Аннотация к опыту работы
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Масленникова Марина Александровна

Аннотация к опыту работы

«Развитие познавательных интересов и творческой активности ребенка»

 

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе  гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Актуальность

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Противоречия между огромным исследовательским потенциалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников затрудняют образовательный процесс.

Наблюдения за детьми группы показали, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Работая над темой, мною была поставленацель: организация опытно-экспериментальной деятельности в рамках основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

1.     Изучить дополнительную методическую и научно-познавательную  литературу по данной теме.

2.     Создать  необходимые условия для организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников.

3.     Развивать познавательный интерес путём создания необходимых условий для опытно – экспериментальной деятельности

4.      Привлечь родителей к реализации опытно-экспериментальной деятельности

Организация опытно-экспериментальной деятельности в группе строится по следующим принципам:

1.         Принцип научности:

 предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и   практически апробированными методиками. В работе я опираюсь на научный опыт Н.Н. Подъякова, О.В. Дыбиной.

-  содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

В работе с детьми мною используются энциклопедии и другая научно – познавательная литература.

2.         Принцип доступности:

 - предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных 

возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме.

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности

 взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Весь материал и оборудование размещены в свободном доступе для детей.

                       3.Принцип систематичности и последовательности:

- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач  развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям   применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

Реализация данного принципа предполагает выполнение мною следующих условий:

а) следовать в обучении от простого к сложному;

б) от известного к неизвестному.

4.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-   дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности  ребенка.

Моя работа строится с учётом индивидуального подхода. Что неинтересно одному ребёнку, у другого вызывает оживлённый интерес. Так же опытно – экспериментальная деятельность позволяет найти подход и заинтересовать «трудных» детей.

5.         Принцип целостности:

- основан в моей работе на комплексном принципе построения непрерывности          процесса опытно - экспериментальной деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

6.         Принцип активного обучения:

- мной осуществляется организация экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;

-мной используются  активные формы и методы обучения дошкольников (проектный метод), способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

7.           Принцип результативности:

- я надеюсь на получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Работа по теме проводится в следующих направлениях:

1.    Работа с детьми (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности по всем образовательным областям, совместная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельная деятельность).

В работе с детьми использую следующие методы и приемы:

Наглядный - рассматривание и обсуждение объектов исследования, показ действий с ними, пример взрослых.

Практический – исследовательская деятельность, проведение опытов.

Словесный – беседы, инструкции, описание, объяснения, разъяснения.

Средствами обучения детей являются:

- использование наглядных модулей, эталонов, символов, условных заместителей;

- использование исследовательских действий;

- интеграция познавательных и исследовательских действий.

В работе с дошкольниками использую преимущественно познавательные, интегрированные формы образовательной деятельности.

При организации исследовательской деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов особое внимание обращаю на:

- соблюдение правил техники безопасности;

- культуру поведения;

- проявление самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- доброжелательное отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться.

Самостоятельная деятельность детей отражает разнообразные действия с предметами-заместителями и объектами исследования, используя приобретенные умения и навыки.  

Свою работу с детьми по опытно –экспериментальной деятельности строю по трём взаимосвязанным направлениям:

·              живая природа;

·              неживая природа;

·              человек;

2.Взаимодействие с семьями воспитанников, которое выстраивается на основе сотрудничества.

Я подвожу родителей к тому, что опытно – экспериментальная деятельность - неотъемлемая часть для полноценного развития ребенка, его познавательной активности.

Взаимодействие с семьей осуществляется по следующим формам и приемам:

1. Педагогическое просвещение родителей (законных представителей)

- информационные стенды;

- памятки, буклеты;

- сайт МАДОУ;

- папки-передвижки.

2. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс группы(открытые занятия; дни открытых дверей, создание совместных проектов)

Когда родители видят мою увлечённость, горящие глаза детей, они становятся моими помощниками и союзниками.

Большую помощь родители оказывают в пополнении развивающей предметно – пространственной среды.

 

3. Создание условий (подбор научно-познавательной литературы, картин, презентаций, фильмов, схем,  обогащение уголка экспериментирования)

 

Перспектива:

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечит становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

 Работа по данной теме поможет мне в преобразовании развивающей предметно-пространственной среды, создающей ребенку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей.

 Наработка конспектов позволит осуществлять деятельностный подход к развитию познавательной активности детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

«Свойства воды»

Цель: развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить свойства воды: прозрачная, не имеет запаха, вкуса, формы;

Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе;

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;

- стимулировать познавательную активность детей.

Оборудование: стаканчики с водой и молоком на каждого ребёнка, сахар, речной песок, лед, сосуды для воды разной формы, глобус, термос, стеклышко,  картинки.

Ход НОД:

Организационный момент:

- Ребята, я приготовила для вас загадки. Вы сможете их отгадать?

- С высоты большой срываясь

Грозно он ревёт,

И о камни разбиваясь

Пеною встаёт. (Водопад).

