Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гадицкая Елена Владимировна

Исследовательский проект

«Уж ты прялица, ты прялка моя!»

Руководитель:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 1 «Колокольчик»

Гадицкая Е.В.

Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»

Слайд 1.

Тема «Уж ты прялица, ты прялка моя

Слайд 2.

Цель: Узнать, что такое самопрялка и познакомится с процессом получения и применения пряжи.

Задачи:

- Узнать историю старинного предмета самопрялки.

- узнать, для чего нужна была людям самопрялка.

- познакомить детей с результатами труда пряхи.

- собрать коллекцию вязаных вещей.

- изготовить куклу из пряжи.

- познакомить детей с приемами вязания крючком и спицами.

Слайд 3.

Гипотеза: Я предположила, что самопрялка - это не игрушка, а необходимый и очень важный предмет для жизни людей в старину.

Методы исследования: поиск информации, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение познавательной литературы, журналов, энциклопедий, Интернет, логические рассуждения, исследовательская деятельность, опыты.

Предмет исследования: предмет старины самопрялка.

Объект исследования: для чего самопрялка была нужна людям,

Актуальность: узнавать, что – то новое - это интересно! А знакомится с незнакомым и неизведанным вдвойне интересно! Ведь предметы старины могут много рассказать о жизни наших прабабушек и прадедушек, об их труде и быте.

Слайд 4.

1этап

Поиск информации о том, что за предмет самопрялка, ее видах, ее применения и изготовления и использования пряжи.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение познавательной литературы (детских энциклопедий, журналов, информации на СД, в Интернете. Беседа с родителями и воспитателями об этом.

Вывод: изучив и проанализировав полученную информацию, узнали:

1. Самопрялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

2. История старинного предмета самопрялки

Слайд 5.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Предполагается, что появилась в Индии, откуда распространилась по миру. Впервые о самопрялках стало известно в XV веке, широкое распространение в России она получает в XVIII веке. Точное время появление самопрялок на Руси не установлено, но в конце XVII века они уже существовали. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.

3. Для чего нужна была людям самопрялка

Прялка была раньше в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Длинными, зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Был весьма важен практический результат — девушка должна была приготовить себе приданое, женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Поэтому девочки в старину начинали прясть уже с 6 -8 лет.

При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

Слайд 6.

4. О труде пряхи.

Это ремесло, пришедшее к нам из глубины веков, стало символам женского трудолюбия. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. О труде пряхи народ создавал поэтические сказания, песни и живописные произведения.

5. Как же при помощи прялки появляется пряжа.

1. Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть.

2. Постирать, растеребить или расчесать.

3. Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке и можно начинать прясть.

2 этап

Проведение опроса, опытов, практической работы самостоятельно и с помощью воспитателей, родителей.

Слайд 7.

1. Проведение опроса.

Ребятам были заданы вопросы:

1. Что такое самопрялка?

95% - не знаю

5% -дали разные ответы (игрушка, колесо для кручения)

Слайд 8.

2. Что такое шерсть?

77 % - не знаю, 23% - знаю.

Слайд 9.

3. Для чего нужна пряжа?

65% - не знаю; 15% - вяжут вещи ;12% -играют; 8% -шьют;

2. Рассматривание свойств шерсти

Слайд 10.

Опыт 1. «Шерсть. Какая она на ощупь?»

Вывод: Пушистая, легкая, мягкая

Слайд 11.

Опыт 2. Промокает ли шерсть?

Вывод: Промокает. После намокания она теряет форму, становится тяжелее.

Слайд 12.

Опыт 3. Можно ли окрасить шерсть?

Вывод: Белая шерсть окрашивается, черная нет.

Слайд 13.

Опыт 4. Можно ли скручивать нить?

Вывод: Можно скручивать нить

3. Совместная деятельность

Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть: постирать, растеребить или расчесать шерсть.

Приготовить самопрялку работе.

Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке.

Можно начинать прясть.

3. Творческая мастерская.

Слайд 14.

Изготовление русской народной куклы Матрены из пряжи

Инструменты и оборудование:

-пряжа цветная;

- нитки;

- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).

Изготовление:

Наматываем нитки на картонку по длинной стороне. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Нижний сгиб разрезаем.

Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.

Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.

Под головку вкладываем ручки. Перевязываем куколку по талии. Матрена готова!

Можно изготовить множество вариантов такой куколки, а затем подарить ее друзьям и близким, украсить группу.

Слайд 15-16.

4. Знакомство с приемами вязания с крючком и спицами.

Инструменты и оборудование:

- крючок;

- спицы;

- пряжа разного цвета.

Применение:

Показать детям набор петель на крючок и спицы, познакомить с приемами вязания петель.

Слайд 17.

Связать цветок и коврик.

Слайд 18.

