Консультативный материал
консультация по окружающему миру на тему

Светлана Вячеславовна Герасина

формирование экологических начал детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevo_konsul_dlya_ped.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

    Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста

http://3.bp.blogspot.com/-F29AZKgKyF0/T3oQrXzgbiI/AAAAAAAACwc/tEedDmyCFk4/s1600/31c03.jpg

 Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.
Д. Родович

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим  без участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения детей к добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и (поступки, участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к культуре, общечеловеческим ценностям, закладывать фундамент  своего здоровья).

Качественное усвоение данных задач не возможно без систематической, продуманной помощи со стороны воспитателей и родителей. В чем она может заключаться? Прежде всего показать детям- ничем не заменимую ценность и красоту природы . Помогать понимать, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектическую неразрывность и взаимообусловленность природы и человека.

Все мы знаем: общение с природой делает человека добрее, будут лучше чувства.

Все мы знаем: будущее станет таким, каким будет человек.

Все мы знаем: будущее все цело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание детей.

Поэтому нужно с самых первых дней жизни ребенка через красоту пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно повлияет на психологическое и физическое здоровье.

А истинную красоту можно найти только в природе. Именно природа дарит вдохновение,  и прекрасные ощущения.

Чаще бывайте со своими детьми на природе. Она породнит, подарит силу, здоровье, хорошее настроение. Она направит на твердые жизненные позиции: «от красоты природы - к красоте слова, музыки, живописи»., - говорил Сухомлинский. Но бывать часто на природе это еще не все. Научите детей замечать ее величие, богатство и разнообразие. Помогите понять детям, что Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, но и источник познания и воспитания человечества. Именно человечества. Научите детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде всего научитесь это делать сами, покажите своим детям, что вы честны, смелы, заботливы сами. И эти качества эхом отзовутся в сердцах ваших детей, умножаться и порадуют вас.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. 'А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину» - познакомьте своих детей с этими высказываниями русского писателя М.М. Пришвина. Объясните смысл этих мудрых строк своим детям на примере, обращая их внимание еще и еще раз на красоту родной природы. Это укрепит в сердцах ваших детей патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живете, вызовет уважение к тем, кто помог постичь любовь, вдохновение, желание покорять высоты в науке и искусстве.

Многие исследования показали, что люди усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как получат возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить которые уже трудно. Жизнью подтверждено, что ребенок более податлив, «пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную сторону разные воздействия окружающей среды. Чем меньше ребенок, тем легче на него воздействовать. Как писал А.В. Луначарский: «Маленького ребенка можно лепить, старшего приходиться гнуть и взрослого - ломать».

Уже к трем годам ребенок любит подражать другим, поэтому в данное время особенно большой значение для развития детей приобретает пример старших.

В 5 лет ребенок может уже подчинять свое поведение контролю сознания. Привычки становятся более устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность, чувство красоты. Дети в этом возрасте понимают сказанное взрослыми буквально. Эту особенность нужно знать и учитывать.

В 6-7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, ее природе, истории, жизни. Они с охотой слушают, читают, у них хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко оценивать авторитет старших: их речь, облик, отсутствие расхождений между словом и делом; рождается уважение, доверие, подражание. Таким образом,  в дошкольном возрасте окончательно закладываются основные корни воспитания. Поэтому образованность родителей, их образ жизни, поведение, отношение к окружающему, способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.

Именно мы воспитатели закладываем в маленьком человеке основы различных потребностей и потребления.

Воспитывая достойного человека, мы, взрослые, должны постоянно помнить, что положительный результат не возможен, если в жизни ребенка большое количество запретов. Запрет для ребенка тормоз. Он останавливает действие, плохо влияет на развитие и здоровье. Мы должны отказаться от попыток переделать характер ребенка, который появляется у него с первых дней. Это невозможно - переделать характер, сломать - можно. А зачем? В определенные сроки у ребенка созревают те или иные качества. Важно не упустить эти сроки: трудится с  ребенком, отдыхать вместе с ним, смотреть научно-познавательные передачи и говорить, говорить, говорить. Обращать внимание на доброе, на красивое отношение к окружающему, на единство Природы и человека. Открывать вместе ребенком мир обновления и возрождения, учитесь любить окружающий мир: солнце, воду, животных, растения, человека. Ведь единство человека и Природы явление. Естественное единство человека с природой то же, что единство матери и дитя. Поможем же детям понять, что человек может жить в гармонии с окружающим миром, что человек способен познать и совершенствовать этот мир на основе принципа «не навреди!», сыновнего отношения к нему - такой человек в будущем постоянно будет трудиться над проблемой сохранения окружающей среды, над предотвращением экологической катастрофы. Пусть он запомнит: Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть хозяином. Люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного преобразования природы, активными ее защитниками. Мы - маленькая частица природы. Все в природе едино. Главная ценность - здоровье Планеты, и как следствие - здоровье каждого человека.

Чтобы ваши беседы с детьми проводились успешно предлагаю следующий материал:

1.    Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»

2.     О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

3.     Г.К. Тавлинова «Цветы в комнате и на балконе»

4.     консультации «В кругу семьи»

5.     С.Н. Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников»

6.     Виноградова «Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой»

7.    Лучич «Детям о природе»

           

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативный материал для воспитателей и родителей "Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста"

Неплавность речи у детей раннего и дошкольного возраста. Организация и содержание охранительного режима для детей группы риска заикания....

"Развитие навыков коммуникативного общения у детей младшего возраста. Выход информации. Открытый показ. Консультативный материал. Консультации."

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных выходит на пе...

Буклеты-консультативный материал для родителей

. Мяч -хороший тренажер в любом возрасте. Только задание малышу следует давать по силам. В этом буклете  предлагаю доступные игры с мячом для малышей. Возьмите на прогулку мячик средних размеров ...

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ-комплексная деятельность,участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различн...

Информационно-консультативный материал по теме:"Театральное искусство в детском саду"

Театрализованная деятельность в детском саду имеет свои особенности:"Театр - это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир".Несомненно, что приобщение детей дошкольног...

Консультативный материал для родителей "Формирование и развитие мотивации чтения у дошкольников с помощью просвещения родителей"

      Не кому не секрет, что сегодня стоит проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слух...

Музыка – это одно из важнейших средств физического и эмоционального развития детей. Консультативный материал для родителей и педагогов ДОУ.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. Целительная сила музыки способствует нормализации артериального давления, помогает активировать дея...