Конспект образовательной деятельности по теме «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Образовательная область познавательное развитие +  речевое развитие + физическая культура     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zhdanova_s.n.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект образовательной деятельности

Педагог: Жданова Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ СЦРР детский сад «Золотая рыбка» Благовещенского района

  Образовательная область познавательное развитие +  речевое развитие + физическая культура    

  Возрастная группа:  средняя.        

Тема занятия  «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».

Концептуальные основы занятия

Цель: формирование  у детей представлений о том, как дикие звери приспосабливаются к изменению погодных условий.

Задачи:

- закрепить представления детей о том, что у каждого времени года свои особенности;

- сформировать представления о том, как дикие звери (медведь, белка, ёж, заяц) приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

- побуждать детей участвовать в беседе, понятно задавать вопросы и отвечать на них, учить свободно общаться со взрослым и сверстниками;

- активизировать в речи детей употребление слов, образных выражений: нора, дупло, запасы, «впадать в спячку»;

- обогащать словарь детей по теме: подшёрсток;

- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи;

- развивать слуховое внимание, логическое мышление, внимание, память;

- сохранять и укреплять психоэмоциональное и физическое здоровье детей посредством использования здоровьесберегающих технологий; 

- воспитывать в детях умение проявлять заботу и внимание по отношению к  животным, не нанося им вреда;

Предварительная работа:

Дети

Коллеги

Родители

1. Чтение:

- рассказы В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка», «Ёж», «белка», «Беляк»;

- И. Соколов – Микитов «Листопадничек»;

2. Рассматривание картин – таблиц о животных (из серии «Дикие животные»).

3. Подвижная игра «У медведя во бору».

4. Д/И «Большие и маленькие».

Разрезные картинки «Дикие животные».

Изостудия: лепка «Медвежата с медведицей»

- рисование «Следы на снегу», «Заяц».

Сбор «экспонатов» для мини-музея в группе «Дикие животные нашего края».

Оборудование: для создания картинки зимнего леса используется панно «Зимний пейзаж», бутафорские деревья (дуб с дуплом, ель), сугробы, макеты берлоги медведя, норы  ежа; на ковре рассыпаны бумажные снежинки с ниточками; игрушки (белка, заяц серый, медведь), аудиозапись музыкального произведения П.И. Чайковского «Зимняя сказка», корзинка, волшебный мешочек, муляжи грибов, фруктов, ягод, шишки, жёлуди, костюм белого зайчика.  

Организационный момент, начало занятия включающие:

  • описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии
  • игры и упражнения для организации внимания детей
  • ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми
  • описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети получают положительный заряд эмоций, настраиваются на дальнейшую деятельность.

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми, помочь игровому персонажу.

Дети проявляют интерес, принимают учебную задачу как личностно значимую для себя.

Дети перечисляют признаки зимы, устанавливают причинно-следственные связи между особенностями времени года и одеждой, предлагают  варианты решения проблемы.

Для создания таинственности, сказочности и волшебства, дети переносятся в зимний лес, закрыв глаза под музыку П.И. Чайковского «Зимняя сказка». Как только музыка стихает, дети открывают глаза и оказываются в «зимнем лесу».

  1. Разминка.

Проводит эмоциональный тренинг  «Подари улыбку».

Цель: снятие инертности физического и психологического самочувствия, настроить детей на эмоциональный контакт со сверстниками и взрослым.

  1. Формирование мотивации к деятельности.

Сюрпризный момент: приход в гости Зайчика (серого). Игровой персонаж обращается к детям за помощью: - Помогите мне узнать, почему так тихо в лесу, куда подевались все лесные жители?

Цель: формирование положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Педагог приглашает  детей к деятельности: - Давайте отправимся вместе с Зайчиком на прогулку в зимний лес и  узнаем, что там произошло?

  1. Обращение к прошлому опыту.

Педагог использует проблемные вопросы для того, чтобы дети вспомнили то, что они уже знают.

- Мы можем прямо в таком виде отправиться в лес? Почему нет? Что нужно сделать, чтобы отправиться в лес?

Имитационная игра «Оденемся на прогулку зимой».

Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей.

Педагог предлагает детям закрыть глаза, взяться за руки.  

