Игра-занятие «Путешествие по тайге»
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Шишкова Наталия Анатольевна

На этом занятии дети попадают в тайгу. В которой они, опираясь на свои знания об окружающем мире, на правила выживания, проходят курс молодого путешественника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_sayt.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 4 «Тайга».

Цель. Учить детей, что зная тайны природы можно выжить в любых условиях.

Закрепить знание о живом и неживом. Упражнять в умении очищать воду. Совершенствовать навыки работы с картой. Расширять и закреплять знание о том, что растения могут быть съедобные и ядовитые. Учить распознавать их. Знать их внешний вид и названия. Знать об опасностях подстерегающих людей при встрече с животными: рыбы съедобные, не опасные, змеи, пауки-опасные, в руки не брать. Самостоятельно отгадывать загадки, подразделять животных на хищников и травоядных. Упражнять в умении, подавать сигнал бедствия с подручными материалом. Ценить дружбу, знать пословицы о дружбе.

Формировать навыки самоконтроля, самооценки. Развивать умственную активность, быстроту реакции, сообразительность, объективно оценивать поступки товарищей.

Воспитывать интерес, любовь к природе, храбрость, находчивость, заботу воспитывать в детях умение сохранять и улучшать окружающую среду.

Связь с другими занятиями.

Беседы о животных, опыты с водой, беседы о живом и не живом, экскурсии в парк, беседы о лесе, чтение художественной литературы, д/игры « ягоды, грибы»,  ознакомление со средой  обитания разных животных, беседы о рыбах, лягушках, насекомых т.д., игра «Мы в опасности (о подаче сигнала бедствия)», беседа «Хищники», разучивание загадок о животных, работы по изодеятельности, этические беседы о дружбе, взаимопомощи, сюжет-ролевые, подвижные игры, беседа о изготовлению посуды из глины.

Индивидуальная работа. С Никитой, Олей, Дашей закрепить название рыб. Мишу, Егора учить отличать живое растение от неживого. Серёжу, Ксюшу, Дениса тушить костры в лесу.

Дифференцированный подход. 1 группа (высший уровень развития)-определяет какое животное хищное или травоядное, 2группа (средний уровень развития)-отгадывает загадку, 3группа (низший уровень развития)-загадывает загадку.

Материал: ветки сухие, ветки с листьями в воде, фонарик, красная ткань, банка с грязной водой, банка чистая, ткань белая, воронка, карточки с изображениями растений, животных, шишки, сухие листья.

Предварительная работа.

  1. Сбор сухих веток, шишек, листьев.
  2. Срезать живую ветку, поставить в воду, наблюдаем за распусканием.
  3. Разучивание названий растений и животных.
  4. Опыты по процеживанию воды.
  5. Соревнованию по подаче сигнала SOS разными предметами.
  6. Разучивание загадку, пословицу.
  7. Тренировка по тушению костра.

Ход занятия.

Ребята, мы с вами уже много путешествовали по земному шару. Были в пустыне и в Антарктиде, в Африке, в Америке. Плавали на кораблях, летали на самолётах. Сегодня мы полетим в таёжный край на самолёте (показать глобус). Тайга занимает много места на нашем континенте. Есть места где ни разу не были люди, мы полетим на самолёте. Занимайте места, заводим мотор, полетели (дети имитируют движение).

