Аннотация на опыт работы Территория группы – образовательное пространство
статья (средняя группа) по теме

Рубан Татьяна Владимировна

Как и для большинства современных воспитателей, ключевыми вопросами педагогической компетентности для меня стали вопросы: «Как развивать малыша?», «Что ему интересно?», «Как сделать образовательный процесс максимально эффективным?». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл annotatsiya_na_opyt_raboty_2.docx92.93 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация на опыт работы

«Дизайн-деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

Там, где есть жизнь и свобода,

 есть место и для нового творчества.

С. Булгаков

В настоящее время современное дошкольное образование ставит своей главной целью развитие личности ребенка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Традиционных подходов в решении проблемы развития творческих способностей детей недостаточно. Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, технологиями, методиками, идеями, новыми решениями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновение.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству.

Оно  направлено на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, без запретов и категоричных обращений. А значит, в полной мере отвечает современным требованиям. Поэтому приоритетным направлением своей работы я выбрала дизайн-деятельность, как  средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Целью моей работы стало развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта с самим собой, другими детьми и взрослыми.

Исходя из этой цели, мною были определены следующие задачи: 

  • содействовать развитию продуктивной деятельности детей;
  • создать условия для проявления творческих способностей, фантазии, изобретательности;
  • развивать умение использовать на практике знакомые детям технические умения и навыки;
  • развивать способности к критическому мышлению, умению ставить и решать задачи;
  • развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в творчестве.

Решение этих задач стало возможным при соблюдении  определенных условий :

  • создание образовательной среды для организации творческой деятельности;
  • субъект – субъектные отношения между взрослым и ребенком;
  • соответствие деятельности возрастным особенностям детей;
  • поддержка взаимодействия и самостоятельности детей;
  • использование различных техник работы с бумагой, пластилином, бросовым материалом;

Реализация детской дизайн - деятельности невозможна без создания специального образовательного пространства в группе.

Образовательное  пространство  состоит из следующих компонентов:

        

Опыт моей работы доказывает большие возможности использования образовательной среды для организации творческой деятельности, которая проявляется в следующем:

  • Предметная среда в моей группе предназначена для детского коллектива в целом. При этом предоставляет каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это, по моему убеждению, особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
  • Проектируя, создавая и преобразовывая предметно – пространственную среду, я учитываю особенности развития каждого ребенка, определяю свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае я выбираю роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, я  выступаю в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться.
  • В ходе образовательной деятельности я обеспечиваю сочетание интересов детей и свои интересы. Сообщая новые сведения, предлагаю различные материалы, направляю работу в нужное русло. Я считаю, что совпадение моих  и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Для этого мной четко продуман каждый уголок группы.  И все создано таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных и творческих  способностей детей, располагались в разных функциональных пространствах.

В группе оформлен «Уголок творчества» для самостоятельной деятельности детей. В зависимости от темы проекта, интересов детей меняется его наполняемость. Например, при реализации проекта «Осеннее отражение или необычное в привычном» уголок творчества превратился в мастерскую королевы Осени, где ребятам был предложен для самостоятельной творческой деятельности природный и бросовый материал: шишки, желуди, листья, ракушки и др. При реализации проекта «Говорят, по Новый год…»  была развернута  мастерская Деда Мороза, в которой появились различные бусы, пайетки, пуговицы, ленты и другой материал.  Дети изготавливали  приглашения для родителей на праздник. Создавали фотовернисаж «Зимушка красавица всем ребятам нравится» и отвечали на вопрос «Зима – это хорошо или плохо?».  Изготовили коллективную поздравительную открытку: «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла». Украшали   снежинки      в подарок членам семьи. Детям очень нравилось раскрашивание новогодних картинок и с огромным удовольствием они изготовили - ёлочную  гирлянду для кукольной ёлки.

Детские работы присутствуют в оформлении, как группы, так и на выставочных стендах детского сада. «Вернисаж» позволяет детям рассматривать свои произведения, экспозиция меняется и дополняется по желанию детей, тема продуктивной деятельности отражает тему проекта.

А еще ребята придумывают и изготавливают поделки и открытки в подарок бабушкам и дедушкам в дом пристарелых. 

В «Уголке ее Величества – Книги» представлены открытки, книжки – самоделки, альбомы с детским речетворчеством, сопровождающие детскими рисунками, книги для детей на различную тематику. В зависимости от темы проекта меняется и наполняемость уголка. Так во время реализации новогоднего проекта была представлена выставка новогодних открыток разных лет. Дети с удовольствием рассматривали открытки своих прабабушек и сравнивали их с современными открытками.

В «Уголке Вопрошайки» подобрано оборудование для детского экспериментирования.  Здесь дети с удовольствием смешивают краски, узнают свойства материалов  в процессе эксперимента. Также в этом же центре помещаются приборы и материалы в соответствии с той проблемной ситуацией, которую дети разрешают вместе с педагогом. Например, при решении проблемной ситуации:  «Чем раскрасить листики для украшения выставки? Ведь все кисточки исчезли…» ребята пробовали рисовать пальчиками, печатками из овощей, тычками, пробками, комочками бумаги. В итоге дети сделали вывод, что листочки получились красивые, необычные и рисовать можно не только кисточками. Так же мы вместе с ребятами решали проблему: чем можно раскрасить картинки, когда исчезли краски. При этом дети вспомнили, что борщ красного цвета и помогает его окрашивать не краска, а свекла. Решили попробовать изготовить из свеклы краску: получилось. Удивлению и радости ребят не было предела.