- Попасть в зимний лес нам поможет волшебная музыка!

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия.

Дети сидят в кругу на ковре вместе с воспитателем, держась за руки.

Дети сидят в кругу на ковре, что способствует установлению равного участия каждого ребёнка в обсуждении.

Дети переходят из одной половины групповой комнаты в другую, где создана картинка «зимнего леса».

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретных образовательных задач перед детьми;
  • описание форм и методов представления нового образовательного содержания;
  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;
  • описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;
  • описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;
  • описание основных форм организации практической деятельности детей;
  • описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;
  • описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети проявляют интерес к новой обстановке, изучают её, задают вопросы.

Дети отгадывая загадку, узнают кто живёт в дупле дерева.

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними.

Рассматривая содержимое жилища белочки, дети узнают тем самым, какие она делает запасы на зиму, чем питается.

Дети выбирают на ощупь спрятанные в мешочке жёлуди, грибы, шишки, и дарят белочке гостинцы.

Цель: зафиксировать информационный опыт, которые дети получили.

Дети свободно  перемещаются во время занятия, исследуя то пространство, в котором они оказались.

Дети свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.

Опираясь на имеющийся опыт, дети делают вывод, что под сугробом находится берлога медведя.

Дети проявляют заинтересованность, выдвигают свои версии.

Дети выдвигают свои предположения, используют полученные ранее знания. Чтобы проверить правильность ответов обследуют вход в нору и находят там жёлтые опавшие листья.

Дети обобщают полученную информацию, объясняя Зайчику, что происходит с обитателями леса зимой.

Дети свободно выдвигают свои суждения.

Дети сравнивая свои ответы с рассказом белого зайца, делают выводы о правильности своих суждений.

На прощание дети желают зайчику как можно быстрее  поменять цвет шубки, чтобы его не было видно на снегу и волк с лисицей не могли бы его поймать.

Эмоциональное восприятие увиденного.

Цель: дать детям возможность прочувствовать красоту зимнего леса, выразить свои впечатления от увиденного.

Дыхательное упражнение «Снежинки».

Педагог: - Ах, как много снежинок вокруг! Я предлагаю вам ребята поиграть со снежинками, а заодно и погреть свои носики.

Педагог следит за тем, чтобы дети выполняли правильно вдох и выдох.

Обогащение нового опыта детей, его знаний.

Встреча с белочкой. Педагог задаёт детям вопросы причинно-следственного характера:

- Почему белочка прячется в дупле? Как она спасется от холода? Чем питается белочка зимой? Почему она меняет цвет шубки?

Игра «Волшебный мешочек».

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Волшебный мешочек».

 Цель: формирование заботливого отношения к животным, совершенствование сенсорного опыта детей (тактильные ощущения).

Путешествие продолжается, педагог с детьми останавливаются возле модели берлоги.

- Посмотрите, какой большой сугроб! Как вы думаете, что это может быть?

Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости  свою версию.

Воспитатель организует проверку выдвинутых идей на уровне практического действия.

- Давайте осторожно заглянем внутрь и проверим наши догадки!

Вопросы воспитателя: - Что медведь делает зимой? Долго ли будет спать медведь? Как же всю зиму обходится без пищи? Чем питается медведь?

Рассказ воспитателя: Медведь усиленно питается всё лето и осенью, чтобы накопить жир, который будет кормить его всю зиму. Когда медведь спит, он подкладывает лапу под морду, и кажется, что он сосёт лапу. Отсюда и появилось выражение «сосать лапу». На самом деле медведь лапу не сосёт, он всю зиму спит, и не делает никаких запасов себе на зиму.

- Как вы думаете, мы можем потревожить мишку своими  громкими разговорами? Давайте тогда будем вести себя тихо-тихо, чтобы мишка не проснулся.

Проводится игра «Волшебный мешочек». Цель: аналогична.

Физминутка «Мороз». Цель: предупреждение переутомления детей.

Педагог использует загадку для перехода к следующему объекту  - домик ежа (модель норы под снегом).

Вопросы воспитателя: - Кто знает, чем занимается ёж зимой? Что ёж запасает на зиму?

Кто расскажет, как ёжик утепляет свою норку?