5. Организация выставки вязаных вещей.

С помощью воспитателей, родителей была собрана и оформлена выставка вязаных вещей.

3 этап.

Подведение итогов проекта.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

 Дети узнали много интересного о шерсти, о ее значении для жизни человека и пришли к выводу, что действительно, шерстяные вещи очень удобные и теплые. Также дети научились вести наблюдения, анализировать, делать выводы. Исследовательская деятельность вызвала у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В итоге дети проверяют гипотезу: действительно прялка очень важный предмет для жизни людей в старину, шерсть очень нужна людям. ее на дают домашние животные. Путь от овечки до рукавички трудоемкий и интересный.

Слайд 19.

 Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.

Были созданы:

. Новые пособия (вязанные шапочки героев, куклы из ниток в театральный уголок)

. Альбом ,,Уж ты прялица ты прялка моя,,(разные виды прялок – старинные и современные )

. Пословицы и поговорки о пряхе и прядение.

Итак, гипотеза оказалась верна, изучая старинные вещи, например, самопрялку, мы узнали, чем же занимались люди в старину, а труд пряхи очень люди ценили и уважали.

Участники провели свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.

Исследовательский проект

«Уж ты прялица, ты прялка моя!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 1 «Колокольчик»

Гадицкая Е.В.

Исследовательский проект «Уж ты прялица, ты прялка моя!»

Слайд 1.

Тема «Уж ты прялица, ты прялка моя

Слайд 2.

Цель: Узнать, что такое самопрялка и познакомится с процессом получения и применения пряжи.

Задачи:

- Узнать историю старинного предмета самопрялки.

- узнать, для чего нужна была людям самопрялка.

- познакомить детей с результатами труда пряхи.

- собрать коллекцию вязаных вещей.

- изготовить куклу из пряжи.

- познакомить детей с приемами вязания крючком и спицами.

Слайд 3.

Гипотеза: Я предположила, что самопрялка - это не игрушка, а необходимый и очень важный предмет для жизни людей в старину.

Методы исследования: поиск информации, рассматривание фотографий, иллюстраций, чтение познавательной литературы, журналов, энциклопедий, Интернет, логические рассуждения, исследовательская деятельность, опыты.

Предмет исследования: предмет старины самопрялка.

Объект исследования: для чего самопрялка была нужна людям,

Актуальность: узнавать, что – то новое - это интересно! А знакомится с незнакомым и неизведанным вдвойне интересно! Ведь предметы старины могут много рассказать о жизни наших прабабушек и прадедушек, об их труде и быте.

Слайд 4.

1этап

Поиск информации о том, что за предмет самопрялка, ее видах, ее применения и изготовления и использования пряжи.

Рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение познавательной литературы (детских энциклопедий, журналов, информации на СД, в Интернете. Беседа с родителями и воспитателями об этом.

Вывод: изучив и проанализировав полученную информацию, узнали:

1. Самопрялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.

2. История старинного предмета самопрялки

Слайд 5.

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Предполагается, что появилась в Индии, откуда распространилась по миру. Впервые о самопрялках стало известно в XV веке, широкое распространение в России она получает в XVIII веке. Точное время появление самопрялок на Руси не установлено, но в конце XVII века они уже существовали. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.

3. Для чего нужна была людям самопрялка

Прялка была раньше в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Длинными, зимними вечерами мастерицы сидели за работой до полуночи. Чтобы не скучать, пряхи собирались вместе, переходя из дома в дом. Пряли и рассказывали новости и сказки, смешные истории, шутили. Иногда запевали. Умелые пальцы вытягивали бесконечную нить, а голоса выводили протяжную песню. Нить и песня сливались. Незаметный труд пряхи требовал, прежде всего, удивительного терпения. Был весьма важен практический результат — девушка должна была приготовить себе приданое, женщина — одеть семью. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Поэтому девочки в старину начинали прясть уже с 6 -8 лет.

При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды.

Слайд 6.

4. О труде пряхи.

Это ремесло, пришедшее к нам из глубины веков, стало символам женского трудолюбия. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. О труде пряхи народ создавал поэтические сказания, песни и живописные произведения.

5. Как же при помощи прялки появляется пряжа.

1. Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть.

2. Постирать, растеребить или расчесать.

3. Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке и можно начинать прясть.

2 этап

Проведение опроса, опытов, практической работы самостоятельно и с помощью воспитателей, родителей.

Слайд 7.

1. Проведение опроса.

Ребятам были заданы вопросы:

1. Что такое самопрялка?

95% - не знаю

5% -дали разные ответы (игрушка, колесо для кручения)

Слайд 8.

2. Что такое шерсть?

77 % - не знаю, 23% - знаю.

Слайд 9.

3. Для чего нужна пряжа?

