Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Низовкина  Надежда Александровна

Цель проекта:

Формирование представлений  о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реализации проекта «Зимушка – зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zimushka_-_zima.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Среднесрочный проект «Зимушка – зима»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОСТАВИТЕЛЬ: Синявская Надежда Александровна

  П А С П О Р Т   П Р О Е К Т А.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Тема: «Зимушка - зима».

Продолжительность: среднесрочный (месяц)

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: 

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.

 Я считаю, что у детей недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, так же невысок уровень экологической культуры. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, будут  наблюдать природу, видеть её красоту. Исходя из этого,  я предполагаю, что данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. А так же расширить знания детей о зимних развлечениях и зимних видах спорта.

 Как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь, взглянуть на неё широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами?

Им всё ново и интересно. Каждое событие они воспринимают как чудо: падает снег – чудо, красивые снежинки – чудо, морозный узор на стекле – чудо… Запах хвои, снега, мороза, блеск мишуры и игрушек, россыпь огоньков на ёлке – всё это радует и завораживает. Ожидание всеми любимого праздника, подготовка к встрече с Дедушкой Морозом и Снегурочкой проходит в радостной, завораживающей атмосфере. Дети ждут чуда, волшебства. А какими впечатлениями обогатятся наши дети, зависит от окружающих их взрослых людей, прежде всего, родителей и воспитателей.

Цель проекта: 

Формирование представлений  о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реализации проекта «Зимушка – зима».

Задачи проекта:

  • Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом;
  • Расширять знания детей о жизни птиц (перелётных и зимующих), животных в зимнее время года;
  • Учить изображать зимнюю природу, пользоваться разными  изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
  • Способствовать  развитию интереса к поисково - исследовательской деятельности;
  • Способствовать  развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умения замечать изменения в природе; делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе;
  • Обогатить и активизировать словарь детей по теме проекта;
  • Создавать условия для совместной творческой деятельности (ребенок, родитель, воспитатель);
  • Воспитывать  бережное отношение к природе, желание заботится о птицах и животных;
  • Помочь маленьким детям взглянуть на мир удивлённо и восхищённо, проявлять интерес к чудесам и волшебству;
  • Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.
  • Обогатить знания родителей о том, как можно интересно и разнообразно проводить время с ребёнком на прогулке и дома;

  Образовательные области:  «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»;  «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие».

          Постановка проблемы:

К детям в группу приходит игрушка Лунтик.  Наступила зима, а он боится зимы и ничего про нее не знает, ведь он прилетел с далекой Луны, где не бывает зимы.

Дети пытаются рассказать Лунтику о том, что зима - хорошее время года, которое приносит с собой много даров и подарков , зимних забав и развлечений, веселый праздник «Новый год». Но многое объяснить не могут. Например, где рождается снег, почему в мороз он хрустит, почему растения под снегом не замерзают и др.

Решение проблемы:

Совместно с воспитателем дети ставят себе цель больше узнать о зиме, о зимних явлениях природы, выучить стихи, загадки и пословицы о зиме, чтобы рассказать и все объяснить Лунтику.

        Ожидаемый результат:

  • Расширение и обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;
  • Формирование познавательного интереса детей в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
  • Формирование монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
  • Формирование художественных способностей детей в ходе совместной творческой деятельности со взрослыми;
  • Использование детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности;
  • Вовлечение родителей в творческий  процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  • Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.

План реализации проекта:

I этап:  подготовительный.

Цель:  обеспечить условия для успешной реализации проекта.

Задачи:

 • Изучение методической литературы.

 • Разработка проекта.

  • Создание развивающей среды.

 • Выбор форм работы с родителями.

 • Выбор основных мероприятий.

Подготовка информационного пространства (оформление папки- передвижки для родителей «Рекомендации по организации наблюдений в природе с детьми старшего  дошкольного возраста»; «Развиваемся, играя»; информация о проведении  новогоднего конкурса «Зимняя сказка»; консультации для родителей по теме проекта).

