Проект: «Первоцветы – великий дар природы».
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Беседина Ольга Алексеевна

Привлечение внимания дошкольников к проблемам сохранения южных и местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих на Кавказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №46 «Золотой петушок»

Проект: «Первоцветы – великий дар природы».

                                                                    Авторы проекта:

                                                                             Старший воспитатель:

 Беседина Ольга Алексеевна;

                                                            Воспитатель:

                                                                                    Натхо Марьяна Борисовна

Тип проекта — познавательно-исследовательский, творческий.

Вид проекта: интегративный.

По числу участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный проект (2 недели).

Сроки проведения: 05 февраля – 16  февраля 2018г.

Участники проекта: дети разновозрастной группы (старшая- подготовительная группа) «Сказка», родители, педагоги.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность темы:

Первоцветы – растения, которые появляются на свет ранней весной. Познакомить с ними, дошкольников, достаточно усложняется тем, что  еще довольно низкий  температурный режим в это время года, краткосрочный  период времени цветения, возникает трудность в наблюдении. Самый лучший факт в том, что лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать. Можно неоднократно рассказывать воспитанникам о цветах, показывать изображения, но это не произведет на детей никакого впечатления, как непосредственное наблюдение за ростом растений в лесу. Поэтому педагоги дошкольного учреждения совместно с родителями задумались о возможности провести экскурсию в лес.

    Первоцветы многие  представляют ценность  не только в Адыгеи, но и для всей России. Важность нашей задачи сохранить первоцветы. Постоянное срывание цветов — это сотни семян, которые не успели созреть, и вырасти бы новые растения. Каждый собирающий букет, лишает первоцветов не только корневище цветка, но и листья. В итоге погибает растение, а если удаётся выжить, то на следующий год не в состоянии запастись в подземных органах питательные вещества, необходимые для развития побегов. Дети дошкольного возраста – это период наиболее благоприятный экологического воспитания. Ребенок открывает мир с открытым сердцем и душой. Воспитанники дошкольного учреждения не обладают знаниями о навыках правильного поведения в природе и бережного отношении к природе родного края и, еще сформировано не полностью сознание экологическое, а основы его закладываются в дошкольном возрасте.

Цель проекта: познакомить дошкольников с первоцветами республики Адыгея и Краснодарского края, помочь осознать проблемы, возникающие при сохранении первоцветов и открывать вместе с детьми наилучшие пути их решения.

Задачи проекта: 

для детей:

Познакомить с особенностями, которые характерны для весенней природы республики Адыгея и Краснодарского края. Развитие интереса к познанию цветущих растений леса, формирование экологического сознания – понимание беззащитности дикорастущих цветов.

Формировать у дошкольников ответственность к бережному отношению к природе через различные виды деятельности.

для педагогов:

Реализовывать образовательной программы дошкольного учреждения.

Внедрить в педагогическую практику инновационные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста: поисково-исследовательская деятельность.

Пополнить в методическом кабинете предметно-развивающую среду.

Создать газету: «Первоцветы Кавказского заповедника». Оформить стенд экологии.

для родителей:

Привлечение родителей в педагогический процесс ДОУ. Активное участие родителей в процессе реализации проекта МБДОУ «Детский сад №46 «Золотой петушок».

Сформировать навыки совместной поисковой деятельности с детьми.

Проявление интереса к совместной познавательной, продуктивной с детьми деятельности, становление начал экологической культуры в семье.

Ожидаемые результаты по проекту:

для детей:

Дошкольники положительно относятся к объектам живой и не живой природы. Проявился познавательный интерес и любознательность во всех видах организованной образовательной деятельности по освоению программного материала. У детей сформированы представление о первоцветах, их особенности развития и роста; обогатился словарь детей словами: первоцвет, подснежник, цикломен, лекарственные растения. Бережно и внимательно относятся к первоцветам.

для педагогов:

Пополнение методического кабинета предметно-развивающей среды методическими материалами по ознакомлению детей дошкольного возраста с первоцветами. Подведение результатов проектной деятельности «Первоцветы – великий дар природы». Создан альбом «Первоцветы Кавказского заповедника».