Воспитатель намечает задачу для совместного выполнения вместе с детьми;  задает вопросы,  побуждающие детей при ответе использовать свой опыт.

Игра «Волшебный мешочек».

Самомассаж активных зон «Ёжик».

Обобщение информации.

Воспитатель возвращается к диалогу с игровым персонажем Зайчиком: - Помогли тебе ребята ответить на вопрос: Почему в лесу так тихо, и никого не встретишь?

Проблемный вопрос от Зайчика: - Почему я не вижу своих друзей – зайчишек, ведь они-то не спят зимой?

Воспитатель провоцирует детей на обсуждение возникающей проблемы.

Появляется  Заяц в белой шубке.

Белый заяц рассказывает стихотворение, в котором отражаются все изменения, происходящие с приходом зимы в жизни зайцев.

Ребёнок – Зайчик играет с детьми в малоподвижную игру «Зайцы».

Воспитатель вместе с детьми благодарит зайчиков за интересную игру и говорит о том, что ребятам уже пора возвращаться в детский сад.

На ковре лежат  бумажные снежинки с ниточками. Дети выбирают понравившуюся  снежинку и выполняют с ней дыхательные упражнения.

В дупле игрушка белочки, с обратной стороны дерева спрятаны запасы белочки на зиму: муляжи грибов, орехи, жёлуди.

В «Волшебном мешочке» спрятаны гостинцы для лесных жителей: грибы, фрукты, шишки, жёлуди, орехи, сушёные ягоды.

Дети оставляют возле берлоги любимые лакомства для медведя.

Возле входа в норку насыпаны осенние листья (ёж осенью катается по опавшим листьям, цепляет их на колючки и приносит в норку, утепляя её к зиме).

Подготовленный ребёнок старшей группы, одет  в костюм Зайца.

3. Заключительная часть занятия:

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения детьми нового образовательного содержания;
  • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда педагог  определяет, что часть детей  не освоили новый
    материал;
  • косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Педагог вместе с детьми становятся в круг, закрывают глаза и слушают волшебную музыку, музыка стихает и дети оказываются в детском саду.

Дети выражают свои впечатления, эмоции от увиденного, оценивает свои действия, результат, которого достигли в ходе занятия.

Дети и педагог берутся за руки и желают друг другу хорошего дня.

Как и вначале занятия вернуться обратно в детский сад детям помогает волшебная музыка.

Имитационная игра «Раздеваемся с прогулки».

Педагог,  задавая вопросы детям, подводит итог деятельности:

- Вам понравилась наша прогулка? Что больше всего запомнилось? Что нового вы для себя узнали? Мы помогли зайчику ответить на его вопросы?

Педагог обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д. Педагог хвалит детей за помощь.

Рефлексия.

Обеспечивает переход детей к другому режимному моменту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи "Дикие звери и их детёныши" для детей 6-7 лет

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (заикание) 6-7 лет. Тема занятия: "Дикие звери и их детёныши" ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации "Царство диких зверей""

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации "Царство диких зверей""...

Конспект образовательной деятельности на тему: «Дикие животные» с использованием интерактивных технологий «Хоровод», «Цепочка» (ОО «Познавательное развитие») с детьми 1 младшей группы

Задачи:ОО «Познавательное развитие»:Ÿ Формировать представления у детей о диких животных (зайце, белке, медведе), их внешнем виде, питании, особенностях образа жизниŸ Дать понятие о свойствах и качест...

Конспект занимательной деятельности по теме: «Как зимуют звери?». Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей».

Цели: - Закрепить  знания об особенностях диких животных, впадающих зимой в спячку, а так же с теми, кто зимой ведет активный образ жизни.-Познакомить с художественными особенностями сказки.Задач...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Подарки для зверят»

Возрастная группа: младшаяТема НОД: «Подарки для зверят».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.Цель: создание условий для формиро...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности по теме: «Как дикие животные готовятся к зиме» для детей средней группы

Цель: познакомить детей с особенностями подготовки диких животных к зиме.Задачи:Образовательные: формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведении жив...

Конспект образовательной деятельности на тему «Домашние и дикие животные»

Речевое развитие в подготовительной группе комбинированной направленности...