"Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мушникова Юлия Алексеевна

Представлен доклад по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mushnikova_yu.a.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Встал поутру, умылся, привел себя в порядок –

                                   и сразу же приведи в порядок свою планету.

                                                                             Маленький принц.

 Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окружении. Очень важно основы экологической культуры закладывать с раннего возраста в процессе общения с природой, когда ребенок контактирует с объектами природы, когда затрагиваются чувства малыша.

Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы – в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира – в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности – в период взросления и зрелости.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

Основными задачами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно считать:

  1. Развитие у детей представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы.
  2. Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.
  3. Осознание своего собственного «Я» как части природы.
  4. Развитие опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

        Программ по экологическому воспитанию дошкольников немало: Кондратьева «Мы»; Ашикова «Семицветик»; Рыжова Н. «Наш дом – природа»; Шпотова «Игровая экология»; Плешакова А. А. «Зелёный дом».

     Особый интерес вызывает программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». Главная цель программы – заложить в детях начала осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний.

      Я работаю по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог», так как эта программа представляет систему работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

     С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста.   Игра  рассматривается как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.

     В процессе общения с природой в игровой форме и развития эмоциональной отзывчивости у детей формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

      Дети с интересом играют в экологические игры. Так в игре «Зверь-птица-небылица» воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит «зверь», «птица», «небылица», а он должен назвать (зверя, птицу или небылицу, т. е. то, что не растёт и не живёт, например, дом). В этой игре закрепляются знания детей о животном мире.

     В другой игре «Лисы и зайцы» закрепляются представления об особенностях образа жизни и повадках животных; воспитатель подводит детей к установлению взаимосвязей между образом жизни и внешним видом, питанием и средой обитания.

   А вот в игре «Природа и человек» дети систематизируют знания о том, что создано человеком и что даёт человеку природа.

    Успешно решаются задачи экологического воспитания и на занятиях. Основная цель занятий – заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о её представителях. Так, на занятии «Станем юными защитниками природы», я учу детей отличать хорошие, добрые поступки от иных, воспитываю желание по-доброму относиться к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать. На занятиях  широко использую загадки, пословицы, литературные произведения, а так же наглядные пособия (картинки, иллюстрации, фотографии).

Работа по формированию экологической культуры особенно активизируется во время наблюдений. Я стараюсь организовать наблюдение так, чтобы у детей формировалось отчётливое представление о животных и растениях, о сезонных изменениях в природе.

         В воспитании экологической культуры большую роль играет художественная литература. Дети слушают литературные произведения, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, рассматривают иллюстрации. Особое место отводится произведениям Е. И. Чарушина, В. Бианки. Их произведения доступны и привлекательны для детей дошкольного возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат ребёнка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живёт рядом.

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю выявить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих природные богатства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Воспитание начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам жи...

Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»

Цель  работы -  формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....

Формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СТАТЬЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ ЗНАЧИМОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ УДЕЛЕНИЯ ВНИМАНИЯ ДАННОЙ ТЕ...

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Квест - игра в системе работы по формированию начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)....

Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки

Формирование начал музыкальной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством восприятия классической музыки...