Создание развивающей среды:

- подбор методической литературы;

- наглядный иллюстративный материал по теме проекта; картины, иллюстрации, репродукции картин с зимними пейзажами;

- подбор художественной литературы;

- подбор пословиц, поговорок, загадок о зиме;

- подбор настольно - печатных игр; дидактических игр;

- подбор аудиозаписей; мульфильмов;

- альбом для рассматривания «Зима»;

- игрушки, атрибуты, маски для игровой, театрализованной деятельности;

, - календарь погоды; календарь природы с зимними месяцами;

  - природный и бросовый материал (для ручного труда).

  -приготовление материалов для художественного творчества;

 I I этап:  основной.

Цель:  создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.

  Основной этап реализует недельные темы согласно тематическому планированию.

  • «Идет волшебница – зима»
  • «Как животные проводят зиму в лесу»
  • «Зимующие птицы»
  • «Этот волшебный праздник Новый год»

Основные направления реализации проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • НОД  «Идет волшебница зима»

          «Как звери зиму в лесу проводят»

          «Поможем зимующим птицам»

          «Волшебный праздник – Новый год»

  • Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом»,  « Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».

  • Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом.

Опыты:

 «Зависимость состояния воды от температуры».

 Цель: показать детям превращение воды в лед и обратный процесс, сделать вывод о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.

«Вода и снег»

Цель: опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

«Защитные свойства снега»

Цель: познакомить детей со свойствами снега, сделать вывод, почему снег защищает корни растений от замерзания.

«Прозрачность льда»

Цель: наблюдение за льдом, выявление его свойств.

  • Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и   перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли», Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», «Что было бы, если бы не было снега?», «Кто рисует узоры на стекле?», «Как встречают Новый год в разных странах?»

  • Наблюдения в природе: за красотой зимнего пейзажа, за снежинками (рассматривание их через лупу), за снегопадом, за зимним небом, за погодой, за работой дворника, за птицами, за солнцем, за ветром и др.

  • Измерение снежного покрова, температуры воздуха.

  • Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Осторожно, зимняя дорога», « Опасные огоньки»,  «Правила поведения на горке», «Правила при пользовании петардами, бенгальскими огнями».
  • Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
  • Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Образовательная область «Речевое развитие»  

  • НОД:

     Рассказывание по картине «Северные олени»

         Составление описательного рассказа на тему «Зима»

         Рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта

         Творческое рассказывание «Предновогодние приключения зайчика»

  • Рассматривание иллюстраций, знакомство с литературой по теме; разучивание стихов о зиме, пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
  • Д/и: «Собери снеговика», « Скажи наоборот», «Что  бывает зимой?», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Бывает – не бывает».

  • Составление творческих рассказов на тему «Путешествие снежинки»,

«Напишем письмо Деду Морозу», «Как Маша варежку потеряла».

  • Чтение художественной литературы на тему «Зимушка-зима»:

М.Пришвин «Этажи леса»;  В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь»,  Г.Скребицкий  «На лесной полянке», «Первый снег»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке», В Осеева «На катке», Л. Воронкова «Таня выбирает елку»; М. Горький «Воробьишко», В.Даль «Старик – годовик».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», «Морозко», «Снегурочка».

Литературные сказки: «Двенадцать месяцев» С. Маршак, «Мороз Иванович» В. Одоевский,  «Серебряное копытце» П.Бажов.

Зарубежные сказки: Г.Х.Андерсен «Снежная королева».

  • Выставка книг о зиме

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование: НОД

«Зимний пейзаж»

«Лыжная прогулка»

«Кто живет в лесу»

«Сорока – белобока»

«Снегири на ветке рябины»

«Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки»

«Дед мороз и Снегурочка»

«Новогодний праздник в детском саду»

Лепка: НОД

«Елочка – колкая иголочка»

«Дед Мороз спешит на елку»

«Кто живет в зимнем лесу?»

Аппликация: НОД

«Зимушка – зима»

«Овечка»

«Портрет Деда Мороза»

Конструирование (из строительного материала): НОД

«Сказочный замок Деда Мороза и Снегурочки»

Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.

Слушание: «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз…», «Времена года» П.И.Чайковского,

Пение: «Зимушка – зима», «Под Новый год».

Танцы и пляски: «Танец снежинок», «Танец с метелочками», хоровод «Дед Мороз – гость наш новогодний».

