Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Иванова Виктория Эрдыниевна

Сценарий образовательной ситуации по познавательному развитию  в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной ситуации

в средней группе

Тип образовательной ситуации: «Открытие новых знаний»

Тема: «Я природе помогу»

Цель: создание условий для формирования у детей экологически грамотного поведения в природе

Образовательные задачи:

  • расширять и уточнять представления детей о природе
  • формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление причин затруднения.
  • формирование у детей представления о способе выхода из затруднения

Воспитательные: 

  • воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, оценки и самооценки результатов деятельности
  • воспитывать потребность у детей выполнять правила поведения в природе.
  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя

Развивающие:

  • развивать внимание, воображение

Логическая основа образовательной ситуации:

  1. Новое знание – знакомство с правилами поведения в лесу, акция как средство распространения информации по охране природы (создание и изготовление условных знаков, рисунков для акции)
  2. Причина затруднения детей – незнание способа оказания помощи Старичку-Лесовичку.
  3. Цель деятельности детей («детская» цель на этапе введения в игровую ситуацию) - помочь Старичку-Лесовичку.
  4. Результат – изготовление условных знаков для проведения в дальнейшем акции «Лес - чистый, светлый дом, не станем мусорить мы в нем, выполнение «детской» цели.

Предварительная работа:

  • знакомство со Старичком-Лесовичком;
  • знакомство с дикими животными их детенышами и жилищами (игра «Узнай по описанию», «Кто у кого?», «Кто как голос подает?»);
  • чтение «Волчишко» Чарушин, «Белкин мухомор» Сладков.

Материалы к занятию:

Интерактивная доска, видеофильм, пазлы диких животных (крупные детали)

Раздаточные:

фломастеры, карандаши, журналы, вырезки из журналов, бумага, картон, книжки-малышки (заготовки)

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Образовательная задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель с детьми входят в музыкальный зал (в зале лежит кучка мусора):

- Что это такое? Ребята, как вы думаете, как он здесь оказался? (предположения детей)

На экране появляется Старичок-Лесовичок:

- Это я принес мусор. Подумайте, ребята, где я его мог собрать весь этот мусор. Кто догадался?

-Я собрал сколько смог, там его еще очень много, пока шел по лесу к вам в гости. Чей это мусор? Кто его оставил в лесу? Предположения детей.

      2. Актуализация знаний и умений

Образовательные задачи: актуализировать знания детей п

Образовательные задачи: актуализировать знания детей диких животных и их жилищ, первоначальное представление о правилах поведения в лесу; закреплять умение делиться на пары; развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, речь; тренировать мыслительные операции - классификация.        

  Воспитатель: Правильно этот мусор оставили отдыхающие люди. Поели, попили, а банки, коробки и бутылки бросили под кусты. Как нужно было поступить? Что может случиться из-за мусора? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Старичок-Лесовичек: А каких вы знаете диких животных?

Игра «Хлопаем- топаем» 

- Сейчас я вам буду называть диких животных, а вы если согласны, что это дикие животные, то громко хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете ногой (белка, кошка, медведь, заяц, кролик, волк, собака, лось, лиса, конь, соболь)

Игра на интерактивной доске «Кто где живет?»

Старичок – Лесовичок:

-Молодцы ребята, хорошо знаете диких животных. Помогите мне и моим лесным жителям, сберечь лес от загрязнения!

Воспитатель:

- Сможем мы помочь Старичку-Лесовичку? Справимся? А как мы ему поможем?

Подвижная игра «Собери мусор»

-У мня всего 6 пакетов, а вас больше как будем играть? (подвожу к тому, что играть надо в парах, быстрее и удобнее) Ребята, вы одной рукой вдвоем должны держать пакет, а другой рукой собирать мусор. Как у вас получится, зависит от того как вы будете дружно и слажено это делать.

        3. Затруднение в ситуации

Образовательные задачи: организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявление причин затруднения.

- Ребята, вот мы собрали мусор, который принес Лесовичок, мы помогли ему и лесным жителям? (если ответ «да»)

-А Старичок – Лесовичок весь мусор из леса принес сюда? (нет)

- Так смогли мы помочь ему и лесным жителям? (нет) подвести ребенка к пониманию причины затруднения:

- Значит, что нам нужно сделать, чтобы выйти из затруднения? (сказать взрослым, чтобы помогли, спросить у кого-нибудь, что нужно сделать в данной ситуации). Воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?»)

        4. Открытие нового знания

Образовательные задачи: формирование у детей представления о способе выхода из затруднения: создание правил, условных знаков поведения в лесу, для проведения акции, с целью расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. 

− Как узнать то, что не знаешь, но очень хочешь узнать? (Спросить у того, кто знает, самим догадаться…).

− А что интереснее? (Самим догадаться).

− Попробуем догадаться сами. В нашей стране очень много лесов, как вы думаете, мы весь мусор, по всем лесам сможем собрать?».

Если ответ «нет»:

 -  Как вы думаете, почему не сможем? (нас мало, мы еще маленькие) Как мы можем привлечь других людей беречь природу? (ответы детей, если мало предложений, то натолкнуть на мысль как можно ярко, интересно привлечь других изготовив что-нибудь своими руками)

- Молодцы, ребята! Вы сами открыли для себя способ, с помощью которого можно обратить внимание людей на загрязнение природы. Ведь чисто не там, где убираются, а там, где не мусорят.

      5. Включение нового знания (способа) действия в систему знаний ребенка.

- Знаете ли вы, как лесные жители сами поддерживают чистоту в лесу? Куда пропадает шерсть, перья, когда звери и птицы линяют? А рога лося, он их сбрасывает в конце зимы-начале весны? Куда исчезают опавшие листья с деревьев? (Дети высказывают предположения, если среди них есть верные, воспитатель хвалит ребенка и рассказывает: клочки выпавшей шерсти, перья собирают лесные животные и делают из них мягкие, теплые подстилки в норках и гнездах, листья перегнивают и становятся удобрением, а рога лосей любят грызть лесные мыши и белки).

- Какие правила поведения в лесу вы бы еще хотели добавить?

- Что вы сейчас будете делать? Что будет изображено на знаках? Из каких именно правила хотите создать книжку?  Как будете делать? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?

Дети делятся на группы, выбирают, что они будут изготавливать, выполняют работу.

  1. Рефлексия

Образовательная задача: формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

-Ребята, кто к нам обратился за помощью? Мы справились? Как нам это удалось, благодаря чему?