для родителей:

Создание экологической газеты для родителей: «Наши первые вестники весны»

Создание выставки творческих семейных подделок «Первоцветы на планете».

Этапы реализации проекта:

  • 1 этап - постановка проблемы.
  • 2 этап – планирование.

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных задач проекта. Разработка планов работы с детьми и родителями.

  • 3 этап – поиск информации.

Задачи этапа: поиск информации по теме.

  • 4 этап – продуктивная деятельность.

Задачи этапа: познавательно-исследовательская деятельность и творческая  всех участников проекта по разработанному плану.

  • 5 этап – результат проекта

Задачи этапа: обобщить опыт и определить результат практической деятельности.

План мероприятий

Формы и содержание работы

1.

Познакомить родителей с положением о  экологического проекта в ДОУ «Первоцветы – великий дар природы»

Цель: Улучшить воспитание экологической культуры и экологическую обстановку.

Индивидуальные беседы

Сбор материала (иллюстрации, литература, и т.д.)

2.

Экскурсия в лес: В гости к первоцветам» Цель: Провести работу   исследовательскую. Цель: Знакомить детей с явлениями природы весной, с растительным миром ближайшего окружения.

Наблюдение: «Как выглядят первоцвет после таяния снега?» и т.д.

3.

Дидактические игры по теме: «Собери цветок»,  «Весенние цветы»

Цель: Формировать систему знаний о первоцветах. Развивать логическое мышление

 Наборы игр с карточками экологического содержания

4.

Трудовой десант «Очистим весенний лес от мусора»

Цель:  Формирование трудового воспитания.

Беседа, рекомендации.

5.

Мастер – класс педагогов: «Феечки – крокусы» Цель: Эколого-педагогическая пропаганда среди педагогов ДОУ

Наглядный материал: наборы иллюстраций.

6.

Познавательно-исследовательская деятельность:

«Первые цветы весны», «Весенний лес»

Презентации:

 «Берегите первоцветы»

Чтение стихов, рассказов, сказок, загадывание загадок. Слушание музыки П.Чайковского

«Подснежник»

7.

Конкурс творческих поделок «Первоцветы на планете»

Цель: Активизировать творческое воображение детей и родителей

Подборка, рассматривание иллюстраций художников  о  первоцветах

«Творческая мастерская»

8.

Решение ситуаций проблемных на природе.

Цель: Научить детей культуре поведения  по отношению к природе во время отдыха

Игры на ассоциации

Создание  ситуативных проблем:

«Разрешающие и запрещающие знаки»

Составление экологических сказок

Выкладывание паззлов, мозаики

9.

Раскраски «Первоцветы»

Цель:  Закреплять внешний вид растений (цвет, форму, величину, количество стеблей, цветков)

Продуктивная деятельность

10.

Изготовление  плаката «Берегите первоцветы»

Цель:  Обучать придумывать содержание плаката, который направлен на сохранение первоцветов. Воспитывать желание защищать природу.

Использование наглядно-демонстрационного материала

11.

 «Лесная аптека»

Цель: Учить различать и называть лекарственные растения-первоцветы по их описанию, правильно собирать, сушить, знать их назначение.

Воспитывать заботу о своем здоровье.

Беседа

Чтение познавательных рассказов о лекарственных первоцветах из энциклопедий

12.

Чтение художественной литературы

Цель: Продолжать знакомить детей

с первоцветами через художественные произведения.  Воспитывать экологическую культуру детей, умение сопереживать растениям, как живым существам

Сборник экологических сказок«Цветы, которые нельзя рвать», «Спор первоцветов»

Легенды «Подснежник», «Ландыш»

(кн. О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать»)

Произведения братских поэтов:

А.В.Лисица «Первоцвет», «Подснежник»,

В.В.Корнилов «Подснежник»

Книга М.Пришвин «Золотой луг»

А.К.Толстой «Колокольчики мои …»

Н.Павлова «Под кустом»

«На цветущем лугу», «Растения первоцветы», «Правила поведения в природе» (в журнале «Воробышек» из серии «Познавательное развитие»)

Моя первая энциклопедия «От лотоса до незабудки»

13.

