"Волшебный фрукт"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Спицына Оксана Борисовна

Занятие-эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_volshebnyy_frukt_na_konkurs_2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Никольская СОШ»

структурное подразделение детский сад

                   

Конспект ООД

по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы

«Волшебный фрукт».

                                                                                                     

                                           Составила:   воспитатель

                                                                     Спицына О. Б., 1 кв. категория

с. Никольское

 2018 г.

Тема: «Волшебный фрукт».

Цель: расширять  представления  детей о растении - лимон и его свойствах.

Задачи:

1. Дать представления о лимоне и его свойствах. Формировать умение рассуждать, делать выводы, видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней.

2. Развивать познавательную активность у  детей в процессе формирования представлений о лимоне и его свойствах в исследовательской экспериментальной деятельности.

3. Воспитание дружеских отношений у детей в процессе совместной деятельности.

Способ организации детей:  групповой.

Предварительная работа: разучивание стихов о лимоне, знакомство с понятием «лаборатория», игра «Чудесный мешочек», беседа детей о здоровье, беседа об экзотических фруктах.

Методы и приемы:  Наглядный: демонстрация слайдов. Практический: проведение опытов, артикуляционная гимнастика. Словесный: ритуал приветствия, беседа, рассказ.

Материалы и оборудование: телевизор настенный (для демонстрации презентации), ноутбук, фартуки с нарукавниками на каждого ребенка,  лимоны (очищенный, в кожуре порезанный на дольки), лимонный сок, влажные салфетки, емкость с водой, одноразовые стаканчики, ложечки,  косточки лимона,  тарелочки, палочки с метками,  лейки с водой, горшки с почвой, настольная лампа, листы бумаги, йод, ватные диски, пипетка,  ватные палочки, марля, стаканчики с соком лимона, поднос, пластиковая бутылка, сода, уксус, воздушный шарик, воронка, изолента.

Словарная работа: лимонное дерево, цитрусовые растения, грейпфрут, лайм.

Ход ООД:

1. Приветствие.

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! ( В центре стоит стол покрытый скатертью. На столе корзинка с фруктами, покрытая салфеткой).

Воспитатель: ребята, посмотрите, что я вам принесла! (дети рассматривают корзину с фруктами, называют их и находят в корзине маленький мешочек).

-Ребята, а вы хотите узнать, что в мешочке? ( Открывают его и находят семена неизвестного плода)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Семена плода)

-А какого плода? ( Ответы детей)

А вот для того, чтобы узнать, семена какого плода находятся в мешочке, нам надо пройти испытания.

1. Воспитатель берёт волшебный мешочек с лимонами и просит детей  опустить руки в этот  волшебный мешочек.

- Ребята, ощупывайте то, что там лежит, и постарайтесь отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, но не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет. (Дети ощупывают содержимое мешочка)

- Что удалось вам в нём обнаружить? (Ответы детей)

2. Воспитатель берёт  тарелочку, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона.

-Сейчас вам будут помогать ваши носики. Закрывайте глазки! Я подойду к каждому из вас и дам понюхать содержимое тарелочки. (Дети нюхают)

-Угадали по запаху, что это? (Ответы детей)

3.  А чтобы нам быть уверенными в своем ответе, давайте теперь попробуем угадать по вкусу. Попробуйте содержимое стаканчика. (Дети пробуют лимонный сок)

-Что можете сказать про вкус?  (Он кислый)

- Итак, ребята, семена какого плода находятся в мешочке?   (Ответы детей)

-Совершенно верно,  в мешочке находятся семена лимона!

- Сегодня мы познакомимся поближе с этим фруктом!

Физкультминутка:

Лимончик желтые бока (руки на поясе, наклоны в стороны)

На солнышке согрел, (руки тянем вверх, ладошки к «солнышку»)

Он теплый и живой в руках (руки перед собой ладошками вверх, корзинкой)

И очень-очень спел! (показать большой палец обеими руками)

Его нарежем мы сейчас, (имитация нарезки лимона)

Добавим сахарок  (пальцами «сыпем» сахар)

И будет лакомство для нас (гладить круговыми движениями живот)

На целый вечерок! (показать большой палец обеими руками)

-Молодцы! Продолжим!

