).

А может, мы подарим Золушке что-нибудь еще?  А у меня есть рыбки. Как я поймаю рыбку, не замочим руки водой, Правильно с помощью магнита. Открою вам ещё один секрет: магнит притягивает металлические предметы даже через стекло, и даже через ткань и бумагу.

Понравилось ли вам находить ответы на вопросы сказочных героев?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

А вам большое спасибо, вы оказались достойными помощниками.

Я принимаю вас в клуб «Любознайка» и награждаю вас медалями. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Удивительный магнит».

Воспитатель: Поправко Г.И.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает,  полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; беседа о профессии учёных; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.

Оборудование и материалы:

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная        установка, запись видеописьма от «Незнайки», слайды с изображением «Золушки», вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с гречкой каждому ребёнку; банка с водой.

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза, экспериментальная деятельность,).

2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Незнайки»,«Золушки»

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу почту  пришло интересное  видео письмо, хотите узнать от кого и что в нем?.                                                                                                                                            Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

В видеописьме Незнайка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был   Иван- мастер. Иван мастерил  шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил  резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво,  старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к  суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот  как этот камень.  Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы внимательно слушали о чем спрашивает Незнайка? Понятен вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Я приглашаю вас сегодня отправиться в клуб «Любознайка», где мы узнаем много интересного и станем настоящими волшебниками. Предлагаю пройти в наш клуб, где есть  лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?

Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.) 

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не  пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: И так, как вы думаете, о каком «волшебном» камне идёт речь?

Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный  магнит. Он притягивает к себе предметы.)

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные -  в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).                                                                      Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!

Физминутка:

А сейчас мы быстро встанем.

Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал.»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть следующий опыт с магнитом.

Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.

Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?

(Дети: форма, размер, количество опилок)

Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.

Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?

(Дети: величина и цвет)

Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.

Попробуйте соединить магниты синими концами.

Что вы чувствуете?

(Дети: магниты отталкиваются, не соединяются)

Сейчас соедините красными концами. Что происходит?

(Дети: то же самое)

Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.

Что произошло?

(Дети: магниты соединились)

Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.

Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

(Дети: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)

А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.

- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.

- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

(На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое»:

 Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.                                                                                       (После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

 «Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха  заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в гречку скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)

Ответы детей: (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с гречкой и  скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем,  у кого не всё получается).

А может, мы подарим Золушке что-нибудь еще?  А у меня есть рыбки. Как я поймаю рыбку, не замочим руки водой, Правильно с помощью магнита. Открою вам ещё один секрет: магнит притягивает металлические предметы даже через стекло, и даже через ткань и бумагу.

Понравилось ли вам находить ответы на вопросы сказочных героев?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

А вам большое спасибо, вы оказались достойными помощниками.

Я принимаю вас в клуб «Любознайка» и награждаю вас медалями. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно- образовательной деятельности

по познавательной деятельности

в старшей группе

на тему: «Удивительный магнит».

Воспитатель: Поправко Г.И.

Форма НОД: игровая, познавательно-исследовательская деятельность.

Форма организации (подгрупповая,  индивидуальная, парная)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Цель образовательной деятельности: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции.

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; через какие материалы и вещества может воздействовать магнит.

2. Сформировать представление о полюсах магнита.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию, через экспериментальную деятельность.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарный запас детей: магнетизм, магнетические, немагнетические.

Активизировать словарный запас детей: манит, притягивает, отталкивает,  полюс, южный, северный.

3. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей включаться в совместную с взрослым и сверстниками игровую ситуацию.

2. Развивать коммуникативные навыки.

3. Закреплять знания о правилах безопасности в экспериментальной деятельности.

4. Воспитывать доброжелательные отношения.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

1. Приобщать детей к музыкальным и художественно – литературным произведениям, малым фольклорным формам (загадкам).

2. Развивать умение понимать смысл произведений, способность логически мыслить, анализировать, делать правильные умозаключения.

Образовательная область «Физическое развитие»

1.Развивать двигательную активность детей, предупредить утомляемость воспитанников.

Предварительная работа:

Познакомить детей с магнитами разной формы, дать возможность проверить их свойства; магнитная игра «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв», «Подбери предмет»; использование на занятиях магнитной доски; беседа о профессии учёных; рассматривание  иллюстраций   деятельности учёных в лаборатории, рассматривание глобуса; изготовление сувениров - магнитов из соленого теста; собирание коллекции предметов, с использованием магнита.

