Кружок по экологии «Гномики»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Гучетль Фатима Кимовна

Срок реализации кружковой работы - 1 год. 

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно).

 Один раз в неделю (35 занятий в год) - для старшей подгруппы  (5-6 лет). 

12 детей (5-6 лет)

 

Структура программы «МЫ»

В программе три раздела:

1раздел  «Живые…, какие  мы?»       

2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»

3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»

Каждый раздел включает блоки:

Знания

-растения и животные

-человек как живой организм и социальное существо

-ценность природы

-правила взаимодействия в природе

Отношение к природе.

Экологически ориентированная деятельность

 

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

1 Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);

2 Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3 Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_gnomiki_st.gr_.docx270.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад №6 «Сказка»» а. Ассоколай Теучежского района Республики Адыгея

                                                                                                           

Рабочая программа по экологическому образованию детей

для старшей группы

 «МЫ» 

 (программа экологического образования дошкольников)

Н.Н.Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А.Маркова, Т.А.Виноградова

на 2017-2018гг

 «Гномики»

C:\Users\андрей\Desktop\Сад\авг.сов\20160803_143147.jpg

Воспитатели:

Гучетль Ф.К.

Гучетль А.Ж.

Список детей:

Старшая подгруппа

 Анчек Ахмед

БогусАлим

Богус Султан

Гучетль Тимур

ГучетльАльбина

Емтыль Абрек

Евтых Милана

Евтых Тимур

МамийДарина

ТугузДарина

Четав Алина

ХутСатанай

Расписание:

Старшая подгруппа (1раз в неделю - пятница)

пятница

    40        05

15  -    16

1

35

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………..3-4

Структура программы……….……………………………………………..4

Ожидаемые результаты……………… ……………………………………4

Перспективный план……………………………………………….…....5-17 Список литературы………………………………………………………...18

Пояснительная записка:

Кружок «Гномики», реализует программу экологического образования дошкольников «МЫ» (Н.Н.Кондратьева, Т.А.Шиленок, Т.А.Маркова, Т.А.Виноградова), главной концепцией которой является единство:

Мы- это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.

Мы- это гуманный способ совместного проживания; это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.

Мы- это взрослые, осуществляющие экологическое образование детей.

        Приобщение детей к экологической культуре, необходимо начинать с раннего возраста, так как детей  легче всего научить,  любить и охранять окружающую среду. Занимаясь в кружке, дети расширяют и углубляют представления о природе. Развивают навыки и умения по уходу за животными и растениями. При изучении тем, предусмотренных кружком, у детей развиваются познавательные и речевые умения, зрительная и слуховая память; внимание, восприятие. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, экологическое сознание.

Цели:

-воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

-формирование экологической воспитанности ребенка, основными проявлениями которого служат:

  • доброжелательность к живым существам;
  • эмоциональная отзывчивость на их состояние;
  • интерес к природным объектам, стремление взаимодействовать с ними;
  • желание и умение заботиться о живых существах.

Формирование экологической воспитанности предполагает решение следующих задач:

-развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;

-формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

- накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.

Срок реализации кружковой работы - 1 год.  

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно).

 Один раз в неделю (35 занятий в год) - для старшей подгруппы  (5-6 лет).  

12 детей (5-6 лет)

Структура программы «МЫ»

В программе три раздела:

1раздел  «Живые…, какие  мы?»        

2 раздел «Как живые приспосабливаются к среде»

3 раздел «Мы нужны друг другу на Земле»

Каждый раздел включает блоки:

Знания

-растения и животные

-человек как живой организм и социальное существо

-ценность природы

-правила взаимодействия в природе

Отношение к природе.

Экологически ориентированная деятельность

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными);
  • Проявление  интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Перспективный план работы кружка «Гномики»

для старшей возрастной группы

Название темы (блока)

Содержание (тема, цели, задачи)

Формы работы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Блок

«Правила взаимодействия в природе»

1 неделя сентября

Живая и неживая природа. Подвести детей к пониманию, что природа – это не только растительный и животный мир, но и неживая природа. Дать понятие «рукотворный мир». Закрепить умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Воспитывать желание быть полезным.

Наблюдение за деревьями и птицами.

Работа со схемой «Живое– неживое»; Д.и. «Поиграем – отгадаем».

Блок

«Растения»

2 неделя сентября

Лес – многоэтажный дом.

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники, травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные.

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Рисование (сосна, береза, ель).

Блок

«Растения»

3 неделя сентября

Растения – наши друзья.

Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели. Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения – это деревья, кусты, травы. Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.

Схемы–модели: “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой.

Блок

 «Животные»

4 неделя сентября

Дикие животные нашего края.

Расширить представления детей о диких животных леса нашей республики (лиса, заяц, белка, волк), показать роль покровительственной окраски в жизни животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и травоядных животных.

Картинки с изображением животных, календарь природы;

Презентация «Времена года».

Блок

«Растения»

1 неделя октября

«Комнатные растения»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Артикуляционная гимнастика, игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы»;

Д.и.  «За каким растением спрятался гномик?»