 2 слайд

- Ребята, обратите внимание на экран (картинка лимона) что вы видите? (кто знает - руку поднимает)

-Лимон – это фрукт длиной от шести до девяти сантиметров. Сверху покрыт кожурой.

-Ребята, какого цвета лимон? (Ответы детей)

-А какой же он формы? (Ответы детей)

3 слайд

-Растут лимоны на небольших,  вечнозелёных деревьях высотой 3-7 м, семейства цитрусовых с колючими веточками. Возраст деревьев может достигать 45 лет.

4 слайд

-Лимон относится к цитрусовым растениям.  Его ближайшие родственники - апельсин, мандарин, лайм, грейпфрут. Главным качеством лимона является его полезность. В нем очень много витаминов. Надо есть лимоны, чтобы оставаться здоровым и никогда не болеть! Например, когда болит горло, то надо прополоскать его разбавленным лимонным соком. Лимон убьет все бактерии.

5 слайд

-Лимонный сок  широко используется в кулинарии. Кто может сказать, где именно? (Ответы детей). При изготовлении конфет, тортов, пирожных, майонеза, салатов.

6 слайд

- Лимон придает кисловатый вкус и приятный аромат многим напиткам, мы уже сегодня пробовали его на вкус. Подскажите, в какие напитки его добавляют? (Чай, сок, лимонад)

7 слайд

-Но лимон можно вырастить и дома! Лимонные деревца — прекрасные комнатные декоративные растения. Они быстро растут, цветут и плодоносят круглый год.

-А как вы думаете, что находится внутри лимона? (Ответы детей)

8 слайд

-Совершенно верно, посмотрите, внутри лимона есть дольки. Давайте посчитаем, сколько долек  в лимоне? (Счёт)

- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Кто быстрее соберёт дольки лимона!». Проходите к столу (на столе лежат дольки из бумаги, кто быстрее соберет)

- Мы много узнали о лимоне, но это еще не все секреты о нем. Хотите сделать собственные открытия об этом удивительном фрукте? (Ответы детей)

-А как мы можем это сделать? (С помощью проведения опытов)

-Тогда я предлагаю вам стать настоящими учеными - исследователями и отправиться в лабораторию для проведения необходимых экспериментов. Но для начала вспомним правила поведения в лаборатории:

- Внимательно слушать;

- Работать по инструкции;

- После каждого опыта делать выводы;

- Быть аккуратными с материалом для экспериментов;

- Работать в лаборатории нужно в специальной одежде, поэтому надеваем фартуки, чтобы не испачкаться. А пойдём мы в лабораторию вот по этой балансирующей дорожке. (Дети проходят к столу, где есть всё необходимое для проведения опытов)

Опыт № 1

- Ребята, а вы знаете, что лимоном можно писать тайные послания? Я попрошу вас  нарисовать на листе бумаги что-нибудь  лимонным соком.  Выдавим сок из лимона в чашку с водой; обмакнём ватную палочку в раствор лимонного сока и напишем что-нибудь на бумаге этой палочкой (затем нужно высушить рисунки).

-Ребята  "чернила" высохли, а теперь  нагреем бумагу над включенной настольной лампой и узнаем, кто что нарисовал.

Что происходит? (Ответы детей)

Вывод: При нагревании лимонный сок темнеет.

Опыт № 2

-Перед вами ватные диски и сок лимона. Для начала я вам капну на диск капельку йода, представим, что это пятно на одежде. Теперь вам нужно вылить сок лимона на пятно. Но прежде чем это сделать, скажите мне, пожалуйста, что, по вашему мнению, произойдет с пятном? (Ответы детей)

-Давайте проверим. Оно действительно исчезло. Какой вывод мы можем с вами сделать? (Ответы детей)

Вывод:  мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.

А теперь немножко отдохнём!

Артикуляционная гимнастика.

1. Представьте, что вы съели кислый лимон. Покажите мне.

2.А сейчас представьте вы выпили лимонад. Лимонад сладкий вкусный.

3.А теперь вы съели корочку лимона.

