НОД познавательной направленности "Муравьиная семейка"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Светлана Петровна Аникьева

 

 

 

«Организация образовательного процесса

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

 включение детей в познавательную деятельность»

 

 

 

 

 

Аникьева Светлана Петровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Енисейск

2016 г.

 

 

 

Пояснительная записка

Занятие  на тему «Муравьиная семейка» разработано для детей 3-4 лет в рамках КТП  «Скоро лето».

Характеристика группы: В группе 23 воспитанника. Есть дети, которым только будет 4 года и есть, которым уже давно 4 года.

В группе  мальчиков 12, девочек 11.  Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда  умеют сами их находить.  Воспитанники  могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Объекты природы интересны детям как объекты для игры, а не познания. Обсуждая различные события (явления природы) пытаются  находить  и приводить самостоятельные аргументы. Умеют выделять характерные свойства объектов и явлений.

 Образовательная работа с детьми осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек».

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие  построено на основе имеющегося детского опыта)

• Принцип активности (поддерживаются детские интересы и инициативы)

• Принцип доступности (соответствует возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Расширение  представлений об объектах живой природы (муравей), формирование доброжелательного  отношения к ним.

Задачи:

·        Активизировать собственный опыт детей, создавая ситуации, где возникает диалог, в ходе которого дети узнают друг от друга что-то новое для себя; создавать ситуации принятия собственных решений, выбора.

·        Налаживать игровое познавательное  взаимодействие со взрослым и сверстниками.

·        Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.

·        Создавать условия для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;

·        Создавать ситуации для освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции.

·        Активизировать проявление эмоциональных состояний и отношений к происходящему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr.urok_2016_anikeva_s.p._.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация образовательного процесса

 в соответствии с требованиями ФГОС ДО:

 включение детей в познавательную деятельность»

Аникьева Светлана Петровна,

воспитатель

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения

 «Детский сад № 16 «Тополек»

       

г. Енисейск

2016 г.

Пояснительная записка

Занятие  на тему «Муравьиная семейка» разработано для детей 3-4 лет в рамках КТП  «Скоро лето».

Характеристика группы: В группе 23 воспитанника. Есть дети, которым только будет 4 года и есть, которым уже давно 4 года. 

В группе  мальчиков 12, девочек 11.  Внимание у детей неустойчивое. Большинство детей хотят заниматься интересными делами, но не все и не всегда  умеют сами их находить.  Воспитанники  могут создавать конструкции из различных материалов по собственному замыслу, удерживая их функциональное назначение. Взаимодействие друг с друг происходит пока по инициативе взрослого, дети отвечают на вопросы, отзываются на просьбы, умеют попросить о помощи.  Проявляют готовность посочувствовать, пожалеть. Объекты природы интересны детям как объекты для игры, а не познания. Обсуждая различные события (явления природы) пытаются  находить  и приводить самостоятельные аргументы. Умеют выделять характерные свойства объектов и явлений.

 Образовательная работа с детьми осуществляется по общеобразовательной программе дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 16 «Тополек».

Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие  построено на основе имеющегося детского опыта)

• Принцип активности (поддерживаются детские интересы и инициативы)

• Принцип доступности (соответствует возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности (образовательная деятельность строится на основе взаимодействия взрослого и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка)

Тип занятия: интегрированное.

Цель занятия:  Расширение  представлений об объектах живой природы (муравей), формирование доброжелательного  отношения к ним.

Задачи:

  • Активизировать собственный опыт детей, создавая ситуации, где возникает диалог, в ходе которого дети узнают друг от друга что-то новое для себя; создавать ситуации принятия собственных решений, выбора.
  • Налаживать игровое познавательное  взаимодействие со взрослым и сверстниками.
  • Поддерживать интерес к совместной деятельности, направлять внимание детей друг на друга.
  • Создавать условия для овладения детьми приемами группировки, нахождения общего и отличного;
  • Создавать ситуации для освоения способов соединения деталей для создания целостной конструкции.
  • Активизировать проявление эмоциональных состояний и отношений к происходящему.

Реализуемые направления развития ребенка:

Социально-коммуникативное: включение ребенка в общение со взрослым и детьми доступными средствами;

Речевое: участие  детей в диалоге,  желание высказываться на близкие ребенку темы из личного опыта, обогащение словаря (муравейник - возможно для кого-то из детей это новое слово).

Познавательное:  расширение представлений об окружающем мире – о насекомых, их месте обитания - через активизацию детского опыта.