Блок «Животные»

2 неделя октября

«Домашние животные»  

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа о домашних животных;

Загадки и стишки;

Д.и. игра «Вспомни и назови».

Блок

«Растения»

3 неделя октября

   Рассматривание веток деревьев.

 Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в осенний и зимний период. Закреплять знания детей о том, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. 

Д.и.  «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Блок «Птицы»

4 неделя октября

«Воробьишка». Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Эта птица…»

Речевая игра «Кто же это?».

Блок «Ценность природы. Дождь»

1 неделя ноября

«Сколько знаю я дождей» Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Заучивание стихотворения «Дождик, дождик…».

Наблюдение за погодой.

Блок «Знания. Облака»

2 неделя ноября

Облака

Дать знания детям, какие бывают облака.  Закрепить имеющиеся представления у детей о погоде. Расширять представления о круговороте воды.

Комплект карточек с изображениями погодных явлений.

Блок «Ценность природы. Осень»

3 неделя ноября

«Что нам осень подарила» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!»  наблюдение, беседа «Что растет на грядке?

Блок «Правила взаимодействия в природе».

4 неделя ноября

Кто я, чем питается в лесу –

Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме растений, животных; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей  к природе.                    

Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу. Натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди.

Декабрь, январь, февраль

Блок «Правила взаимодействия в природе. Почва».

1 неделя декабря

Почва – живая земля – Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; учить детей размышлять, формировать и обобщать результаты опытов; развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Изготовление модели «Слои  почвы» (в стеклянной банке дети слой за слоем располагают глину, песок, чернозем). Картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь).

Блок «Человек как живой организм и социальное существо».

2 неделя декабря

«Если хочешь быть здоров» Цели: закрепить представления детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни. Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья; дать знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; знакомить с правилами поведения при простудном заболевании.

Наблюдения за высотой облаков, за осадками, за снежным покровом. Находить взаимосвязь между температурой воздуха и осадками.

Блок «Правила взаимодействия в природе. Сезонные явления».

3 неделя декабря

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.

Наблюдения за продолжительностью светового дня, за температурой воздуха.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, опыт «Снежинка».

Блок

«Знания. Зима»

4 неделя

декабря

Зима.

Уточнить знания детей о природных явлениях; развивать мышление, память, способность к умозаключениям.

Картинки с изображением зимнего пейзажа.

Аппликация  «Овощи на зиму», «Консервируем фрукты», «Домик» и т.д.

Блок

Знания. Человек, как живой организм и социальное существо.

2 неделя января

«Живое – неживое»

(Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.).

Чтение художественной литературы.

Заучивание «Я расту».

Блок

«Земля»

3 неделя января

Планеты солнечной системы – Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета, наш общий дом, который надо любить и беречь; развивать логическое мышление, фантазию; формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Плакат( модель солнечной системы) Ширма «Круговорот воды в природе», географический атлас «Мир человека», Задача «Так было днем. Что произойдет ночью?».

Блок

«Климатические условия на Земле»

4 неделя января

« Жизнь животных в разных климатических условиях (северный олень, верблюд)».

Цель – познакомить детей с животным миром тундры, с его своеобразием, с животным миром пустыни и его своеобразием; дать представле6ние о том, что климатические условия влияют на образ жизни животных и их питание. Моделирование (Климатические условия»).

Рисование животных в различных климатических условиях.

Создание моделей климатических условий.

Блок

Экологически ориентированная деятельность

1 неделя февраля

Чистая вода – богатство страны.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Д.и. «Кому нужна вода?».

Опыт:  «Уводы нет вкуса, нет запаха».
Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?»

Блок

Отношение к природе

2 неделя февраля

Водоемы.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

Загадки-описания  «Мы – водные животные».

Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

 Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Блок

Экологически ориентированная деятельность

3 неделя февраля

«Мастера без топора»

Расширять представления детей о разнообразии птичьих гнёзд; познакомить со способами строительства гнёзд птицами; разъяснить правила поведения при обнаружении гнезда; воспитывать экологическую грамотность.

Беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа.

Блок

Знания. Человек, как живой организм и социальное существо.

4 неделя февраля

«Глаза – зеркало души» - беседа о зрении и глазах. Познакомить с функциями органа зрения.

Беседа о правилах сохранения зрения.

Гимнастика для глаз.

Д.и. «Жмурки». Сюжетно-ролевая игра «На прием к офтальмологу».

Март, апрель, май

Блок

Отношение к природе.

1 неделя марта

«Как поссорились март и февраль»

Цель: продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Закреплять знания об изменениях в жизни животных и птиц. Развивать умения замечать нарастающие изменения в неживой природе. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне).

Е.Серова «Подснежник»,

Э.Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»,

М.Исаковский «Пробилась зелень полевая…»

«Бывает – не бывает», «Что перепутал художник?»,

«Сравни и найди отличия».

Блок  

Правила взаимодействия в природе. Воздух.

2 неделя марта

Тайна воздушного пузырька. Познакомить детей еще с одним веществом – воздухом. Раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных и человека. Учить устанавливать причинно–следственные связи между состоянием живой природы и чистотой воздуха. Подвести к пониманию необходимости сохранения воздушной среды.

