Непосредственно образовательная деятельность с детьми средней группы по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Где спрятался воздух?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Минина Елена Ивановна

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми средней группы

по образовательной области

 «Познавательное развитие»

 

Тема: «Где спрятался воздух?»

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\портфолио воспитателя2\2.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми средней группы

по образовательной области

 «Познавательное развитие»

Тема: «Где спрятался воздух?»

                                                                                                                      Воспитатель:

                                                                                             Минина Е.И

Г.Ефремов

2014г

Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.

Программное содержание:

  1. Учить детей проводить эксперименты.
  2. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  3. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
  4. Познакомить со свойствами  воздуха и способами его обнаружения.
  5. Развивать навыки проведения опытов.
  6. Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
  7. Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
  8. Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты

Оборудование:

  1. Полиэтиленовые пакеты
  2. Пластмассовые мячи
  3. Мячи, вылепленные из пластилина
  4. Миски с водой
  5. Пластиковые одноразовые стаканы
  6. Трубочки для сока
  7. Чеснок
  8. Бумажные веера
  9. Воздушные шары

Предварительная работа:

  1. Беседы о воздухе и его необходимости
  2. Разучивание стихотворений
  3. Разучивание физкультминутки
  4. Изготовление вееров из бумаги

Ход НОД

1 часть:

  1. создание игровой ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)

1,2,3 – волшебство скорей приди!

Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?

А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

2 часть:

2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  

2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»

Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.

2.3 Опыт  «Тонет – плавает»

Воспитатель:  перед вами на столе пластмассовые мячики и  мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.

А теперь немножко отдохнем.

2.4 Физкультминутка

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики

3часть:

3.1 Опыт  «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?  Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.

3.2 Чтение стихотворения

Аресений

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Женя

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной,

Земляникой и травой.

Надя

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Осенью – сырой, прохладный,

Ароматный он весной

Вика

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

И мы все об этом знаем.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

3.3 Опыт  «Воздух в человеке»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.

3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»

Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,

Если разрежем апельсин – апельсиновый,

Если очистим мандарин – мандариновый и т.д

Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

3.5 Опыт « Ветер»

Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель:  Значит, когда воздух движется, получается ветер.

4 часть:

Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

А теперь давайте с вами отдохнем.

5 часть

Аутотренинг

Закройте глаза и лягте на ковер.

Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7»

Непосредственно образовательная деятельность

с детьми средней группы

по образовательной области

 «Познавательное развитие»

Тема: «Где спрятался воздух?»

                                                                                                                      Воспитатель:

                                                                                             Минина Е.И

Г.Ефремов

2014г

Цель: развивать познавательную активность и исследовательскую деятельность в процессе экспериментирования с воздухом и водой.

Программное содержание:

  1. Учить детей проводить эксперименты.
  2. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
  3. Обобщить и уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
  4. Познакомить со свойствами  воздуха и способами его обнаружения.
  5. Развивать навыки проведения опытов.
  6. Воспитывать аккуратность при проведении экспериментов.
  7. Активизация словаря: прозрачный, плавает, тонет
  8. Обогащение словаря: ученые, исследования, лаборатория, опыты

Оборудование:

  1. Полиэтиленовые пакеты
  2. Пластмассовые мячи
  3. Мячи, вылепленные из пластилина
  4. Миски с водой
  5. Пластиковые одноразовые стаканы
  6. Трубочки для сока
  7. Чеснок
  8. Бумажные веера
  9. Воздушные шары

Предварительная работа:

  1. Беседы о воздухе и его необходимости
  2. Разучивание стихотворений
  3. Разучивание физкультминутки
  4. Изготовление вееров из бумаги

Ход НОД

1 часть:

  1. создание игровой ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Согласны? (Да). Давайте сделаем круг.

Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (закройте глазки)

1,2,3 – волшебство скорей приди!

Вот мы и очутились в лаборатории «Любознайка», где мы сегодня узнаем много нового и интересного и станем настоящими учеными. А кто же такие ученые?

А вот что мы будем сейчас исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

2 часть:

2.1 Опыт с полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.  

2.2 Дидактическая игра «Где живет воздух?»

Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На море! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Внутри них воздух, поэтому они не тонут и удерживают людей на воде. Вывод: если внутри чего-нибудь есть воздух, то этот предмет будет плавать. Давайте это проверим.

2.3 Опыт  «Тонет – плавает»

Воспитатель:  перед вами на столе пластмассовые мячики и  мячи из пластилина. Давайте опустим в воду пластмассовые мячи. Что с ними происходит? (они плавают). А теперь давайте опустим в воду мячи из пластилина.Что происходит? (они утонули) Вывод: если внутри чего – то есть воздух, то этот предмет плавает.

А теперь немножко отдохнем.

2.4 Физкультминутка

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Воспитатель: Отдохнули, а теперь прошу всех за столики

3часть:

3.1 Опыт  «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?  Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде? Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Какой можно сделать вывод? При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

А я знаю, что наши ребята знают стихотворение про воздух и сейчас его расскажут.

3.2 Чтение стихотворения

Аресений

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Женя

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной,

Земляникой и травой.

Надя

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Осенью – сырой, прохладный,

Ароматный он весной

Вика

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

И мы все об этом знаем.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

3.3 Опыт  «Воздух в человеке»

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его. Мы с вами почуяли запах. Вывод: воздух не имеет запаха, но доносит запахи до нас.

3.4 Дидактическая игра «Вкусный запах»

Если разрезать яблока кокой мы почуем запах – яблочный,

Если разрежем апельсин – апельсиновый,

Если очистим мандарин – мандариновый и т.д

Если не всем по нраву запах чеснока, то мы может от него избавиться с помощью ветра. Ребята, хотите устроить ветер?

Дети: Да.

3.5 Опыт « Ветер»

Воспитатель: Давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель:  Значит, когда воздух движется, получается ветер.

4 часть:

Вот как много нового мы сегодня с вами узнали. Мы узнали,

- что воздух постоянно нас окружает;

- что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

- что воздух есть внутри предметов;

- что воздух есть внутри людей;

- что воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- что ветер - движение воздуха.

А теперь давайте с вами отдохнем.

5 часть

Аутотренинг

Закройте глаза и лягте на ковер.

Воспитатель: Мы с вами на лугуЯрко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?

Его принесло ветром. Я хочу каждому из вас подарить по воздушному шарику, чтобы вы не забыли все то, что мы сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"

Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!» с использованием ИКТ и здоровьесберегающих технологий

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития:  охрана жизни и здоровья «Сам себе помогу – я здоровье сберегу!»с использованием здоровьесб...

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» с использованием ИКТ /мультимедийная презентация/ и здоровьесберегающих технологий

Организованная образовательная деятельность с детьми средней группы в области познавательного развития: интегрированное занятие «Мой любимый город» Цель: Расширить  общие представления о ...

Непосредственная образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста, область «Познавательное развитие» Тема: «Зеленая аптека. Лекарственные травы, цветы»

Программное содержаниеФормировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.Дать представление о простейших лекарств...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО "Познавательное развитие" Тема "Дикие животные Алтайского края"

Конспект организованной  образовательной деятельности с детьми средней группы по ОО «Познавательное развитие»....

Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по художественно-эстетическому развитию на тему «Платье для куклы»

А знаете, есть вид декоративно-прикладного искусства, в котором используются яркие красочные орнаменты-горизонтальные и вертикальные линии, узоры-клетки, большие и маленькие кружочки, солнышки. Этот в...