Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Семенова Ольга Витальевна

    Нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vozduh_i_ego_svoystva.docx21.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе ,,Воздух и его свойства,,

    Старшая группа

    Воспитатель: Семенова О.В.

    П. Тоншаево 2014год


    Конспект занятия в старшей группе,,Воздух и его свойства,,


    Форма обучения: нетрадиционное занятие по исследовательской деятельности

    Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

    Задачи:

    - обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

    - познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

    - развивать навыки проведения опытов;

    - поощрять выдвижение гипотез;

    - развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

    Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.

    Словарь: атмосфера, воздушный,

    Гипотезы:

    - воздух постоянно нас окружает;

    - способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - воздух есть внутри людей;

    - без воздуха не возможна жизнь;

    - воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;

    - ветер - движение воздуха,

    Словарь: атмосфера, воздушный, 

    Оборудование:сундучок с письмом , весы самодельные ,свечка, фарфоровое блюдце,спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка,картинки-красивый двор и картинка дым идёт из трубы. соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки( зелёные и красные)

     Ход занятия:

    Воспитатель:  

     Через нос проходит в грудь

    И обратно держит путь

    Он невидимый, но всё же

    Без него мы жить не сможем

    Дети:-Воздух.

     Я такой большой, что нахожусь везде

    Я такой маленький, что в любую щель пролезу.

    Отгадайте. что я

    Узнайте, какой я.

    Расскажите, для чего я

    В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию,, Почемучек,, чтобы исследовать воздух.

    ^Эксперимент мы проведём-воздух мы везде найдём!

    -Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля. 

    Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

    Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

    Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

    В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.

    В.: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)

    В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    ^ Опыт 1. (Поймаем воздух)

    В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Д: В пакете ничего нет, он пустой.

    В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 

    Д: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

    Воздух занял всё место в пакете. 

    В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

    Д: Из пакета выходит воздух

    В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.

    В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

    Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

    ^ Опыт 2 (Воздух в человеке)

    В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?

    Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

    В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

    Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

    В. Какой вывод можно сделать?

    Вывод: Человек не может жить без воздуха.

    ^ Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

    В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?

    Д: он внутри шариков.

    В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

    Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

    В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

    Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

    ^ Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)

    В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? 

    -Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. 

    А теперь помашите веером перед лицом.

    В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.

    В.: Какой делаем вывод?

    Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

    В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?Устроим метель?(дети машут веерами над салфетками-снежинками-получился снегопад.

    Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

    Физминутка,,Ветерок,,

     Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)

    В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

    Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 

    В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)

    В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

    Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

    В.: Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

    ^ Опыт 6 (Воздух легче воды)

    В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут? 

    Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.

    Вывод: Воздух легче воды. 

    ^ Опыт 8(Воздух занимает место)

    В:Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

    А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

    ^ Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)

    В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

    В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 

    Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

    Вывод. Воздух может двигать предметы.

    Итог.

    В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?

    Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. 

    ^ Игра,,Условные знаки,,

    В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

    ●Воздух окружает нас со всех сторон.

    ●Воздух можно услышать.

    ●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    ●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

    ●Человек может жить без воздуха.

    ● Ветер – это движение воздуха.

    ● Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

    ● Воздух может двигать предметы.

    ● Воздух тяжелее воды.

    ^ Опыт8(Пламя загрязняет воздух)

    Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.

    - Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

    Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

    Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

    Предложите варианты очистки воздуха.

    Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.

    - Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

    В:Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам закончить панно ,,Чистый воздух вокруг нас,,(на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)

    На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё. Что вы узнали о воздухе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"

    Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"...

    Конспект занятия в поготовительной группе "Воздух и его свойства"

    Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению со свойствами воздуха...

    Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

    Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

    Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

    ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

    Конспект занятия в 1смешанной группе «Воздух и его свойства»

    ЗадачиОбразовательные:- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг нас и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), а...

    Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства»

    Конспект занятия в подготовительной группе                   «Воздух и его свойства»...

    Конспект занятия в старшей группе по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

    Научить определять  свойства и качество бумаги  с  помощью разнообразных  опытов...