Конспект занятия «Наша Родина – Россия. Святые наши имена». Социально-коммуникативное развитие. Подготовительная группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Халилова Нурида Бахадуровна

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, ее природе, людям, святыням. Воспитывать радость от того, что родились и выросли в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rodina_-_rossiya._svyatye_nashi_imena.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

 «Наша Родина – Россия. Святые наши имена.»

Программное содержание: воспитывать в детях чувство любви к Родине; ее природе, людям, святыням. Формировать у детей представление о Руси Православной. Воспитывать радость от того, что мы родились и выросли в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

Воспитатель: ребята, наша сегодняшняя беседа посвящена дорогой для каждого русского и православного человека темы. А о чем мы будем говорить, попробуйте догадаться сами, прослушав стихи:

Путь наш – полями, лесами…

Всё наше милое – здесь.

Мы и душой и глазами,

Смотрим на все, что тут есть.

Всё здесь святое, всё Божье –

Небо, природа, народ.

Воспитатель: О чем же говориться в стихотворении?

Дети: В стихах говориться о нашей стране, Родине, России.

Воспитатель: Подумайте, и постарайтесь ответить на вопрос: что такое Родина для каждого из нас, что для нас дорого и свято.

Дети:

- Родина – это страна в которой мы родились и живем;

- Моя страна;

- Мои друзья;

- Наш детский сад;

- Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

Воспитатель: (демонстрирует картину И.Шишкина «В окрестностях Москвы»). А еще это земля, на которой жили и трудились наши предки, славяне. Из книг по истории мы узнали какими они были, чем занимались. Света, что ты можешь рассказать о славянах?

Света: славяне – это наши предки. Они были добрыми, гостеприимными, милосердными. Выходя из дома дверь не запирали и оставляли еду на случай, если в дом зайдет странник.

Воспитатель: Соня, что ты знаешь, расскажи.

Соня: Славяне любили природу. Они понимали, что зайцы, белки, медведи, птицы и  рыбы, деревья и травы, да и сам человек – это мир добра, света.

Настя: Славяне любили родную землю, ведь она кормила их хорошим урожаем, угощала лесными дарами. Славяне даже придумали «Именины Земли». В  этот день землю не разрешалось распахивать и убирать. Если кому то приходилось уезжать на чужбину, он брал с собой горсть родной земли, чтобы ее добрая сила оберегала от злой напасти.

Денис: Все умели делать своими руками. Мужчины строили дома, женщины шили одежду.

Гоша: Любили природу. Так как лес дарил им ягоды, грибы, орехи, мед.

Воспитатель: Такими были наши предки и более 1000 лет тому назад они основали свое государство и назвали его Русью. Это старорусское слово, а в наши времена страна наша называется?...  (дети  отвечают – Россия)

Воспитатель: А почему назвали нашу страну Русью? Россией?

Ребенок:

За ясные зори, умытые росами,

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем,

Страну по- славянски назвали Россией.

Воспитатель: Сегодня мы побываем на нашей земле в стародавние времена. Дружно за руки беритесь, по дорожкам старины побежим и я и ты..

Мультимедийный проектор демонстрирует картину И.Шишкина «Березовая роща». Дети под музыку исполняют песню

Мы идем дорожками, мы идем тропинками

Перед нами край любимый,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России,

Реки синие в России,

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию Венецианова «Крестьянские дети в поле»

Воспитатель: вот мы и пришли в русскую старину. Посмотрите, перед нами крестьянские дети, такие же как вы мальчики и девочки. В своих корзиночках они несут обед для родителей, которые трудятся в поле. А работы в поле было много. Чтобы земля давала хороший урожай, её нужно обрабатывать, заботиться о ней.

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию Венецианова «На пашне. Весна».

