Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему:
    Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»

    Минина Елена Ивановна

    Непосредственно образовательная деятельность

    с детьми средней группы

    по образовательной области

     «Познавательное развитие»

     

    Тема: «Где спрятался воздух?»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\портфолио воспитателя2\2.jpg

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №7»

    Непосредственно образовательная деятельность

    с детьми средней группы

    по образовательной области

     «Познавательное развитие»

    Тема: «Где спрятался воздух?»

                                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                 Минина Е.И

    Г.Ефремов

    2014г

    Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.

    Программное содержание:

    1. Учить детей проводить эксперименты.
    2. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
    3. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
    4. Познакомить со свойствами  воздуха и способами его обнаружения.
    5. Развивать навыки проведения опытов.
    6. Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
    7. Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
    8. Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты

    Оборудование:

    1. Полиэтиленовые пакеты
    2. Пластмассовые мячи
    3. Мячи, вылепленные из пластилина
    4. Миски с водой
    5. Пластиковые одноразовые стаканы
    6. Трубочки для сока
    7. Чеснок
    8. Бумажные веера
    9. Воздушные шары

    Предварительная работа:

    1. Беседы о воздухе и его необходимости
    2. Разучивание стихотворений
    3. Разучивание физкультминутки
    4. Изготовление вееров из бумаги

    Ход НОД

    1 часть:

    1. создание игровой ситуации

    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.

    Собрались все дети в круг:

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)

    1,2,3 – волшебство скорей приди!

    Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?

    А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

    2 часть:

    2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  

    2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»

    Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.

    2.3 Опыт  «Тонет – плавает»

    Воспитатель:  перед вами на столе пластмассовые мячики и  мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.

    А теперь немножко отдохнем.

    2.4 Физкультминутка

    Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

    Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

    Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

    Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

    Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

    И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

    Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

    Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики

    3часть:

    3.1 Опыт  «Что в стакане?»

    Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?  Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

    Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

    Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

    А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

    А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.

    3.2 Чтение стихотворения

    Аресений

    Он – прозрачный невидимка,

    Легкий и бесцветный газ.

    Невесомою косынкой

    Он окутывает нас.

    Женя

    Он в лесу – густой, душистый,

    Пахнет свежестью смолистой,

    Пахнет дубом и сосной,

    Земляникой и травой.

    Надя

    Летом он бывает тёплым,

    Веет холодом зимой,

    Осенью – сырой, прохладный,

    Ароматный он весной

    Вика

    Мы о нём не говорим.

    Просто мы его вдыхаем –

    Он ведь нам необходим.

    И мы все об этом знаем.

    Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

    3.3 Опыт  «Воздух в человеке»

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.

    3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»

    Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,

    Если разрежем апельсин – апельсиновый,

    Если очистим мандарин – мандариновый и т.д

    Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?

    Дети: Да.

    3.5 Опыт « Ветер»

    Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Воспитатель:  Значит, когда воздух движется, получается ветер.

    4 часть:

    Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,

    - что воздух постоянно нас окружает;

    - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - что воздух есть внутри предметов;

    - что воздух есть внутри людей;

    - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

    - что ветер - движение воздуха.

    А теперь давайте с вами отдохнем.

    5 часть

    Аутотренинг

    Закройте глаза и лягте на ковер.

    Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

    Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №7»

    Непосредственно образовательная деятельность

    с детьми средней группы

    по образовательной области

     «Познавательное развитие»

    Тема: «Где спрятался воздух?»

                                                                                                                          Воспитатель:

                                                                                                 Минина Е.И

    Г.Ефремов

    2014г

    Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.

    Программное содержание:

    1. Учить детей проводить эксперименты.
    2. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
    3. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
    4. Познакомить со свойствами  воздуха и способами его обнаружения.
    5. Развивать навыки проведения опытов.
    6. Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
    7. Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
    8. Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты

    Оборудование:

    1. Полиэтиленовые пакеты
    2. Пластмассовые мячи
    3. Мячи, вылепленные из пластилина
    4. Миски с водой
    5. Пластиковые одноразовые стаканы
    6. Трубочки для сока
    7. Чеснок
    8. Бумажные веера
    9. Воздушные шары

    Предварительная работа:

    1. Беседы о воздухе и его необходимости
    2. Разучивание стихотворений
    3. Разучивание физкультминутки
    4. Изготовление вееров из бумаги

    Ход НОД

    1 часть:

    1. создание игровой ситуации

    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.

    Собрались все дети в круг:

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)

    1,2,3 – волшебство скорей приди!

    Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?

    А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

    Через нос проходит в грудь,

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но все же

    Без него мы жить не сможем.

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать.

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Дети: Воздух!

    Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

    Дети: Нет, не видим.

    Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

    Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

    Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

    Дети: Да.

    2 часть:

    2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом

    Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

    Дети: Он пуст.

    Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

    Дети: В нём нет воздуха.

    Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  

    2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»

    Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.

    2.3 Опыт  «Тонет – плавает»

    Воспитатель:  перед вами на столе пластмассовые мячики и  мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.

    А теперь немножко отдохнем.

    2.4 Физкультминутка

    Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

    Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

    Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

    Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

    Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

    И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

    Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

    Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики

    3часть:

    3.1 Опыт  «Что в стакане?»

    Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?  Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

    Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

    Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

    А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

    А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.

    3.2 Чтение стихотворения

    Аресений

    Он – прозрачный невидимка,

    Легкий и бесцветный газ.

    Невесомою косынкой

    Он окутывает нас.

    Женя

    Он в лесу – густой, душистый,

    Пахнет свежестью смолистой,

    Пахнет дубом и сосной,

    Земляникой и травой.

    Надя

    Летом он бывает тёплым,

    Веет холодом зимой,

    Осенью – сырой, прохладный,

    Ароматный он весной

    Вика

    Мы о нём не говорим.

    Просто мы его вдыхаем –

    Он ведь нам необходим.

    И мы все об этом знаем.

    Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

    Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

    3.3 Опыт  «Воздух в человеке»

    Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

    Дети: Выходят пузырьки.

    Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

    Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.

    3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»

    Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,

    Если разрежем апельсин – апельсиновый,

    Если очистим мандарин – мандариновый и т.д

    Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?

    Дети: Да.

    3.5 Опыт « Ветер»

    Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

    Дети: В лицо дует ветерок.

    Воспитатель:  Значит, когда воздух движется, получается ветер.

    4 часть:

    Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,

    - что воздух постоянно нас окружает;

    - что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

    - что воздух есть внутри предметов;

    - что воздух есть внутри людей;

    - что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

    - что ветер - движение воздуха.

    А теперь давайте с вами отдохнем.

    5 часть

    Аутотренинг

    Закройте глаза и лягте на ковер.

    Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

    Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

    Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....

    Методическая разработка совместной образовательной деятельности с детьми средней группы Образовательная область «Познание» Тема: «Приключения с Буратино»

    Цели: развивать представления детей о геометрических фигурах.Задачи: развивать умение соотносить форму предметов и с известными детям геометрическими фигурами, познакомить с пространственными от...

    Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

    Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития:  охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!»с использованием здоровьесб...

    Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» с использованием ИКТ /мультимедийная презентация/ и здоровьесберегающих технологий

    Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» Цель: Расширить  общие представления о ...

    План-конспект образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологии Тема: «Важные дела»

    Задачи:1.     Формировать представления у детей о труде, как основе жизни человека.2.     Расширять знания детей о необходимости и важности разных профессий.3....