4. Покушаем  варенье из лимона.

Молодцы!

Опыт № 3.

-Ребята,  сейчас мы с помощью пищевой соды, сока лимона и уксуса надуем воздушный шарик!

-Наливаем воду в бутылку и растворяем в ней чайную ложку пищевой соды. В отдельной посуде смешиваем сок лимона и 3 столовых ложки уксуса и выливаем в бутылку через воронку. Быстро надеваем шарик на горлышко бутылки и плотно закрепляем его изолентой.

-Посмотрите, что происходит!  (Ответы детей). Шарик надувается!

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Релаксация для рук «Лимон»

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что кислый он.

Я его слегка сжимаю -

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

-Вам понравились, ребята, наши исследования?  Какой опыт вам больше всего понравился? (Ответы  детей)

- Мы с вами сделали интереснейшие и удивительные открытия о лимоне, давайте подведем итоги и вспомним, что же мы выяснили в ходе наших экспериментов? (Ответы детей)

Выводы исследования:

1.  Из лимонного сока можно сделать невидимые чернила и писать тайные засекреченные послания, которые при нагревании становятся видимыми.

2. Сок лимона может выводить некоторые пятна с одежды.

3.  Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

- Ребята, в самом начале нашего занятия мы нашли в мешочке семена лимона и узнали, что можно посадить своё собственное лимонное дерево! А вы хотите попробовать вырастить лимонное дерево? (Ответы детей)

-А что нам для этого понадобится? (Ответы детей)

-Совершенно верно - горшки, почва, вода, семена.

- Пройдемте к столу. Перед вами горшки с почвой. Чтобы вы их не перепутали, пометим  их разными наклейками.

- Приступаем к посадке. В этом нам помогут палочки. Жёлтая отметка покажет, какой глубины ямку нужно сделать в почве. С тарелочки берем лимонное семечко, опускаем в ямку или по-другому ее можно назвать лунку, и с помощью палочки засыпаем землей. Чтобы растение росло крепким и здоровым, ему необходима? (Ответы детей).

-Совершенно верно: Вода

- Аккуратно поливаем почву. Ставим наши горшки на подоконник.

- Мы закончили работу в лаборатории. Можно снять защитную одежду.

Рефлексия

-Ребята, хотите поиграть в игру? (ответы детей)

Игра  «Незаконченное предложение…….»

«Сегодня я узнал…..», «Было интересно…..», «Было трудно……..» (Ответы детей)

-Молодцы ребята!  Мы сегодня с вами были исследователями и не беда, если кому-то было трудно. Вы же настоящие ученые, а они все преодолевают много трудностей, чтобы сделать открытия. А сейчас я вас приглашаю  на чай с лимоном и печеньем!

Используемая литература:

1. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». /Под общ.   Ред.      Прохоровой Л. Н. - М.: АРКТИ, 64 с.

2. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». /Рахманова Н. П., Дыбина О. В., - М.: ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

3. "Лимон - природный целитель ", Куликова В. Н. Издательство: АСТ, 2009 г.

4. «Лимон. Выращивание. Уход. Разведение», Шайденкова Л. В., Гаврилов Г.С. Издательство: Харвест, 2006 г.

5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего валеологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир овощей и фруктов»

Сценарий осеннего валеологического развлечениядля детей старшего дошкольного возраста«Волшебный мир овощей и фруктов»...

Проект "Яблоко - волшебный фрукт"

Цель проекта.Обогатить и расширить знания детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.Пропаганда здорового питания среди детей и родителей.Задачи проекта.- Расширить...

Конспект итогового занятия по познавательному развитию в 1 мл. группе «Волшебный мешочек» (овощи и фрукты)

Цель: Закрепить знания детей о фруктах и овощах, их пользе для здоровья человека. Совершенствовать  познавательные способности детей.Задачи:Обучающие:Учить детей различать, называть и классифицир...

Закрепление у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений об овощах и фруктах. Волшебный короб (с элементами Триз-технологии).

Конспект подгрупповой непосредственно образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возрастаучителя-логопеда Поздняковой Светланы АндреевныМБДОУ «ДС № 375 г. Челябинск»...