Презентация «Воздух и его свойства».

Опыты с использованием  вентилятора.

Блок  

Правила взаимодействия в природе. Туман.

3 неделя марта

«Туман»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно, густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение. Опыты с водой и паром.

Блок

Знания. Человек, как живой организм и социальное существо.

4 неделя марта

«Человек – живой

организм»

Цель – подвести к осознанию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности. Формировать представление детей, о некоторых органах человека, о положительном и отрицательном влиянии на них.

1. Рассмотреть энциклопедию «Тело

человека»

2. Рассказ воспитателя о некоторых органах человека

3. Беседа «Что для человека вредно, а что полезно»

Блок  

Правила взаимодействия в природе.

1 неделя апреля

Тайна зеленого листа.

Расширять представления детей о значении листьев для растений и всего живого на Земле; познакомить с видоизменениями листьев в связи с условиями внешней среды; выявить причинную обусловленность природных явлений.

 Беседа; опыт «Бережливые растения»; опыт «Как листья становятся питанием для растений?»

Блок

Знания. Цветы

2 неделя апреля

«Для чего растениям цветы?»

Познакомить детей со строением цветка, его функциями, видоизменениями; дать детям понятие «опыление»; учить различать условные знаки – символы, обозначающие цветок.

Демонстрация иллюстрации цветов; знакомство с цветком; игра «Цветок»; рисование условных обозначений; чтение стихотворения «Если я сорву цветок…»

Блок

Весна.

3 неделя апреля

Весна (лес весной).

Цель – закрепить знания о  временах года; уточнить представление о Красной книге природы.

Аппликация «Разные времена года», «Лес весной».

Блок

Экологически ориентированная деятельность

4 неделя апреля

« Друзья человека в мире животных»

Цель – закрепить знания о полезных животных – друзьях человека; формировать правильное представление о роли, которую они играют в природе и в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Составление рассказов о животных в семье. Фотогалерея

«Семейный альбом»

Блок

«Знания. Лето»

1 неделя мая

Лето.

Сформировать представление о сезонных природных явлениях; развивать умения проводить аналогию между изменениями в неживой  и живой природе; развивать фантазию, свободу детского восприятия и мышления.

Наблюдение за солнцем.

Аппликация  «Цветы на лугу» «Радуга», «Бабочка» и т.д.

2 неделя

мая

«Цветущий сад»

Цель – познакомить детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев.

Продолжать устанавливать связи между условиями (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост, цветение). Воспитывать эстетические чувства.

1. Наблюдение за яблоней.

2. Беседа «Почему цветут деревья»,

установить связь с

погодными условиями.

Блок

Ценность природы

3 неделя

мая

«Лекарственные растения –

средства оздоровления организма человека»

Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности, связную речь детей.

Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

Изготовление атрибутов к игре (набор пакетиков с лекарственными травами).

Беседа о лекарственных травах.

Блок

Знания. Птицы.

4 неделя

мая

«Крылья, ноги и хвосты»

Обобщить представления детей о многообразии и функциональном предназначении для птиц крыльев, ног и хвоста.

Познакомить с видами и строением перьев, систематизировать представление детей о птицах.

Беседа «Для чего птицам крылья, ноги и хвост?».

Рассматривание перьев, рассказ воспитателя, Д.и. «Крылья, ноги и хвост»

Список литературы:

  1. МЫ. Программа экологического образования детей/ Н.Н./ Кондратьева и др. - 2-е изд.,  испр. и доп. – СПб. Детство-пресс,  2002 .
  2. Николаева С.Н.  Методика экологического воспитания в детском саду: Работа  с детьми сред. и ст. групп дет. Сада: Кн. для воспитателей дет. сада / С.Н. Николаева– М.: Просвещение, 2001.
  3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте/С.Н. Николаева – М: Просвещение, 1995
  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Животные/ Авт.сост. П.Р Ляхов. Под общей ред. О.Г Хинн. – М.: АСТ, 2000.
  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./ Авт.сост. Л.А. Багрова Под общ. ред. О.Г. Хинн– М.: АСТ, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУЖОК ПО ЭКОЛОГИИ « Друзья природы»

                    КРУЖОК  ПО  ЭКОЛОГИИ "Друзья природы" (цель, задачи, перспективный план)...

Кружок "Юный эколог"

Кружок " Юный эколог" разработан для детей старшей группы. В нём представлены различные темы на один день в неделю....

Кружок "Юный эколог"

Цели и задачи экологического кружка·          подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;·...

Кружок по экологии.

Вы слыхали о воде?Говорят она везде.В луже, в море, в океанеИ в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,Паром в чайник заползаетБез неё нам не умыться,Не наесться, не напиться.Смею вам я доложитьБе...

Кружок по экологии"Цветик-семицветик"

Я составила и написала рабочую программу кружка по экологическому воспитанию. В программе расписаны цели и задачи по месяцам....

Кружок по экологии "Юный эколог"

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...