Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Какая она, вода?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

 

Группа ДОУ: 1 младшая (2-3 года)

Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opytno.docx22.65 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

 «Какая она, вода?»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое  развитие.

Цель: вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению некоторых свойств воды.

Задачи:

1. Образовательные:

— расширять  знания детей о воде и её физических свойствах: не имеет запаха, безвкусная, прозрачная, жидкая, растворяет краску); 

— формировать элементарные навыки экспериментирования, умение делать простейшие выводы;

— закреплять основные цвета спектра.

2. Развивающие:

— развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность, самостоятельность, мышление во время поисковой деятельности;

3. Воспитательные:

— стимулировать развитие интереса к совместным играм; формировать умение общаться, соблюдать элементарные нормы и правила поведения.

Активизация словаря: вода, водичка, жидкая, прозрачная, чистая, безвкусная, бесцветная, течёт, моем, стираем, поливаем, купаемся,

Индивидуальная работа: помощь детям, испытывающим затруднения в процессе экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:

— беседа «Зачем нужна вода?»

— рассматривание иллюстрации об использовании воды в быту;

— слушание музыки «Зайчик»;

— дидактическая игра «Купание куклы»:

— подвижная игра «Капельки и тучка»;

наблюдения: за трудом воспитателя по уходу за комнатными растениями и выполнение трудовых поручений воспитателя; за дождем из окна; на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя;

чтение произведений: 3. Александрова «Капель», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», В. Бианки «Купание медвежат».

Материалы и оборудование:

Для воспитателя: ноутбук, телевизор, фартук, емкость с водой, пакет с соком (нектар), белая пластиковая ложка, 2 прозрачных пластиковых больших стакана, 2 больших стакана с водой, пипетка, кристаллы марганцевого купороса, раствор бриллиантового зелёного.

Для детей: 2 стола, стулья по количеству детей,  маленькие стаканчики с соком (по одному на каждого ребёнка), белая пластиковая ложка (по одной на каждого ребёнка), фартуки, одноразовые стаканчики (по 2 на ребенка), коктельные трубочки (по 2 на ребенка), салфетки, стаканчики-непроливайки по количеству детей, гуашь разного цвета, кисточки для рисования,  бутылочки с водой и «секретом» для каждого ребёнка, детские музыкальные инструменты (колокольчики), презентация к занятию, аудиозаписи: «Ручеек», «Зайчик».  

Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент, игровая ситуация, музыкальное сопровождение, подвижная игра), наглядный (слайдовая презентация, картинки-«помогалочки»), практический (опыты), словесный (наводящие и проблемные вопросы, поощрение, объяснение, показ, художественное слово).

Ход совместной деятельности. 

Организационный момент. Звучит аудиозапись «Зайчик» (муз. Е. Тиличеевой)

Часть 1 – вводная.

Воспитатель.

— Как вы думаете, кто к нам пришел в гости? (появление Зайца на слайде после музыки). В гости пришёл Зайчик и хочет рассказать вам свою историю.

Показ слайдовой презентации.

— Однажды Зайчик прогуливался по лесу. Солнышко ярко светило, было тепло и весело. Но вдруг в небе появились хмурые тучи, закрыли солнышко, и пошел дождик. На землю стали падать дождевые капли.

— Я весь до ниточки промок!  Какие вы мокрые и холодные, капельки воды! — сказал Зайчик.

— Зато мы очень нужные, — ответила одна из  капелек.

— А зачем нужна вода? — спросил Зайка.

А капелька в ответ:

— Без воды вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Воспитатель.

— Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна вода? Что мы делаем с водой?

Дети называют действия, которые демонстрируются на слайдах («Умываемся», «Пьем воду», «Моем посуду», «Варим кушать», «Поливаем цветы», «Моем пол», «Купаемся»).

Воспитатель.

— Действительно, без воды нам не обойтись, поэтому нужно бережно к ней относиться. Капелька ещё много интересного рассказала Зайчику о воде. Хотите узнать, какая бывает вода? Для этого нас Зайчик приглашает в лабораторию, где мы будем исследовать воду, познакомимся со свойствами воды. Для этого нам нужно надеть фартуки. Ну а теперь: один, два, три – в лабораторию проходи.

Часть 2 – элементарное экспериментирование.

Воспитатель подводит детей к столам и предлагает сесть.

— Посмотрите, что находится в стаканчиках? Правильно, вода. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Чем она пахнет? (Дети нюхают воду и делают выводы). Вода не имеет запаха.  Ребята, чтобы вы лучше запомнили, какая бывает вода, я буду показывать вам картинки – “помогалочки”. (Показ картинки «вода не имеет запаха»).