Воспитатель: Весной землю пашню распахивали, боронили, сеяли рожь, пшеницу. На картине мы видим женщину с бороной. Борона рыхлит землю, чтобы вырос хороший урожай. А это кто в поле с мамой? – малыш. Детских садов раньше не было и даже маленьких детей брали с собой на работу в поле.

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию Венецианова «На жатве. Лето».

Воспитатель:  Летом во время жатвы женщины серпами срезали колосья. Связывали их в снопы. Мужчины косили траву. Мирной была жизнь людей, нужно было много трудиться, проявляя заботу о своей семье, своих детях.

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: А вот и богатырская застава. Ребята, вы узнаете этих богатырей? Кто изображен на этой картине?

Ребенок: В центре картины самый старший богатырь – Илья Муромец, а рядом с ним его товарищи  Добрыня Никитич и Алёша Попович. По народным сказаниям все три богатыря были на военной службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Богатыри на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где врага, не обижают ли где кого.

Ребята, всмотритесь в их лица, какие они?

Дети: Строгие, серьезные.

Воспитатель: А почему у них такое выражение строгости, серьезности, напряжения.

Дети: Богатыри охраняют мирную жизнь людей, всматриваются, не подкрадывается ли враг.

Воспитатель: А врагов в стародавние времена было много. А о подвигах богатырей нам расскажет гусляр-сказитель. А мы сядем рядком, да послушаем.

Гусляр:

Ай под славным городом

Под Киевом стояла застава богатырская,

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманы Добрыня Никитич

Есаул Алёша Попович, поповский сын

Илья Муромец, про тебя сказ.

Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Илья Муромец

Из города Мурома, из села Карачарова выступал Илья Муромец в Киев-град. На дороге той, у речки Смородины сидел Соловей-разбойник во сыром бору. Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьиному, рычал злодей-разбойник по-звериному. От его свиста все цветочки осыпалися, а люди замертво падали. Победил в бою Илья Муромец Соловья-разбойника и таковы слова сказал: «Полно тебе свистать по-соловьиному, полно тебе прыгать по-звериному, полно тебе пугать малых детушек.

Гусляр: Добрыня Никитич, про тебя сказ.

Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Добрыня Никитич

Поехал как-то Добрыня Никитич к славной речке – вдруг не дождь стучит, не гром гремит, а Змеинище да Горынище, от о трёх головах летит. Начался меж ними лютый бой. Ударил ДН Горынище. Упал Змей на сыру землю, запросил пощады злодей.

Гусляр: Алеша Попович, про тебя сказ

Под музыку (Богатырская) выходит ребенок – Алеша Попович

Алеша Попович вступил в бой со страшилищем Тугарином Змеевичем и одержал над ним победу. Алёша самый молодой из трех богатырей, но, как и его старшие товарищи он храбрый, мужественный, а еще и хитрый и находчивый.

Воспитатель: Какие же богатыри были в старину?

Дети: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, героические, доблестные, храбрые, мужественные.

Воспитатель: А враги их?

Дети: Тоже сильные.

Воспитатель: Оказывается сила бывает какая?

Дети: Добрая и злая.

Воспитатель: Что же заставило богатырей бросить вызов Соловью-разбойнику, Тугарину Змеевичу, Змею Горынычу.

Дети: Сострадание. Сердце, способное чувствовать боль других – источник такой внутренней силы, которая и может сделать из простого человека настоящего героя.

Воспитатель: Русь росла, крепла, но и враги становились опаснее, сильнее. Но всегда на земле нашей находились смелые, умелые полководцы, и называли их «защитники Отечества», а одного из них благодарная Россия назвала «Солнцем Отечества».

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию П.Корина «Александр Невский».

Гусляр: ой, сойдемся, братья русские, сыновья земли единой, и поставим слово к слову так, чтобы песня зазвучала, возвеличивая славных, возвеличивая сильных. Александр Невский, о тебе сказ!

Звучит кантата С.Прокофьева «Александр Невский». Мультимедийный проектор  демонстрирует слайды с видами Новгородского Кремля.

