Воздух-невидимка
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект НОД с использованием технологии исследовательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 40 комбинированного вида

Колпинского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ НОД для детей 5-6 лет

«ВОЗДУХ – НЕВИДИМКА»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составлен воспитателем I кв.категории

Н.Н.Голевой

Санкт-Петербург,

2017 г.

Задачи:

Уточнить и расширить знания детей о свойствах воздуха, его значении в природе и жизни людей;

Развивать умение делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями.

Активизировать речь, пополнять словарный запас детей.

Закреплять умение соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.

Развивать умение определять характер ветра через прослушивание музыкальных произведений.

Закреплять умение убирать материалы и оборудование после занятия.

Материалы: стакан с водой и трубочка ( на каждого ребенка), два «портрета» ветра, картинки для дидактической игры, гуашь разных цветов, стаканчики для воды, ватман; кораблик с парусом, веера, запись шума ветра, воздушные шарики, ёмкость с водой, стакан с прикреплённой на дне салфеткой, полотенце;

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня, я шла в детский сад и думала: чтобы такое интересное приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно то открывается, то закрывается. Ребята, как вы думаете, кто же её открывал?

Дети: Ветер

Воспитатель: А что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, в помещении детского сада, группы есть воздух 

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.

Дети превращаются в учёных.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а что такое воздух?

Дети: Воздух, это то, чем мы дышим

Воспитатель: А где есть воздух?

Дети: Везде

Воспитатель: А кто дышит воздухом?

Дети: Люди, птицы, животные, насекомые, растения

Воспитатель: А можно жить без воздуха? 

Дети: Нет

Воспитатель: Почему?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не толкай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

Опыт № 1

Воспитатель: Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно. Какое было желание? 

Дети: Открыть рот, вдохнуть носом и т.д.

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна. Ребята,  как вы думаете можно ли попробовать воздух на вкус? 

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, попробуйте лизнуть его. Какое свойство воздуха мы с вами откроем? 

Дети: Воздух не имеет вкуса

Воспитатель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

Дети: Ничего

Воспитатель: Пахнет чем-нибудь воздух?

Дети: Нет

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Чистый воздух запаха не имеет.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух -не видимый, прозрачный, бесцветный и не имеет вкуса и запаха. Вот наше первое открытие. Но как- же тогда его обнаружить?

Продолжим наши исследования.

Опыт №2

Воспитатель: Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули?

Ответы детей

Воспитатель: А хотите увидеть воздух?

Ответы детей

Воспитатель: Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? 

Ответы детей

Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: воздух виден в воде в виде пузырьков.

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Давайте проверим.

Воспитатель переворачивает стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружает в воду до самого дна емкости, потом сразу поднимает

Воспитатель: Что случилось? Попала ли вода в стакан? Намокла ли салфетка? Что же помешало воде ее намочить?

Ответы детей

Физкультминутка «Воздух»

Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши.

И друг к другу повернулись,

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

И закончили зарядку,

Тихо-тихо сев за парту.

Опыт №4

Воспитатель: А сейчас, юные учёные, возьмите, пожалуйста, веер и помашите перед собой. Что вы почувствовали?

Ответы детей

Воспитатель: А откуда взялся ветер?

Ответы детей

Воспитатель: Вывод: ветер – это движение воздуха.А теперь отправимся к нашему маленькому морю. Какое сейчас море? Почему вы так решили? Можно ли сделать, чтобы на море появились маленькие волны? 

Воспитатель опускает на воду игрушечный кораблик с парусом.

Воспитатель: Почему наш корабль не плывет? Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети дуют на кораблик, воспитатель читает стихотворение «Ветер по морю гуляет»

Вывод: ветер заставляет двигаться корабль и другие предметы.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Ответы детей:  Сильный, слабый, холодный, освежающий, теплый, свирепый, обжигающий и т. д.

Воспитатель: Ребята, а что еще умеет делать ветер?

Ответы детей: Кружить листья, качать деревья, поднимать волны .

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – о добром или о злом.

Дидактическая игра «Ветер добрый, ветер злой»

Играют двое детей. Одному нужно выбрать картинки с делами доброго ветра, другому – с делами злого ветра. Остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите, какие несчастья приносят сильные ветры?

Просмотр видео (ураганы, торнадо, тайфуны)

Воспитатель делает обобщение о злом и добром ветре.

Слышится шум ветра.

Воспитатель: Ребята, что за шум слышится?

Дети: Это шум ветра

Воспитатель: Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? А если бы вам можно было превратиться на какое-то время в ветер, каким ветром вы бы стали? Нарисуйте свой ветер.

Дети рисуют ветер, выдувая краску из трубочек. По окончании работы воспитатель находит сундучок.

Воспитатель: Как вы думаете, кто мог оставить этот сундучок? Да это, наверно сюрприз от ветерка! В нем что-то есть! Это же воздушные шарики! Наверное, ветер захотел, чтобы вы их надули и поиграли с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Наблюдение за воздухом (Невидимка — Воздух)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.ЦЕЛЬ: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, рол...

ОД "Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой"

План воспитательно – образовательной работы на летний оздоровительный период Дата:Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки» Экспериментирование с воздухом и игры с водой.Цел...