- Кто всю ночь по крышам бьёт, да постукивает,

И бормочет, и идет, убаюкивает. (Дождь).

- Утром падаю всегда

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса).

Выставляются картинки

- Как вы думаете,  какое ключевое слово получилось?

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан

И летаю, и бегу,

Неподвижной быть могу.

Я и льдинка голубая,

Я и капля дождевая,

И снежинка вырезная.

Вы узнали без труда,

Называюсь я … (вода)

- О чем мы сегодня будем говорить?(о воде, о её значении в жизни человека, о её свойствах)

- Кто знает, откуда берется вода?

Быть может, из снега?

Быть может из льда?

А может, с подземных ключей она бьёт?

И всем она жизнь и цветенье даёт.

Чтоб нам о воде все – при все разузнать,

Немало учебников нужно читать,

А также различных журналов и книг

Чтоб все её тайны открылись нам вмиг.

- Как вы думаете и где можно встретить воду в природе? (В морях, речках, в океане, в луже, в дождике, снеге)

-Что такое вода? Это струйка из крана.

Это волны и шторм на морях – океанах

В запотевшей бутылке напиток в руке

И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Обратить внимание детей на глобус

- Как вы думаете, что на глобусе изображено голубым цветом? (Вода – моря, океаны, реки, озера).

- Да, вода занимает большие площади, чем суша.

- А для чего нужна вода? (Пить, умываться, поливать растения, готовить, стирать, мыть посуду, полы, купаться и т.д.)

- Какая бывает вода? (Морская, речная, холодная, горячая, теплая, газированная, дождевая и т.д.)

- А что делает вода? (Льется, капает, бурлит, журчит, течет, тает, замерзает…)

- Ребята, а где у нас в группе можно повстречать воду? Пойдемте, посмотрим!

* В уголке природы. (Прикрепляется капелька воды)

- А зачем нам здесь нужна вода? (Растениям нужна вода, без неё они погибнут)

* В уборной комнате. (Прикрепляется  капелька  воды)

- А зачем нам здесь нужна вода? (чтобы мыть руки и лицо)

*На кухне. (Прикрепляется капельку воды) 

- А зачем нам здесь нужна вода? (чтобы мыть посуду, пол, игрушки)

* Чайник с водой. (Прикрепляется  капелька воды)

- А зачем нам здесь нужна вода? (для утоления жажды)

- Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается

- Откуда вода берется? (из реки). 

- Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране - по трубам, затем через фильтр, чтобы стать чистой.

- А может кончиться вода?

- А как вы думаете, что будет, когда не станет воды? (Не сможем попить, покушать, все будет грязное, рыбки, животные, растения погибнут и т.д.)

- А сможет человек и все живое жить без воды?

- Значит, воду необходимо беречь. Как?

- Да, без воды очень плохо. Поэтому относиться к воде нужно бережно.

- А теперь я, предлагаю вам отправиться в лабораторию и вспомнить те свойства воды, о которых вы уже знаете и узнать новые.

- А что такое лаборатория? (ответы детей)

- А как нужно вести себя в лаборатории? (повторить технику безопасности)

- А вы хотите побывать в такой лаборатории и провести свои опыты с водой? Отправляемся в Лабораторию Воды:

Вправо, влево повернись,

В Лаборатории Воды окажись!

Вот мы с вами и в Лаборатории!

Вам, как учёным, предстоит сегодня выяснить свойства воды.

- Но сначала поиграем в игру «Вода – друг, вода – враг». Скажите, пожалуйста, в каких случаях мы можем назвать воду нашим другом, а в каких – нашим врагом? (Вода – наш друг, потому что мы её пьём, умываемся, купаемся, готовим пищу и т.д., вода – наш враг, потому что может быть наводнение, можно утонуть в реке, горячей водой можно обжечься и тд.).

-Ребята, у вас в стаканах налита вода. Что можно сказать про воду, какая она? (ответы детей).

Опыт 1: На столе стоят 2 стакана, один с молоком, другой с водой.

Опускаем ложку в стакан с молоком и в стакан с водой. Что видим? (В стакане с водой ложечка просвечивается, а в стакане с молоком её не видно). Вместе с детьми воспитатель называет свойство воды: вода прозрачна.

Опыт 2: Посмотрите, ребята, а что у меня под салфеткой? (Показывает посуду разной формы.)

Это посуда разной формы. Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей.)

(Воспитатель наливает воду в колбу.)

- Посмотрите, форму чего приняла вода? (Вода приняла форму колбы.) 

- А вода полностью заполнила колбу? Промежутков и пустот нигде не осталось? (Нет, вода полностью заполнила колбу.)

- А теперь предлагаю взять формы. У всех они разные. Наполним их водой. Что происходит с формой воды? (вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают).

Опыт 3. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые не растворяются».

- Ребята, перед вами стоят по два стаканчика с водой и песок (речной и сахарный)

- В один из них положите обычный, речной песок, размешивайте ложкой.

