Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Шестиногие малыши».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Юрьева Ольга Владимировна

Занятие расширит и уточнит представления о насекомых, их характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shestinogie_malyshi.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орлёнок»

Детский сад

Конспект

НОД по ознакомлению с окружающим миром

для детей среднего дошкольного возраста.

Тема: «Шестиногие малыши».

                                                                  Подготовила: воспитатель

Юрьева Ольга Владимировна

Цель. Уточнить и расширить представления детей о насекомых.

Задачи:

Образовательные.  Уточнить и расширить представления детей о насекомых, их характерных признаках,  приспособленности к условиям жизни.

Учить детей отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать диалог.

Развивающие. Упражнять  детей в  употреблении в речи слов во множественном числе в родительном падеже.

Развивать воображение, умение формулировать свои ответы.

Воспитательные.  Воспитывать бережное отношение к насекомым, любовь к природе.

Оборудование: игрушки (насекомые),  предметные картинки насекомых, рабочие тетради, карандаши, бабочка на палочке, Жук – олень (игрушка).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Ребята, послушайте загадку и ответьте на вопрос:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время года знает? (Весна)

Воспитатель. А сейчас какое время года?   (Весна)

 С наступление весны многое в природе меняется. И вместе с весной просыпаются маленькие жители. Посмотрите и назовите, кого вы видите?

Дети видят на столе игрушки и называют. ( Таракан, жук, пчела, божья коровка,  муха, пчела, кузнечик, паук).

 Воспитатель. Как можно назвать всех одним словом?  (Насекомые)

А все ли здесь насекомые? (Нет, паук не насекомое, у него не 6 лапок, как у всех насекомых)

Воспитатель. Правильно, у всех насекомых шесть ног, поэтому их иногда называют шестиногими.  А как вы думаете, кто из данных насекомых может быть  лишний и почему? (Лишний кузнечик, потому что он прыгает, а остальные насекомые  летают и ползают).

Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть насекомое со словом один, а вы должны назвать его со словом пять.

Дети играют в дидактическую игру «Один – пять»

Воспитатель:                     Дети:

Один комар        - пять комаров

Одна оса              - пять ос

Один жук            - пять жуков

Одна пчела         - пять пчел

Один муравей   - пять муравьев

Одна муха           - пять мух

Одна бабочка    - пять бабочек

Воспитатель. Ребята, сейчас сядьте за столы. Найдите в тетради картинку, на которой нарисована поляна. Постарайтесь найти на поляне насекомых. Всех насекомых, которых вы найдете, нужно  раскрасить.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Что вы можете рассказать интересного о каждом из них? (Бабочка –  из яйца появляется гусеница, которая превращается к куколку, а из куколки – в бабочку. Божья коровка – питается тлей, не боится птиц, потому что выделяет невкусное неприятное молочко, которое им не нравится. Пчела – собирает нектар и пыльцу, которую стряхивает своими лапками в корзинку на задней лапке. Муравей – живет в муравейнике, может носить груз больше и тяжелее себя, защищает лес от вредных насекомых).

Воспитатель. А теперь найдите картинку, на которой несколько божьих коровок. Какая из этих божьих коровок нарисована правильно и почему? (Правильно та, у которой шесть лапок)

Воспитатель. Ну а теперь давайте превратимся в разных насекомых.

Физминутка «Насекомые над лугом»

 Жу - жу - жу, - жужжит пчела:

 Я лечу издалека. (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как «крылышками»)

Зу - зу - зу, - комар пищит. (Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед)

Укусить скорей спешит

Уф - уф - уф, - как паровоз

Шмель пыхтит, пыльцу повез. (Ритмично притоптывают ногами)

Жук гудит: «Гу - жу, гу - жу,

Я любого разбужу» (Ритмично хлопают в ладоши)

Гимнастика для глаз.

Воспитатель.  (держит в руках игрушечную бабочку на палочке) Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летит повсюду:
Налево летит, направо летит.
Бабочка порхает по кругу,
Вверх, вниз…..и назад спешит

Воспитатель. Ребята, а вы сейчас ничего не слышали? Мне кажется, что здесь кто-то жужжит. Ой, посмотрите, кто к нам прилетел? Ребята, вы знаете, кто это? Нет?  Это жук – олень. Как вы думаете, почему этого жука так назвали? (Потому что рога похожи на оленьи).  

Поздоровайтесь с ним. (Дети здороваются).

Жук – олень. Здравствуйте, ребята, я жук – олень. Я летел, летел и решил  залететь к вам, чтобы рассказать о себе.  Я самый большой жук в нашей стране. Мои рога – это зубы, которыми я все жую и кусаю врагов, которые на меня нападают. И если  у оленя – дикого животного долго растут свои рога, то я рождаюсь уже с готовыми рогами. А вы знаете, я вам сейчас открою один секрет. Все насекомые никогда не бывают малышами, они рождаются сразу взрослыми. За нами никогда не ухаживает мама, как за вами. А хотите со мной поиграть? Игра называется «Подбери слово».  Я назову вам слова, а вы подумайте, какому насекомому они подходят.
Муравейник, зелёный, порхает, мёд,  красненькая спинка,  мохнатый, звенит,  паутина,  мед, жужжит,  «чемпион по прыжкам»,  большие глаза,  нектар, пыльца, гусеница,  не трогайте – я опасна.

Жук – олень. Какие вы молоды!  Знаете всех насекомых. А скажите мне: нужны ли насекомые? (Нужны, ими питаются птицы и некоторые животные, они спасают растения от тли)

 Жук – олень. Правильно! Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и  птицы: одни не могут друг без друга. Насекомые – это часть природы, а природу надо беречь, любить, охранять. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и смотреть, как они летают, бегают, прыгают,  и слушать, как они жужжат. Ну что же, мне очень у вас понравилось, но мне пора лететь  в свой лес. До свидания, ребята!

Воспитатель. Ну что же, ребята, давайте попрощаемся с жуком. Я думаю, что мы с ним еще встретимся когда – нибудь на улице.

Подведение итогов.

Воспитатель.  Ребята, о ком мы сегодня говорили?

Что нового, интересного вы узнали на занятии?

Как можно отличить насекомое от других животных?

А можно ли трогать и убивать насекомых?

А что вам больше всего понравилось на занятии?

Вы сегодня молодцы, очень хорошо занимались, спасибо!

Литература:

  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.

«Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации» : Баласс 2010г.

  • Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст)   Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
  • Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М: Просвещение 1973
  • Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию Вако, 2008.