 Таким образом, можно сделать вывод, что развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания о них. В специально построенной среде ребенок получает возможность действовать самостоятельно и общаться с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

В основе единства компонентов образовательного пространства  лежит дизайн  - проект, ядром которого является детский интерес. Возникновение детского интереса происходит по-разному в зависимости от многих факторов: детских вопросов, тем проектов, проблемы в группе, которая возникает неожиданно или создается нами, воспитателями. Главное – побудить в детях мотив дизайн – деятельности.

Работу по обучению детей дизайну я осуществляю поэтапно:

        

И первым этапом работы является мотивация ребенка на освоение нового способа технике дизайна. Выбор методов и приемов мотивации детей к дизайн – деятельности я определяю в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Это традиционные  способы мотивации детей к деятельности:

  • Сюрпризный момент;
  • Дидактическая игра, подвижная игра или любимая детьми игра;
  • Проблемная ситуация в группе;
  • Продуманная красочно оформленная, развивающая среда, несущая в себе вопрос к получению новых знаний,  создающая  условия для детской активности, творчества, т.е. развивающая среда, направленная на  формирование интереса к окружающему миру;
  •  исключение дефицита общения ребенка с взрослым, создание ситуации совместной деятельности детей с взрослыми, эмоциональной  вовлеченности взрослого в познавательную деятельность;
  • предоставление ребенку возможности самостоятельно выбирать сферу приложения умственных усилий, ставить себе цель и находить собственные способы ее осуществления;
  •  поддержка детской активности, исследовательского интереса.

И нетрадиционные  способы мотивации детей к деятельности:

  • - определение  личностного смысла предстоящей деятельности (для чего будет осуществляться предстоящая деятельность?). Другими словами, цели ребенка относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения этих объектов. Источником целей ребенка является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой педагогом.

Способы её создания следующие:

  • - выход на противоречие или проблему через задание,
  • - нарушение привычных норм образовательной деятельности,
  • - несоответствие полученных результатов ожидаемым,
  • - сопоставление разнородных детских образовательных продуктов,
  • - введение противоречивых культурно-исторических аналогов,
  • - самоопределение субъектов образования в поле многообразия различных позиций по рассматриваемому вопросу.

Вторым этапом работы является самостоятельное или совместное со взрослым экспериментирование с новым материалом. В работе с дошкольниками я использую системно-деятельностный подход,  который состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместной или самостоятельной исследовательской деятельности. Моя задача при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Стараюсь организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы  и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Другими словами, я выступаю в роли стороннего наблюдателя. Если же возникают затруднения в решении проблемы, я использую подсказку детям от имени какого-то литературного героя или в виде дополнительного оборудования, книги и т.д.

Для обеспечения возможности совместной и самостоятельной деятельности детей  я использую стимулирующее  воздействие развивающей предметно-пространственной среды.  А именно:

  • Адекватность возрасту;
  • Действующие макеты;
  • Ориентирование на зону ближайшего развития;
  • Разнообразные схемы, модели, которые заставляют ребенка думать, анализировать, действовать;
  • Максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания приобретаются в ходе решения проблемы, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы.

В совместной деятельности я знакомлю  дошкольников с различными новыми  методами и технологиями  используемыми в дизайне: декупаж, пейп-арт, рисование солью, обратная аппликация из пластилина и другие. Вместе с детьми учимся моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора. Приобщаю  к  архитектурно-художественному дизайну и моделированию предметов  с аранжировками-украшениями из разных материалов.

Учу детей объяснять, рассуждать, сравнивать, дети с удовольствием  рассказывают, что они делали, как делали, и что получилось в результате.

Третьим этапом работы является использование техники дизайна про создании художественного образа в самостоятельной или совместной со сверстниками деятельности.

В детском  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру. Способен придумать свою поделку и применить знания и умения при ее изготовлении.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Это и разнообразные пластиковые бутылки, крышки, пробки, футляры от шоколадных яиц, контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока и многое другое, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому детей.

Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.

Наблюдая за детским творчеством видно,  какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.).  На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном  мы используем на занятиях детским дизайном.

Детский дизайн также используем, как элемент подготовки к праздникам. Это:

  • Воздушное пространство: различные мобили, поделки;
  • Оформление окон;
  • Газеты, коллажи, афиши, программки, пригласительные билеты;
  • Составление композиций: изготовление аппликаций, рисование натюрмортов, пейзажев и т.д.
  • Моделирование головных уборов, элементов одежды.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. 

Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство,

способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького

человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия дизайн-деятельностью призваны

воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние

эмоционального комфорта, ощущения радости детства. 

Важным для меня является  и то, что в моей группе каждый малыш может  найти занятие по душе, верить в свои силы и способности, успешно учиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимает  и оценивает их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Грамотное использование образовательного пространства позволило мне достичь положительной динамики в развитии интегративных качеств детей.

Диаграммы до и после

У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы, применять знакомые технические умения и навыки и добиваться результата.

Достигнутые результаты радуют и вселяют надежды на новые достижения и успехи.