Методы и приемы достижения цели:

- прием эмоциональной заинтересованности – музыкальное сопровождение, проблемно-игровые ситуации;

-игровой прием (дидактическая игра; проблемно-игровые ситуации);

-наглядно-практический метод (наличие предмета исследования );

-словесный метод (вопросы к детям, проговаривание вместе с детьми, ситуативный диалог);

-смена детской деятельности;

-смена тембра и звука голоса педагогом;

-удерживание паузы педагогом;

-подыгрывание детям (удивиться, показать, что не знаю);

-незаметное «подбрасывание» предметов;

-использование художественных средств речи (загадка);

- прием сравнения, аналогии;

- сознательное внесение одного предмета для всех (банка с муравьями);

- использование ТСО.

Оборудование: изображения насекомых (муравьи) с разноцветными прищепками, неоформленный и обобщенный материал, необходимый для строительства домиков, банка с муравьями, ТСО.


Структурные компоненты занятия - технологическая карта.

Этап занятия

Задачи этапа

Методы, приемы, формы,

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

Психологический настрой.

Организовать  внимание детей.

Создать атмосферу психологического комфорта, эмоционального настроя.

Музыкальное сопровождение.

Беседа по содержанию песенки.

Заинтересованное внимание к высказываниям детей.

Создает условия для прослушивания песенки.

Организует диалог детей и взрослого.

Выясняет вместе с детьми о ком и о чем песенка.

Слушают песенку, включаются в диалог с воспитателем.

Внимание  детей привлечено.

Состоялось восприятие содержания песенки, введение в тему деятельности

Мотивационно-побудительный

Вызвать желание детей участвовать в  деятельности.

Внесение в предметную среду группы ярких объектов, новых для детей.

Использование художественных средств речи (загадка).

Удержание паузы.

Создание проблемно-игровой ситуации.

Занимает позицию режиссера:

организует познавательное пространство группы.

Занимает позицию заинтересованного наблюдателя: наблюдает за действиями детей с картинками, (при необходимости обращает внимание детей на объекты);  задает выясняющие и уточняющие вопросы.

Обращают внимание на новые объекты, свободно с ними действуют (рассматривают), включаются в диалог с педагогом.

У детей появилось желание подействовать, «поиграть» с картинками.

Практическая деятельность

Организовать детское обследование «муравьев».

Выяснить, что дети уже знают о муравье.

Создавать условия для выдвижения детских гипотез и простейших умозаключений, поддерживать любые детские высказывания и рассуждения  по содержанию деятельности.

Поощрять самостоятельные открытия детей в области познания окружающего мира.

Поддерживать эмоциональные проявления детей.

Поддерживать детский интерес сменой деятельности.

Инициировать эмоциональные проявления к явлениям природы (гроза, дождь, солнышко, щебет птиц…)

Наглядно-практический метод (наличие предмета исследования у каждого ребенка).    Дидактическая игра на классификацию.      Прием сравнения, аналогии.            Создание проблемно-игровой ситуации. Использование звуков природы.      Ситуативный разговор. Свободное общение с детьми.                Сознательное внесение одного предмета для всех детей (банка с муравьями).

Организует и направляет действия детей, направляет детей друг на друга.                Организует дидактическую игру.

Инициирует проговаривание действий, признаков, названий, выдвижение гипотез и проговаривание умозаключений, внимательно их выслушивая  и обращая внимание других детей на эти высказывания. Переключает и привлекает внимание детей на звуки природы, к явлению природы, создает ситуацию выяснения (что за явление, каковы его последствия для окружающих, что мы чувствуем, когда они происходят), организует детское продуктивное взаимодействие в группах. Привлекает внимание к новому объекту (банка с муравьями) и организует детские рассуждения о ее содержимом.        Организует переход к следующей деятельности.

Дети включаются в деятельность: рассматривают картинки насекомых, рассуждают и выдвигают в отношении их свои предположения, принимают проблемно-игровую ситуацию и включаются в игровое взаимодействие.

Действуют с неоформленным и обобщенным материалом.

Дети направлены к своему опыту,  

включены в практическую деятельность с картинками, включены в игровое познавательное взаимодействие.

Рефлексия

Инициировать эмоциональное отношение детей к живым объектам (муравьи)

Вопрос к детям: что вы чувствуете к муравьям в банке.

Предлагает детям высказаться, задает уточняющие вопросы, заинтересованно выслушивает  и  поддерживает их высказывания и эмоциональные проявления.

Проявляют эмоциональное отношение к живым объектам (муравьям).