 Образовательная область «Физическое развитие»

Подвижные игры : «Мороз -красный нос», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса» , «Снежная карусель», «Кто быстрее», метание снежков, катание на санках, на горке.

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку», «Кто быстрее добежит до флажка?»

Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Витаминный календарь».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «На прогулке», «Ждем в гости Деда Мороза»,   «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Накрываем праздничный стол», «Праздничная прическа».
  • Игры – драматизации  по сказкам «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Заяц – хваста», «Рукавичка».
  • Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию».
  • Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев».

Ручной труд: НОД

«Шарики – фонарики»

 «Новогодняя открытка»

  Наблюдения за трудом взрослых, беседа о труде на улице, постройка на игровом участке снежных фигур,  расчистка  дорожек от снега, кормление птиц на участке.

-Роль родителей в реализации проекта:

Цель:

Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.

Задачи:

  • побеседовать  с родителями о необходимости участия их в проекте;

  •  родителям в помощь в родительском уголке предложить подборку стихов для разучивания с детьми дома; загадки, пословицы и поговорки;                            

  • организовать выставку совместных работ взрослых и детей (из любого материала) «Зимняя сказка»;
  • оформление папок-передвижек для родителей по теме:

               «Зима»

               «Зимние подвижные игры»

               « Учимся наблюдать за изменениями в природе»

               «  Витамины детям»

               «Профилактика простудных заболеваний в зимний период»

  • консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке»;
  • предложить принести корм для подкормки птиц.

III  этап:  заключительный.

Цель:

Обобщение и систематизация знаний детей о зимнем времени года и проведение итоговых мероприятий: интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник».

Задачи:

  • Закрепить знания детей по данной  теме;
  • Развивать интерес и желание наблюдать за сезонными изменениями в природе;
  • Организовать выставку детских творческих работ;
  • Провести конкурс на выразительное чтение стихов о зиме;
  • Организовать выставку детской художественной литературы зимней тематики.
  • Организовать выставку совместных работ взрослых и детей (из любого материала) «Зимняя сказка»
  • Провести итоговые мероприятия: интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник».

Результаты работы над проектом:

  • У детей расширились представления о зиме, зимних праздниках, они приобрели новый познавательный опыт; познакомились  с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; обогатился их словарный запас, дети закрепили  правила безопасного поведения на природе.
  • У детей формировались навыки исследовательской деятельности,  развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки.
  • В ходе работы над проектом дети занимались продуктивными видами деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что - то не получалось.
  • Родители приняли самое активное участие в совместной творческой деятельности с детьми (выставка поделок «Зимняя сказка»).

На выставку было предоставлено 19 необыкновенных поделок, изготовленных родителями совместно с детьми. Здесь были елки из конфет, шишек, из красивых бантов,  из макарон, снеговик из стаканчиков, символ года «Овечка» и т. д. Каждая работа была индивидуальна и по – своему хороша.  Эта выставка вызвала у детей яркий эмоциональный отклик, оказала стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей.  Эта выставка помогла раскрыть таланты: и детей, и взрослых. Проведение творческих конкурсов, по нашим наблюдениям, повышает мотивацию детей к творчеству. И как было трудно выбрать победителя. Каждый ребенок с гордостью рассказывал о своей поделке. Дети были награждены памятными медалями, а родители – грамотами.

  • Как итог проектной деятельности, в конце декабря прошли итоговые мероприятия:  интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник». Дети отгадали все загадки зимы, рассказали Лунтику об этом удивительном времени года, окунулись в атмосферу волшебства и чудес.

Список использованной литературы:

Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005.

Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. М.: ТКО «АСТ», 1996.

Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий», 2003.

Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего  дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2005.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в  старшей группе детского сада по экологии»

Воронеж, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для старшей группы " Зимушка зима"

Проект для старшей группы " Зимушка зима" в соответствии ФГОС...

Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»

Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...

Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недел...

Проект в старшей группе "Зимушка-зима"

Проект в старшей группе "Зимушка-зима"...

Проект для старшей группы "Зимушка -зима"

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей...

Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»

Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима» Тип проекта: информационный, краткосрочный, творческий Участники проекта: воспитатели, дети,...

Среднесрочный проект в старшей группе «Зимушка-зима»

Среднесрочный проект в старшей группе «Зимушка-зима»...