Ребята, что то случилось. Остановился мотор, на самолёте пожар. Быстрее надевайте парашюты, прыгаем с горящего самолёта. Воспитатель собирает детей около себя. Все ли спаслись? Серёжа, Миша тоже здесь и остальных ребят вижу, а где Никита? Дети отвечают: «Здесь Никита. Все спаслись». Ну, что ж давайте оглядимся. Куда мы попали? Кругом дремучий лес, не видать ни жилья, ни людей. Это ребята тайга. Что же нам делать, чтобы выжить в тайге. Рассаживайтесь на поляне, будем думать. Дети садятся на стулья. Чтобы выжить в тайге, что нам нужно в первую очередь? Дети отвечают: «Надо собрать сучья и развести костёр, нам нужен огонь». А зачем нам огонь? Дети отвечают: «у огня можно согреться, сварить еду. Дима, Илья принесите нам сучьев для костра (дети подходят к куче сучьев, среди которых ветки с листьями стоящие в воде. Дети должны взять только сухие ветки. Почему вы принесли эти ветки? Дети отвечают: «они сухие, хорошо горят». А почему вы оставили ветки с листьями? Дети отвечают: «их ломать нельзя. Растения живые, они дают людям кислород надо беречь деревья». Воспитатель с несколькими детьми сооружают костёр из веток, ставят вместо огня фонарик, накрывают красной тканью. Хорошо у костра, тепло, что же нам ещё нужно для жизни в тайге? Дети отвечают: «Нам нужна вода». Оля, Ксюша, принесите воду из ручья. (Дети идут к столу, берут банку с водой. Вода с мусором). Можно пить эту воду? Дети отвечают: «Нельзя, она мутная, с мусором». Что же нам делать? Дети отвечают: «Воду нужно процедить». А как это сделать? (вызвать одного ребёнка для демонстрации опыта). Дети отвечают: «Надо взять банку и чистую ткань, сложить её несколько раз, чтобы она была толще и лить на неё воду». Рассказ сопровождается показом. Вода станет чище, а мусор останется на ткани. А теперь можно пить эту воду? Дети отвечают: «Её нужно вскипятить, чтобы убить вредные микробы». Мы так и сделали. Огонь у нас есть, воду вскипятили. Что же нам ещё надо? Дети отвечают: «Нам надо найти пищу». Где же мы будем её искать? Дети отвечают: «В тайге». У меня есть карта этой местности. Давайте посмотрим где можно найти. Предлагайте. (Дети выходят к карте, на которой условными знаками обозначена местность. Это река, здесь можно наловить рыбы, это лес, можно набрать орех и грибов, это болото, можно собрать ягоды». Надо собрать три отряда. Командирами этих отрядов назначаю Мишу, Лёшу, Андрея. А ребят в свой отряд они выберут сами (дети подбирают в свой отряд ещё двух человек). Миша вы идёте за ягодами на болото. Почему ты выбрал этих ребят? (обговорить  с каждым отрядом) Миша отвечает: «они смелые, они знают ягоды, они мне помогут, если случиться беда. Не забывайте, что  в тайге подстерегают вас много опасностей, отправляйтесь, мы вас ждём. Дети подходят к стенду с карточками:

  1. Орехи, белый гриб, лисичка, подосиновик, подберёзовик, бледная поганка, мухомор.
  2. Черника, брусника, клюква, голубика, вороний глаз, ягоды ландыша.
  3. Карась, щука, ёршь, окунь, змея, паук.

(Дети должны выбрать только то, что годится в пищу).

Пока отряды в пути нам надо вылепить посуду из глины.

Физкультминутка.

(Дети встают вокруг костра).

  1. Месят глину ногами-топают на месте,
  2. Берут глину-наклонились,
  3. Месят-хлопают ладонями,
  4. Лепят-движения пальцев,
  5. Ставят в огонь-приседают.

Много мы вылепили посуды. Всем хватит. А вот и первый отряд пришёл. Покажите, что вы нам принесли? Дети отвечают: «Мы набрали ягод» (показывают и называют). А какие ягоды вы не стали брать? Почему? Дети отвечают: «мы не взяли вороний глаз и ландыш. Они ядовитые. Молодцы. Накормили ребят ягодами. (Ко второму отряду) А. что вы нашли в лесу? Дети отвечают: «Мы нашли грибы: белый, подосиновик, подберёзовик, лисичку. Там росли бледная поганка и мухомор. Мы их не взяли, они ядовитые. Вы тоже молодцы. ( к третьему отряду). А вы, что скажите? Дети отвечают: «Мы наловили рыбы: карась, окунь, ёрш, щука. А какую опасность вы встретили? Дети отвечают: «Мы видели змей, пауков. Мы их брать не стали. Они ядовитые и опасные. Наши ребята оказались очень смелыми и знающими. Они принесли вкусную, полезную пищу из леса. Теперь мы будем сыты и дождёмся когда прилетит самолёт со спасателями. Наступает ночь, в тайге стало темно. Нас окружают разные звери, в тайге их живёт много. Знаете ли вы какие из них хищные, а какие травоядные? Мы будем загадывать загадки о животных. Определять какое это животное: хищное или травоядное?