Состоялась мотивация к следующей деятельности.

Сценарный план занятия

Ход занятия в соответствии с этапами

Действия воспитателя и детей

  1. Психологический настрой

Воспитатель организует внимание детей, создает условия для прослушивания песенки. (Звучит песенка «Про муравья»). 

Педагог организует ситуативный разговор,  выясняет о ком  и о чем  песенка.  

  1. Мотивационно-побудительный этап

Усиливая впечатления детей, воспитатель предлагает отгадать загадку (про муравья), и при необходимости обращает внимание детей на внесенные картинки, (если дети сразу  не догадаются и сами не заметят картинки), предлагает выбрать себе понравившуюся и  ждет  детских действий (предлагает рассмотреть, кто на них изображен, обратить внимание на их сходство или отличия, дает возможность немного поиграть с ними и д.т.).

После этого сразу организует проблемно-игровую ситуацию :

«Муравьи разбежались по группе, а мой муравьишка хочет домой,  в свою семейку». Давайте найдем моему муравью и всем остальным свои семейки.

(муравьи разные по цвету и прикреплены к разноцветным прищепкам)

  1. Практическая деятельность детей
  1. Педагог наблюдает за действиями детей, при необходимости организует и направляет действия детей.

(Создает проблемную ситуацию) Предлагает выяснить, какая семья самая большая, а какая маленькая. Направляет интерес детей друг на друга, задает выясняющие и уточняющие вопросы в зависимости от сложившихся ситуаций.

Дети различными способами объединяют, считают, сравнивают и измеряют семьи, объясняя  свои действия, делают выводы.

Выслушиваются все детские варианты ответов.

  1. Воспитатель переключает внимание детей на звуки природы, к явлениям природы. (Звучание грома, затем дождя). Выясняет, что за явление и что нужно делать. (Создает проблемную ситуацию). Выслушивает версии детей, держит паузу, при необходимости начинает спасать своего муравья (строит домик из подручных материалов) и предлагает  детям спасти своих муравьев. В ходе развернувшейся деятельности выясняет, какие получаются домики и могут ли они спрятать, защитить всю муравьиную семью.

Дети включаются в общее дело (в группах и индивидуально) .

  1.  Воспитатель вновь привлекает внимание детей на звуки природы (окончание дождя, пение птиц) Выясняет, что за  звуки. Дети обнаруживают (при необходимости, обращает внимание детей на банку с живыми муравьями).
  2. Организует ситуативный разговор, выясняя, как банка могла попасть к нам. Воспитатель выслушивает версии детей, их предположения, о возможности/невозможности жизни муравьев в группе, рассуждения детей и  варианты действий на благо  муравьев.  (Создание проблемной ситуации).  Дети рассуждают и  проговаривают свои версии. В ходе разговора, может выясниться, что муравьи живут и на нашем участке.
  1. Рефлексия (предпосылки)
  1. Педагог предлагает детям высказаться о своем отношении к муравьям (Жалко их, что в банке, не могут побегать, не дома…)
  2. При необходимости педагог предлагает отнести муравьев на участок и посмотреть, что же с ними произойдет.
  3. Дальнейшая деятельность переходит на участок.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию  Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...

презентация к конспекту непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст

Презентация к конспектунепосредственно образовательная деятельностьпо познавательно - речевому развитию Тема: «Солнышкина семейка» Старший дошкольный возраст...

Познавательное развитие" Петушок и его семейка"

Конспектнепосредственной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»во второй группе раннего возраста на тему:«Петушок и его семейка»...

Открытое интегрированное занятие по познавательному развитию для родителей с детьми старшей группе №7 «Дружная семейка», 1 часть ТЕМА: « Путешествие в царство геометрических фигур».

Задачи:1.Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).2.Учить решать логические з...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Солнечная семейка»

Уточнить имеющиеся у детей знания о Солнечной системе, помочь детям различить понятия «звезда», «планета», «спутники». Дать понятия о вращении Земли и солнечном зат...

во второй группе раннего возраста №1 «Теремок» по познавательному развитию на тему: «Петушок и его семейка»

Продолжать формировать умение, называть домашних птиц.Закреплять и углублять знания о птицах: различать части тела, кто как кричит, чем питаются.Формировать умение раскатывать комочек теста между ладо...

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в группе раннего возраста «Петушок и его семейка».

Учить  детей узнавать на картинке и в игрушках домашних птиц ( петушок, курица) и их детенышей (цыпленок) и называть их....