65% - не знаю; 15% - вяжут вещи ;12% -играют; 8% -шьют;

2. Рассматривание свойств шерсти

Слайд 10.

Опыт 1. «Шерсть. Какая она на ощупь?»

Вывод: Пушистая, легкая, мягкая

Слайд 11.

Опыт 2. Промокает ли шерсть?

Вывод: Промокает. После намокания она теряет форму, становится тяжелее.

Слайд 12.

Опыт 3. Можно ли окрасить шерсть?

Вывод: Белая шерсть окрашивается, черная нет.

Слайд 13.

Опыт 4. Можно ли скручивать нить?

Вывод: Можно скручивать нить

3. Совместная деятельность

Прежде чем, прясть, нужно было приготовить шерсть: постирать, растеребить или расчесать шерсть.

Приготовить самопрялку работе.

Нужно скрутить нить, протянуть ее через отверстие веретена, проложить по крючкам и закрепить на катушке.

Можно начинать прясть.

3. Творческая мастерская.

Слайд 14.

Изготовление русской народной куклы Матрены из пряжи

Инструменты и оборудование:

-пряжа цветная;

- нитки;

- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой).

Изготовление:

Наматываем нитки на картонку по длинной стороне. Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем. Нижний сгиб разрезаем.

Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон. Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.

Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей.

Под головку вкладываем ручки. Перевязываем куколку по талии. Матрена готова!

Можно изготовить множество вариантов такой куколки, а затем подарить ее друзьям и близким, украсить группу.

Слайд 15-16.

4. Знакомство с приемами вязания с крючком и спицами.

Инструменты и оборудование:

- крючок;

- спицы;

- пряжа разного цвета.

Применение:

Показать детям набор петель на крючок и спицы, познакомить с приемами вязания петель.

Слайд 17.

Связать цветок и коврик.

Слайд 18.

5. Организация выставки вязаных вещей.

С помощью воспитателей, родителей была собрана и оформлена выставка вязаных вещей.

3 этап.

Подведение итогов проекта.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

 Дети узнали много интересного о шерсти, о ее значении для жизни человека и пришли к выводу, что действительно, шерстяные вещи очень удобные и теплые. Также дети научились вести наблюдения, анализировать, делать выводы. Исследовательская деятельность вызвала у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В итоге дети проверяют гипотезу: действительно прялка очень важный предмет для жизни людей в старину, шерсть очень нужна людям. ее на дают домашние животные. Путь от овечки до рукавички трудоемкий и интересный.

Слайд 19.

 Родители воспитанников с удовольствием приняли участие во всех предложенных мероприятиях, успешно взаимодействовали со своими детьми, помогая им работать по проекту.

Были созданы:

. Новые пособия (вязанные шапочки героев, куклы из ниток в театральный уголок)

. Альбом ,,Уж ты прялица ты прялка моя,,(разные виды прялок – старинные и современные )

. Пословицы и поговорки о пряхе и прядение.

Итак, гипотеза оказалась верна, изучая старинные вещи, например, самопрялку, мы узнали, чем же занимались люди в старину, а труд пряхи очень люди ценили и уважали.

Участники провели свою гипотезу и пришли к заключению, что она верна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательский проект1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект «Уж ты прялица , ты прялка моя!» Руководитель : Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Колокольчик» Гадицкая Е.В.

Слайд 2

Цель: Узнать, что такое самопрялка и познакомится с процессом получения и применения пряжи. Задачи: - Узнать историю старинного предмета самопрялки. - узнать, для чего нужна была людям самопрялка. - познакомить детей с результатами труда пряхи. - собрать коллекцию вязаных вещей. - изготовить куклу из пряжи. - познакомить детей с приемами вязания крючком и спицами.

Слайд 3

Гипотеза: Я предположила, что самопрялка - это не игрушка, а необходимый и очень важный предмет для жизни людей в старину. Актуальность: узнавать, что – то новое - это интересно! А знакомится с незнакомым и неизведанным вдвойне интересно! Ведь предметы старины могут много рассказать о жизни наших прабабушек и прадедушек, об их труде и быте.

Слайд 7

1 опыт «Шерсть. Какая она на ощупь?» Вывод: Пушистая, легкая, мягкая

Слайд 8

Опыт 2. Промокает ли шерсть? Вывод: Промокает. После намокания она теряет форму, становится тяжелее.

Слайд 9

Опыт 3. Можно ли окрасить шерсть ? Вывод: Белая шерсть окрашивается, черная нет .

Слайд 10

Опыт 4 . Можно ли скручивать нить? Вывод : Можно скручивать нить

Слайд 11

Знакомство с приемами вязания с крючком и спицами.

Слайд 12

Выставка вязаных вещей

Слайд 13

Участие родители в проекте

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...