Воспитатель: Великий благоверный князь Александр Невский. Ратники, выходите, о подвигах Александра Невского расскажите.

Ребенок: В 15 лет участвовал в первом бою. В 16 принял присягу и стал князем Новгорода.

Ребенок: Шведский король решил завоевать земли Александра. Александр пошел в церковь св. Софии. Перед алтарем он произнес молитву: «Боже славный, справедливый! Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы. Суди господь, обидящих меня и восстань на помощь мне!

Ребенок: Потом Александр собрал войско и сказал: «Не в силе Бог, а в правде»

Воспитатель: надежда Александра на небесную помощь перешла и в сердца его воинов. И стали они готовиться к походу, готовить оружие, доспехи, стяги.

Мальчики украшают стяг с изображением Христа.

Воспитатель: Красны девицы готовили для своих богатырей образочки с изображением Богородицы, чтобы она была покровительницей славных воинов в бою.

Звучит «Молитва». Мальчики со стягом выстраиваются в шеренгу. Девочки вешают на шею им образочки с изображением Богородицы, говоря слова:

- Спаси и сохрани тебя матерь Божья

- Спаси и сохрани тебя Богородица

- Пусть защитит тебя Небесная заступница

- Помоги тебе Матерь Божья

Дети исполняют хоровод «Покрова». Девочки машут рукой, мальчики готовятся к походу, берут оружие.

Воспитатель: Расскажите, дружинники, о подвигах Александра Невского.

Ребенок: Первым  напал Александр Невский на шведов и разгромил их на реке Неве. За эту победу был он прозван Невским.

Ребенок: Через 2 года, зимой, на чудском озере Александр разбил немецких рыцарей –крестоносцев. Это битва получила название «Ледовое побоище».

Воспитатель: Потрудился Невский для Руси. Был он ее Ангелом Хранителем и после смерти церковь причислила его к лику святых.

Мультимедийный проектор демонстрирует репродукцию «Икона Александр Невский».

Воспитатель: А завещал нам Александр Невский такие слова

Ребенок:

 Помните, и детям своим завещайте: потому победили мы врагаЮ что крепко, по-братски стояли друг за друга. Когда мы едины, любой враг нам не страшен.

Ребенок: И если кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет.

Ребенок: На том стоит и стоять будет земля русская.

Гусляр: Богатырям нашим –

Дети: Слава!

Гусляр: Великому благоверному князю Александру Невскому –

Дети: Слава!

Гусляр: И всему народу российскому –

Дети: Слава!

Исполняется произведение М.Глинки «Славься»

Воспитатель: Защищали от врагов русские люди не просто землю свою, но и веру православную. Сам Господь помогал воинам защитникам. А враги не могли понять: что за таинственная сила хранит Русь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное, социально - коммуникативное, речевое развитие» «Масленичная неделя: проводы Зимы, встреча Весны» для детей от 6 до 7 лет

Задачи:Образовательные:Продолжать знакомить детей с народными праздниками – «Масленица»Расширять знания и представления детей о русских народных праздникахСовершенствовать умение ори...

Конспект спортивного досуга посвященного Дню космонавтики «Наша солнечная система» Старшая и подготовительная группы

Цель: способствовать интеллектуальному и физическому развитию детейЗадачи: 1. Воспитывать чувство коллективизма в играх и эстафетах.2. Совершенствовать технику выполнения двигательных действий, б...

Картотека игр по социально-коммуникативному развитиию для подготовительной группы

Картотека для подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию....

Конспект занятия "Моё Отечество - Россия"по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Формировать у детей представление о России, как о родной стране. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны....

Конспект НОД по ФЭМП на тему: «Наши друзья – геометрические фигуры» в подготовительной группе

Совершенствовать умение:- делить геометрические формы на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части;-считать  в пределах 10 в прямом и обратном порядке; умение сост...