Оборудование и материалы:

Коллаж «Магнетические и немагнетические предметы», мультимедийная        установка, запись видеописьма от «Незнайки», слайды с изображением «Золушки», вывеска «лаборатория», столы, стулья. Коробочки со знаками «+», «-»; магниты различной формы и  разных размеров по количеству детей и наборы предметов из железа, дерева, бумаги, пластмассы, стекла; канцелярские скрепки; миски с гречкой каждому ребёнку; банка с водой.

Методы и приёмы:

1. Практические (динамическая пауза, экспериментальная деятельность,).

2. Наглядные (видеописьмо, коллаж «Магнетические и немагнетические предметы»; слайды с изображением «Незнайки»,«Золушки»

3. Словесные (беседы, проблемные ситуации, рассказ педагога и детей о свойствах магнита).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашу почту  пришло интересное  видео письмо, хотите узнать от кого и что в нем?.                                                                                                                                            Воспитатель включает установку для просмотра видеописьма.

В видеописьме Незнайка рассказывает легенду: «В давние времена жил – был   Иван- мастер. Иван мастерил  шкатулки из дерева. Материал для своих поделок Иван искал в лесу. Как-то, отправился Иван за материалом для будущих поделок, да так увлёкся, подбирая необходимое, что обронил  резак - инструмент для резьбы по дереву. Стал искать его Иван, да никак найти не может. Долго ходил Иван по лесу, устал, сел на пенёк и думает, что же я без резака делать буду. Вдруг, слышит Иван, пищит кто-то жалобно, смотрит – птенец из гнезда выпал. Поднял птенца Иван, да и в гнездо положил. Вдруг откуда ни возьмись, старичок появился и говорит: « Давно я за тобой, Иван, наблюдаю, вижу - добрый ты человек, помогу я тебе». Дал старичок Ивану камень. « Спасибо, тебе дедушка. А зовут- то тебя, как?»- спрашивает Иван. Старичок отвечает: « А зовут меня Нит. Кто ко мне с добром придёт, тот добро и найдёт». Только старичок произнёс эти слова, как тут же исчез. Думает Иван: « Что за диво,  старичок просто маг какой-то. А что я с этим камнем делать буду». Положил Иван камень в суму, а сам стал опять резак искать, вдруг что-то со звоном «прилипло» к  суме. Поднял Иван суму, а к ней его резак «прилип». Вот так чудеса, камень – то волшебный! Пришёл Иван домой рассказал матушке, что с ним в лесу приключилось. А она ему и говорит: « Это ты с магом Нитом встретился, всё до чего он прикоснётся, потом притягивать к себе может, вот  как этот камень.  Ребята, существует ли на самом деле «волшебный» камень, который может притягивать к себе некоторые другие предметы?»

Воспитатель: Ну, что, ребята, вы внимательно слушали о чем спрашивает Незнайка? Понятен вопрос. Теперь нам предстоит на него ответить. Я приглашаю вас сегодня отправиться в клуб «Любознайка», где мы узнаем много интересного и станем настоящими волшебниками. Предлагаю пройти в наш клуб, где есть  лабораторию и научно доказать или опровергнуть версию о «волшебном» камне. Кто из вас знает, как называются профессии людей, которые работают в лабораториях?

Ответы детей: (Учёные, исследователи, лаборанты.) 

Воспитатель: А как нужно вести себя в лаборатории и почему?

Ответы детей: (Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и другими предметами, чтобы ничего не повредить, не сломать. Незнакомые предметы и вещества не брать в рот, не  пробовать на вкус.)

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами свои места).

Воспитатель: И так, как вы думаете, о каком «волшебном» камне идёт речь?

Ответы детей. (Это не «волшебный» камень, а обыкновенный  магнит. Он притягивает к себе предметы.)

Воспитатель: Способность предмета притягивать к себе другие предметы называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом. Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем.

(У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла).

Воспитатель: Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Те предметы, которые притягивает к себе магнит поместите в коробку со знаком «+», а остальные -  в коробку со знаком «-».

(Дети самостоятельно проводят эксперимент).                                                                      Воспитатель: Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам: начинаем по – порядку нашу дружную зарядку!

Физминутка:

А сейчас мы быстро встанем.

Будем делать по порядку нашу бодрую зарядку.

«В понедельник я купался.

А во вторник рисовал.

В среду долго умывался.

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу с воскресеньем

Целый день я отдыхал.»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю посмотреть следующий опыт с магнитом.

Я подношу полосовой магнит к железным опилкам на подносе, а потом круглый.