Загадки.

Кто на себе дом несёт? (черепаха)-травоядная. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый-краса, А зовут её? (Лиса)-хищник. Серый брат, из за куста, хват. (Волк)-хищник. Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку? (Заяц)-травоядный. Быстрая, глазастая, хитрая, зубастая, кто же эта злюка? (Щука). С подстриженной гривой, Скачет ретиво, Чуть шпорами тронь, Кто же это? (Конь)-травоядный. Хищный клык, страшный рык, слышат звери обомлев, же это хищник? (Лев)-хищник. По горам, по домам, ходит шуба и кафтан? (Баран)-травоядный. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает? (Сова)-хищник. Живёт в доме хозяин, отласная, лапки бархотные, ушки чуткие, днём спит, ночью бродит, на охоту ходит? (Кот)-хищник., наплетёт, сядет, добычу ждёт? (Паук)-хищник. Стоит копна посреди двора,                                                                                                   Спереди вилы, сзади метла?(Корова)-травоядная. Горбатый мост на четырёх ногах стоит? (Верблюд)-травоядный. Кто на своей голове лес носит? (Олень)-травоядный. Что за коняшки, на всех тельняшки? (Зебра)-травоядный.

Если дети затрудняются в определении, вспомнить какую пищу ест это животное.

Теперь мы сможем преодолеть и эту опасность. Будем остерегаться хищников. Вот и ночь пролетела незаметно. Взошло солнце. Вы слышите где то гудит вертолёт? Что же сделать, чтобы нас заметили? Дети отвечают: «надо выложить сигнал SOS, его подают все кто попал в беду». Давайте разделимся на две команды и выложим два сигнала, так нас быстрее заметят. (Дети делятся на две команды, подходят к столам на скорость выкладывают знак из шишек, листьев). Молодцы, нас заметили. Вертолёт приземлился. Занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики). Ребята, почему мы смогли выжить в тайге? Дети отвечают: «Мы знаем, как разводить костёр, очищать воду, какую пищу искать в тайге, каких животных опасаться. А самое главное, мы жили дружно, не сорились, не обижали друг друга. Помогали во всём своим товарищам. Знаете ли вы пословицы о дружбе?

Пословицы.

  1. Сам погибай, а товарища выручай.
  2. Ссора до добра не доведёт.
  3. Нет друга-ищи, а нашёл-береги.
  4. Мал золотник, да дорог.
  5. Один в поле не воин.
  6. Плохие товарищи-вещь опасная.
  7. Друг познаётся в беде.
  8. Дружба и братство дороже всякого богатства.
  9. Вместе тесно, а врозь скучно.
  10. Друг за дружку держаться-ничего не бояться.
  11. Дружба в делах помощница.
  12. Там где дружат, живут не тужат.

Всегда будьте дружными. Преодолейте любые преграды. Пора прощаться с тайгой. Ведь она была нашим домом. Что мы забыли сделать? Дети отвечают: «Надо загасить огонь, залить костёр водой, чтобы не было (заливают) пожара. До свидания тайга. Полетели. Дети отвечают: «До свидания (заводят мотор, летят). Вот мы и дома. Все живы и здоровы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в старшей группе "Путешествие в тайгу"

Тема: «Путешествие в тайгу».   Программное содержание. Обобщить, систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях Югры  - ханты и манси. Воспитывать патриотические чувства, ...

Конспект физкультурно-логопедического занятия "Путешествие по тайге"

Интегрированное занятие совместно с учителем-логопедом...

Путешествие в тайгу

Интегрированное занятие....

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа

конспект образовательной деятельности "Путешествие в тайгу" подготовительная группа...

ОД «Речевое развитие» Игра-занятие «Необыкновенное путешествие»

Программные задачи:Учить детей применять на практике правила безопасности при нахождении вблизи водоемов и на льду.Закрепить правила самосохранения на льду. Упражнять детей в умении делать простейшие ...

Конспект игры-занятия "Веселое путешествие"

Конспект открытого режимного процесса (игра-занятие) «Веселое путешествие". Для детей раннего возраста.Целью мероприятия является развитие познавательно-исследовательской деятельн...