- Растворился песок? (нет).

- В другой стаканчик посыпьте ложечку сахарного песка, размешивайте.

- Что произошло? (сахарный песок растворился).

- Какой вывод можно сделать? (речной песок не растворяется в воде, а сахарный песок растворяется).

Вода тоже может быть волшебницей.

Опыт 4 «Пар - Это вода».

- Ребята, что это? (термос).

- Что туда обычно наливают? (воду, чай).

- Я налила туда очень горячую кипящую  воду. Открою его, что видите? (поднимается пар).

- Беру стекло, положу его над паром, что видите? (капельки воды).

- А эти капельки из чего появились? (из воды).

- Какой вывод можем сделать? (пар – это вода в газообразном состоянии).

- Сейчас переходим к следующему опыту.

Опыт 5 «Лед- это вода».

- А теперь, ребята, возьмите лёд в руки. Какой он на ощупь? (мокрый, скользкий, гладкий, холодный.)

- Ребята, а что происходит со льдом? (Лёд в руках тает). 

- А как вы думаете, почему лёд в руке тает? (Потому что руки тёплые, а лёд холодный.) 

- Ребята, положите лёд на цветную бумагу. Скажите, видно ли через лёд цветную бумагу? (Да.)

- Значит, какой у нас лёд? (Прозрачный, бесцветный.)

- Теперь давайте положим лёд на тарелочку и посмотрим, что будет происходить со льдом дальше.

Физкультминутка

- Почему лед растаял? (в группе тепло).

- Какой вывод можно сделать? (лед - тоже вода, только в твердом состоянии, по-  другому лед это твердая вода).

- А в какое время года вода замерзает на улице? (Зимой.) В какую погоду замерзает вода? (В холодную, в морозную.)

- Вода может быть  твердой. Когда она замерзает, то превращается в лед.  Может быть летучей, газообразной – это пар.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода, зачем и для чего? (Ответы детей)

 - Все живые существа нуждаются в воде. Растения всасывают воду из почвы и воздуха. Животные ищут открытые пространства воды - водопои. Ими могут быть ручьи, родники, реки, озёра. Каждый день мы тоже употребляем воду: едим суп, пьём чай, компот. Без воды на столе не будет ни хлеба, ни овощей и фруктов, ни масла и сахара, ни других продуктов питания.

Опыт 6.  «Вода нужна всем».

- Три дня в блюдце в намоченной марле мы держали горох, а в другом блюдце в сухой марле. Давайте проверяем, что же с ними случилось? (в одном из них появился росточек, а в другом нет).

- Как вы думаете, почему?

- Видите, ребята, вода нужна и для жизни, и для роста растений, вода нужна всем.

- Мы закончили эксперименты. Какие свойства воды мы повторили?

- Ребята, я предлагаю превратиться в волшебников? Конечно, для этого нужно только сказать волшебные слова.

Вправо, влево повернись,

Волшебство начнись.

«Масляная  лампа»

 Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

«Дождевые облака»

Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Понадобится: пена для бритья, стакан с водой, окрашенная вода, пипетка.

Ход: в банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну стакана.

«Огнеупорный шарик»

Понадобится: 2 шарика; свечка; вода. Надуйте шарик и держите его над пламенем свечи. Покажите ребятам, что от горячего пламени он начнет плавиться и лопнет. Возьмите второй шарик. Налейте в него воды, завяжите и опять проделайте то же самое. Увидите, что шарик с водой не лопает, а выдерживает пламя. Поскольку вода берет на себя тепло от огня, а шарик в это время не горит. Итог.

- Понравилось вам наше превращение в ученых?

- Что мы сегодня с вами делали?

- А нужно ли беречь воду?

- Как мы можем это делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация на опыт работы Территория группы – образовательное пространство

Как и для большинства современных воспитателей, ключевыми вопросами педагогической компетентности для меня стали вопросы: «Как развивать малыша?», «Что ему интересно?», «Как сделать образовательный пр...

Аннотация к конкурсной работе - разработка развлечения с детьми 2 младшей группы " Праздник Божьей коровки " Милая букашка - в крапинку рубашка ".

Аннотацияк конкурсной работе -разработке развлечения с детьми 2 младшей группы«Праздник Божьей коровки «Милая букашка-в крапинку рубашка». Автор составитель – Матюшенко Лидия Анатольевна, воспита...

Аннотация опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Обобщенный опыт работы содержит теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник   рисования...

аннотация к опыту работы по пдд

АннотацияЯ как воспитатель провожу целенаправленную работу по ознакомлению с правилами дорожного движения, формированию навыков правильного поведения на дорогах. Я уверена, знания, полученные в детств...

Аннотация педагогического опыта по теме "Финансовая грамотность дошкольников"

Одним из новых направлений в работе с дошкольниками является формирование экономических представлений.Эти изменения обусловлены переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкол...

аннотация опыта работы

Материал содержит теоретический о практический опыт педагога по теме работы...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...