Главные вкладки

    Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Свойства воздуха»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Куприянова Наталья Леонидовна

     Цель данной разработки формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его значимости в жизни человека и природы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_svoystva_vozduha.docx24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект

    непрерывной образовательной деятельности

    Образовательная область  «Познавательное развитие»

    Тема: «Свойства воздуха»

    Группа дошкольного возраста (с 5-ти до 6 –ти лет)

    Цель: развивать познавательную активность, используя приемы поисковой деятельности.

    Задачи:

     Обучающие:

    Формировать представления детей дошкольного возраста о воздухе, его свойствах и качествах, его значимости в жизни человека и природы;

    Обогащать и активизировать словарь, используя слова: опыт, воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Развивающие: 

    Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи при проведении поисковой деятельности и делать выводы;
    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к поисковой деятельности.

    Образовательные области:

    - Познавательное развитие;

    - Социально-коммуникативное развитие;

    - Речевое развитие;

    - Физическое развитие.

    Материалы и оборудование: Пустая жестяная банка с крышкой, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по одному на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные веера на каждого ребёнка. Коробочки с «запахом» и без запаха по одной  на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, круги, по одному зеленому и красному на каждого ребенка.  Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.

    Используемые технологии (методы):

    - проблемное обучение;

    - здоровьесберегающие технологии;

    - игровые.

    Ход непрерывной образовательной деятельности:

     Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Меня зовут Наталья Леонидовна.

    Давайте возьмемся за руки и пожмем друг другу руки, так мы поздоровались и улыбнемся, чтобы весь день сегодня было хорошее настроение.
    Ребята, сегодня у нас будет непростое занятие, вы будете настоящими исследователями. Вы хотите быть исследователями? (ответы детей).

    Я вам принесла что-то интересное, оно находится в этой баночке.  

    - Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает баночку, она пустая)

    - Смотрите внимательно, я ее открываю, и мы с вами видим….

    Что же в ней? (ответы детей)

    - Нет, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    "Через нос проходит в грудь

    и обратный держит путь.

    он невидимый, но все же

    без него мы жить не можем". (Воздух).

    Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Хотите?

    - Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас? (ответы детей)

    - Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (ответы детей)

    - Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. А если он невидимый, может его, и  вовсе нет?  Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)

    - Давайе мы с вами его поймаем, и тогда узнаем, есть воздух вокруг нас или нет. Хотите, я научу вас ловить воздух? (ответы детей)

    Опыт 1. «Поймаем воздух»

    - Давайте возьмем полиэтиленовый пакет. Потрогаем, пощумаем, что в нем лежит? (ответы детей)

    Теперь, его раскроем, быстро закроем и зарутим. Что случилось с пакетом? (ответы детей)

    - Пакет стал толстый. Как вы думаете почему? (ответы детей)

    Да, он полон воздуха, и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете.

    - Теперь развяжем пакет. Что произошло с пакетом? (ответы детей)

    Пакет опять стал тоненьким. Почему? (ответы детей)

    - В нём нет воздуха, он весь вышел.

    - Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

    Вывод (делают дети: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку).

    Ответы детей воспитатель обобщает

    Опыт 2 «Человек дышит воздухом»

    Помните загадку

    "Через нос проходит в грудь

    и обратный держит путь.

    Зачем он проходит через грудь? (ответы детей)

    - А чем мы с вами дышим? (воздухом). А давайте это проверим, точно ли мы дышим воздухом. Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? (ответы детей). Вот эти пузырьки и есть воздух.

    Значит мы с вами доказали, что мы дышим воздухом.

    Опыт 3 «Воздух можно услышать».

    - А вы знаете, что,  воздух можно услышать? (ответы детей)

    - Как же нам это сделать?

    - Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (ответы детей)

    - А теперь, спустите наши шарики. Что произошло? Что мы услышали? (ответы детей)

    Вывод: воздух может звучать, его можно услышать.

    Опыт 4 «Ветер – это движение воздуха».

    - Итак, мы с вами узнали, что воздух вокруг нас. А как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? (ответы детей)

    - Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (ответы детей) 

    - Давайте попробуем сделать ветер при помощи несложного упражнения. (Физминутка «Ветер»)

    Дует ветер нам в лицо,                                  махи руками в лицо
    Закачалось деревцо,                                       руки вверху, наклоны
    Ветерок всё тише, тише,                                приседание
    Деревцо всё выше, выше,                              поднимание вверх на носочках

    - Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (ответы детей)

    - Какой делаем вывод? Что же такое ветер? (ответы детей)

    Вывод: Когда воздух движется, получается ветер.

    Опыт 5 «Воздух не имеет запаха»

    - А имеет ли воздух запах? Как вы думаете? (ответы детей)

    - Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

    - Предлагаю в этом убедиться. В этих маленьких коробочках были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. (ответы детей)

    - Значит, чем может пахнуть воздух?  (ответы детей) 

    - А как выдумаете, чем еще может пахнуть воздух. (Ответы детей: может пахнуть свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

    - Какой мы можем сделать вывод? Имеет ли воздух запах?

    Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

    Опыт 6 «Воздух легче воды»

    - Как вы думаете, что легче воздух или вода?

    - Ребята, у вас на столах лежат коробочки пустые. А точно они пустые? И коробочки с разными предметами внутри. Пробуйте их "утопить". Какие коробочки утонули, а какие остались плавать? Почему они не утонули? (ответы детей)

    Вывод: Воздух легче воды.

    Опыт 7 «Воздух может двигать предметы»

    - Вы можете двигать предметы? А кто еще может двигать предметы? А вы знаете, что и воздух тоже может двигать их?

    - Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).

    - Почему она полетела? (ответы детей)

    - Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

    Вывод: Воздух может двигать предметы.

    Итак, мы познакомились с воздухом и его свойствами.

    - Итак, что же такое ВОЗДУХ? (ответы детей)

    -  Давайте еще раз все вспомним. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

    - Воздух окружает нас со всех сторон.

    - Воздух можно услышать.

    - Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

    - Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

    - Ветер – это движение воздуха.

    - Способ обнаружения воздуха - «поймать» и поместить его в в оболочку.

    - Воздух может двигать предметы.

    - Воздух тяжелее воды.

    - Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Теперь вы настоящие юные исследователи!

    - До свидания!

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»

    Непосредственно образовательная деятельностьс детьми средней группыпо образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»...

    Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – исследовательское развитие » Тема: «Путешествие в Цифроград»

    Программное содержание:1.      Учить детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник,  овал и группировать их по цвету.2....

    Конспект НОД в старшей группе Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема: «Удивительные свойства воздуха»

    Познавательное и художественно-эстетическое развитие Тема «Удивительные свойства воздуха»...

    Конспект Непосредственной организованной деятельности с воспитанниками средней группы общеразвивающей направленности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Свойства соли»

    Технологическая карта непосредственно организованной образовательной деятельности Цель: Создать условия для расширения знаний  детей о соли и ее свойствах через игру.Психолого-педагогические...