Сравните рисунки на магните. Чем они отличаются?

(Дети: форма, размер, количество опилок)

Вывод: чем больше магнит, тем сильнее он притягивает, чем меньше магнит, тем меньше его сила.

Ребята посмотрите на свой и мой магнит, чем они отличаются?

(Дети: величина и цвет)

Правильно. У вашего магнита концы окрашены в синий и красный цвет.

Попробуйте соединить магниты синими концами.

Что вы чувствуете?

(Дети: магниты отталкиваются, не соединяются)

Сейчас соедините красными концами. Что происходит?

(Дети: то же самое)

Теперь приложите ваши магниты, синим и красным концами.

Что произошло?

(Дети: магниты соединились)

Вывод: разноокрашенные концы у магнита притягиваются друг к другу.

Ребята, подскажите, а где в жизни мы встречаемся с магнитом и видим его волшебные свойства?

(Дети: «магнитная азбука», магнитная доска, компас, зажимы на шкафчиках, настольная игра «рыболов»)

А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали о магните.

- Магниты притягивают к себе железные предметы и не действуют на другие материалы.

- Чем толще преграда между магнитом, тем меньше его сила.

- Под действием магнита железные предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.

- Сила магнита действует сильнее, если магнит большего размера.

- Одинаково окрашенные концы магнита отталкиваются, а разноокрашенные притягиваются.

Воспитатель: А сейчас внимательно просмотрим видеописьмо со следующим вопросом.

(На экране появляется девочка: «Ребята, отгадайте загадку о сказочном герое»:

 Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.                                                                                       (После того, как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение Золушки).

 «Вам всем знакома сказка «Золушка». Злая мачеха  заставляла её выполнять различную работу, а как только бедняжка заканчивала, то мачеха высыпала мешки с крупой в одну большую кучу, а потом заставляла Золушку отделять одну крупу  от другой. А на этот раз Мачеха придумала для неё новое испытание: высыпала в гречку скрепки. Золушка хочет успеть на бал во дворец, чтобы  вновь увидеться с Принцем. Как помочь Золушке быстро справиться с работой?»)

Ответы детей: (Надо использовать магнит. Подержать магнит над миской с гречкой и  скрепки притянутся к магниту.)

Воспитатель: Хорошо, приступайте к работе, помогите Золушке.

Воспитатель: Молодцы, как быстро вы справились с работой. Теперь Золушка успеет на бал во дворец, увидит своего Принца и наконец-то будет счастлива!

Воспитатель: Знатоки, вы наверно, обратили внимание, что не все скрепки притянулись прямо к магниту. Некоторые скрепки прицепились к другим скрепкам. Стальные скрепки намагнитились и сами стали магнитом. Посмотрите, что я вам покажу.

(Воспитатель осторожно отсоединяет первую скрепку от магнита, вторая держится, так же осторожно подносит эту скрепку к другим ранее намагниченным скрепкам – получается цепочка из скрепок).

Воспитатель: А сейчас попробуйте сами всё это проделать.

(Дети выполняют эксперимент со скрепками, воспитатель подбадривает. Помогает тем,  у кого не всё получается).

А может, мы подарим Золушке что-нибудь еще?  А у меня есть рыбки. Как я поймаю рыбку, не замочим руки водой, Правильно с помощью магнита. Открою вам ещё один секрет: магнит притягивает металлические предметы даже через стекло, и даже через ткань и бумагу.

Понравилось ли вам находить ответы на вопросы сказочных героев?

Ответы детей: (Да, понравилось)

Воспитатель: А что понравилось больше всего? Почему?

А вам большое спасибо, вы оказались достойными помощниками.

Я принимаю вас в клуб «Любознайка» и награждаю вас медалями. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Магнит-фокусник"

Для детей старшей группы.Цель: Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.Образовательная область: Познавательно-исследовательская де...

Конспект НОД "Магнит творит чудеса"

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшей группы...

Конспект НОД «Магнит и его свойства» для детей средней группы

Конспект непрерывной образовательной деятельности "Магнит и его свойства"...

Конспект НОД "Магнит и его свойства"

ознакомление детей с магнитом...

Конспект ОДД "Магнит и его свойства" средняя группа.

Развитие представлений о свойствах магнита, его использовании....

Конспект НОД - Магнит и его свойства

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Магнит и его свойства».  Цель: Создание условия для формирования представлений о магните и его свойствах....

Конспект НОД "Магнит. Свойства магнита"

Для  детей старшей группы....