Главные вкладки

    Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию"
    консультация по окружающему миру на тему

    Юрьева Севиль Яшаровна

    Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Юрьева С. Я., воспитатель

    Консультация для воспитателей

    «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию»

    Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

    Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

    Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

    • Педагог-родитель;
    • Педагог-ребенок-родитель.

    Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

    • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
    • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
    • Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
    • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
    • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
    • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
    • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

    Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 1

    «Экологическое образование в семье»

    Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

    1. Что такое экология?

    2. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?

    3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

    4. Посадили ли Вы дерево?

    5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?

    6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

    7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?

    8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?

    9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?

    10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д.?

    11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

    12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

    13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

    14. Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2

    «Экологическое образование в семье»

    Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

    1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.)

    2. Есть ли комнатные растения? Какие?

    3. Кто ухаживает за животными или растениями?

    4. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? – Подчеркнуть или дописать.

    5. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

    6. С какой целью?

    7. Где ребенок обычно проводит лето?

    8. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

    9. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.


    Беседа за круглым столом с родителями детей четырехлетнего возраста

     Тема «Дикие животные»

      

     Цель: вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов обучения ребенка, убедить их в целесообразности. Научить родителей, как интересно загадывать загадки детям, и развивать логическое мышление у детей про диких животных.

     Материалы: платок, мягкие игрушки, домик, ёлки, геометрические фигуры.

     Ход:

    Воспитатель рассаживает родителей полукругом и предлагает

    игру «Угадай кто под платком».

    Описывает зайца: (Он трусишка, он грызёт морковь, у него длинные уши, зимой он белый, летом серый). Если дети ваши отгадывают — открываем платок.

    Описывает лису: (Она живёт в норе, она хитрая, рыжая, у неё пушистый хвост, и если не отгадали, то добавляем: она съела колобка).

    Описывает медведя: (Он живёт в лесу, спит зимой в берлоге, он любит мёд, он косолапый, и в конце добавляем: он сосёт лапу).

    Описывает волка: (Кто зимой холодной, бродит злой голодный, он серый, зубастый, живёт в логово, у него волчата).

    Воспитатель: Дети часто не могут определить и запомнить, почему они дикие животные или домашние животные. Игра «Чей домик?» 

    В одном углу ставим домик, в другом — ёлку. Показываем мишку, спрашиваем: «Где он живёт, какое это животное?», говорим: «Раз, два, три, домой беги», подбегаете к ёлке. (медведь дикое животное. Живёт в лесу), если показываете лошадь, то подбегаете к домику и объясняете, что это домашние животное, не дикое, лошадь в лесу не живёт.

    Воспитатель предлагает сравнить животных, спрашивает: «Что одинаково у всех зверей?» (У всех 4 лапы, хвост, все покрыты шерстью, все живут в лесу, они дикие животные).

    Игра: «Собери животного из геометрических фигур»

    На стол выкладывает геометрические фигуры. Воспитатель предлагает родителям из фигур выложить какого-либо зверя. Родители работают с фигурками. Затем на фланелеграфе выставляются изображения медведя, зайца, лисы.

    Воспитатель: учите детей называть фигуры, беседуйте на тему животные и их детёныши.

    Учите скороговорки, например:

    у ужа – ужата,

    у ежа – ежата.

    Предлагает прочитать детям:

    Е. Шумская «Трус», А. Александрова «Медвежонок Бурин», В. Бланки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата».

    Если вы видите, что у вашего ребёнка плохое настроение, он устал предложите ему изобразить диких животных (белка, заяц, медведь), а вы будите угадывать, или наоборот.

    Желаю вам уделять своим детям чуть-чуть вашего драгоценного времени. Играйте когда идёте по дороге в детский сад, когда стоите у плиты, когда гладите и т.д.

    Родители делятся своим опытом, как они знакомят детей с дикими животными, какие игры проводя.

    Приём, используемый на завершающей беседе за круглым столом.

    Чудесная сумка:

    Воспитатель предлагает участникам круглого стола ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений и навыков. Родители делятся своими впечатлениями.

    Памятка для родителей и детей по экологическому воспитанию

    Запомните правила!

    Охрана растений.

    Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком. 
    Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять её нужно так, чтобы не нанести вреда природе. 
        Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плаун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник. Пастушью сумку, пижму, тысячелистник, птичью гречишку. 
        Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часто растений нужно обязательно оставлять в природе. 
         Бывает, что люди даже не срывая растения, губят их. Причина этого – вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают. 
          В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. 
          В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего    мира выращивают в ботанических садах. 
    Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах. 
          Нельзя забывать о том что в природе всё взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых- опылителей, хищных насекомых, охране птиц.


    Охрана животных.


          Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы- родители могут совсем покинуть гнездо. 
         Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес весной и в начале лета. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей. 
         Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. 
         Обязательно подкармливай птиц зимой. А весной с помощью старших делай для них домики, скворечники. Животные связаны между собой в цепи питания. Поэтому, оберегая одних животных, ты часто помогаешь и другим. Если, например, охранять лягушек, будет больше цапель, которые кормятся лягушками. 
          Животные связаны и с растениями. Если, например, собирать букеты в лесу или на лугу, будет меньше шмелей и бабочек, которым нектар цветов нужен для питания. 
    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


     В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА И БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

    ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы:"Работа с родителями по экологическому воспитанию"

    Влияние природы на детей бесспорно и поэтому она широко используется для воспитания и развития детей. Но сама по себе природа не воспитывает в детях нужных качеств личности, поэтому необходимо р...

    Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

    Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

    Консультация для воспитателей на тему « Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию».

    Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...

    Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию»

      Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы м...

    Консультация для педагогов "Работа с родителями по экологическому воспитанию"

    В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

    Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»

    Работа с родителями по экологическому воспитанию детей на сегодняшний день очень актуальна. Только семья может помочь педагогам решить главную нашу задачу воспитать человека с боль...

    Консультация "Формы работы с родителями по экологическому воспитанию"

    В преентации даны формы работы с родителями по экологическому воспитанию...