— Давайте попробуем воду из стакана. Есть ли у нее вкус? (Дети пьют воду, в стаканчиках трубочки для питья, делают выводы). Мы не можем сказать, какой у воды вкус. У воды нет вкуса. Она безвкусная (воспитатель просит детей повторить слово  «безвкусная» хором и индивидуально).

Воспитатель ставит на стол поднос, на котором находятся стаканчики с соком.

— А теперь я вам предлагаю попробовать сок, и сказать, какой у него вкус? Сок какой? (ответы детей). Сок вкусный, сладкий, а вода какая? (безвкусная). Хоть вода и не имеет вкуса, но все равно, она полезна и необходима. (Показ картинки «вода не имеет вкуса»)

— Я налью в стакан воду, и поставлю в него ложку. Вы видите ложку? Какого цвета ложка? Мы видим в воде ложку, и даже можем сказать какого она  цвета. Это значит, что вода прозрачная. (Показ картинки «вода прозрачная»).

Детям предлагается хором сказать слово «прозрачная», затем индивидуально.

— Я налью в другой стакан сок, и поставлю туда ложку. Вы видите ложку? Мы можем сказать, что сок прозрачный? Нет, сок непрозрачный, потому, что в нем не видно ложки.

Педагог предлагает детям хором сказать слово «непрозрачный», затем индивидуально.

— А в воде мы видим ложку. Значит, она какая? Правильно, прозрачная.

Ребята, Зайчик зовёт нас немного передохнуть и поиграть в музыкальную игру. Вода  состоит из многих, многих капелек, которые умеют бегать друг за другом, и превращаются в весёлый ручеёк. И мы с вами тоже поиграем в весёлую музыкальную игру «Ручеек».

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям взять колокольчики. Звучит фонограмма «Ручеёк», дети берут колокольчики, звенят ими («капельки»), затем бегут легким бегом за воспитателем, изображая «ручеек».

Воспитатель.

— Сейчас давайте перельем воду из одного стакана в другой. Возьмите пустой стакан и налейте в него аккуратно воду и наоборот. (Дети переливают воду). Что делает вода? (Льется, плещется, журчит, течет, переливается).
— Значит, вода жидкая. Какая вода, ребята? (Жидкая). Вода – это жидкость. (Активизация слова «жидкость»).

А теперь я вам покажу фокус (на столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка и марганец; этот опыт проделывает только воспитатель). Сейчас я в воду добавлю волшебный кристаллик, и мы посмотрим, что с ней произойдет. Какой стала вода? В другой стакан с водой я добавлю волшебную капельку. Что произошло с водой? Да, она стала зеленой.

А сейчас вы можете тоже побыть волшебниками и показать фокус.

 У вас на столе лежат кисточки, стаканы с водой и краски. Берем аккуратно кисточкой волшебную краску, и промываем кисточку в воде. Что произошло? Какого цвета  стала вода? (воспитатель обращается к каждому из детей). Вот какие вы фокусники! Вода приняла цвет той краски, которую вы в неё добавили. Значит, воду можно покрасить в любой цвет. Что вы сделали с водой? (Покрасили. Показ картинки «окрашивание воды»).

Часть 3 – заключительная.

Воспитатель. 

— Ребята, мы сегодня много нового узнали о воде.  Спасибо Зайчику, что он пригласил нас в лабораторию. Вам понравилось исследовать воду? Нам пора возвращаться: один, два, три – в группу дружно заходи. Давайте закрепим с помощью картинок-«помогалочек», какая бывает вода? (Ответы детей). Мы узнали, что вода не имеет запаха, она безвкусная, прозрачная, вода – это жидкость, и она окрашивается.

— Вот и пришла  пора Зайчику возвращаться в лес, но он на прощанье приготовил для вас бутылочки с секретом: нужно только ее сильно потрясти. (Внутри на каждой крышке бутылки нанесена гуашь разного цвета, при встряхивании воды вода в бутылке окрашивается, что приводит детей в восторг).

Список используемых источников:

  1. Мартынова Е.А. , И. М. Сучкова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий». / Мартынова Е.А. , И. М. Сучкова. – Волгоград: "Учитель", 2014.
  2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
  3. Рыжова Н. А. «Волшебница-вода». / Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 . 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА

Слайд 10

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

Слайд 11

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА

Слайд 12

ВОДА – ЭТО ЖИДКОСТЬ

Слайд 13

ВОДА ОКРАШИВАЕТСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

конспект опытно-экспериментальной деятельности "Загадка листа бумаги"

Разработка представлена в форме исследовательской деятельности. Дети проводят опыты с бумагой. Открывают для себя новые знания о том, что бумагу можно сделать в домашних условиях....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Посев семян огурцов»

Цели и задачи:Формировать представления детей о выращивании растений из семян.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в ходе опытно-экспериментальной деятельности: влияние качества ...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...