«Красная книга»

Цель: Формировать  творческие  способности, познавательные , умение работать вместе

Знакомство с «Красной книгой России»

Сбор материала из Интернета

Систематизирование  изученного материала о первоцветах

Изготовление и оформление «Красной книги первоцветов родного края»

14.

Инсценировки сказки на новый лад «Двенадцать месяцев»

Цели:  Ввести детей в сложный мир взаимоотношений человека с природой, раскрыть перед ними нравственный смысл мотивов и поступков.  

Стихи о первоцветах

Песня Ю.Антонова «Не рвите цветы»

15.

Показательное выступление танцевального номера: «Вальс цветов». Цель: Способствовать развитию навыков танцевальных движений,

Музыка  П.Чайковского «Вальс цветов».

16.

-Публикация статьи «Берегите первоцветы - украшение планеты» на сайте дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад№46 «Золотой петушок»

-эфирное участие в тематической программе на радиоканале «Радио России» - Адыгея

Информирование  жителей республики Адыгея.

17.

Изготавливание листовок и раздать родителям посёлка Родниковый. Организация ЭКО-ПАТРУЛЯ с педагогами и дошкольниками ДОУ. Цель: защитить подснежники от беспощадного истребления.

Использование наглядно-демонстрационного материала,

Беседы

Результат проектной деятельности «Первоцветы – великий дар природы».
В работе с детьми:

- У детей сформировались представление о первоцветах, а также  особенности развития и роста весенних цветов.

- У дошкольников появилось желание приобщаться к природному окружению и отображать свои восхищения через всевозможные виды деятельности.

- Обогащение словаря дошкольников словами: подснежник, первоцвет, ландыш, пролески, Красная книга, мать-и-мачеха.

- Совершенствуются у дошкольников навыки и умения экологической работы, отношение бережное к растениям и окружающей среде.

- Сформировались навыки поисковой и исследовательской деятельности.

- Воспитывать начало экологической культуры.

В педагогической работе:

- Организована развивающая среда в группах дошкольного учреждения для развития детей, формировать начало их экологической культуры, которые  помогут им осуществить потенциал, заложенный природой.

В работе с родителями:

- Родители активно находят оригинальные решения в создании необыкновенных  первоцветов из бросового материала.

- Повышение уровня экологической компетенции родителей.

 Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.)

2. Рабочая программа. Младшая группа «Цыплёнок» 3-4 лет на 2016-2017 учебный год.

3. Николаева С.Н.Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в младшей группе. Изд. «Мозаика – Синтез». Москва, 2016г.

4. Дыбина О.В., Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина (отв. ред.). - М.:ТЦ Сфера, 2005-192с. (Серия «Вместе с детьми».).

5. «Открываем мир детства». Составитель пособия А.В.Яценко. Николаев. 2003г.

6. Календарь погоды. Весна. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 3-4 лет. Составители Н.Г.Демьянова, О.Г.Комисарова, И.С.Лисицкая, Л.Г.Руденькая. Изд. «Учитель». Волгоград.

7. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2003.-112с.

Список использованных интернет-ресурсов.< /p>

1. http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/02/28/ekologicheskiy-proekt-pervotsvety

2. http://открытыйурок.рф/статьи/665866/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Великий учитель - природа"

Статья: "Великий учитель - природа" предназначена для педагогов и родителей. В статье раскрывается значение Природы в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Даны рекомендации воспитания ...

В рамках проекта «Поклонимся великим тем годам!» Сценарий конкурса чтецов, посвященный 70- летию Великой Победы над фашистскими захватчиками.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему до...

"Великий учитель - природа"

Консультация для педагогов....

Информация для родителей "Первоцветы - вестники весны". По следам экологического проекта "Первоцветы - дар крымского леса" во 2 младшей группе.

19 апреля отмечается Всемирный День подснежника.Впервые его начали отмечать в Англии. В нашей стране под названием «подснежник» скрывается множество первоцветов. Не успеет крымская  з...

Проект на тему: «Пчела – великое чудо природы».

Природа подарила людям много ценнейших продуктов, обладающих лечебными свойствами. Пытливый ум человека продолжает открывать тайны природы и использовать их на благо своего здоровья. Одно из чудес при...

Образовательный проект "Пчела- великое чудо природы"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г. Туймазы  муниципального района Туймазинский район  Республики Башкортостан...