Конспект поисково - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Мир бумаги».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Свинцова Е.Д.

расширять представления детей о бумаге, ее свойствах

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Зеленогорская средняя общеобразовательная школа»

Конспект поисково - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы

«Мир бумаги».

 Подготовила: Свинцова Е. Д

                                                         воспитатель

Март 2018год.  

Цель НОД: расширять представления детей о бумаге, ее свойствах.

Задачи НОД:

-сформировать представление о разнообразии видов бумаги;

-познакомить детей с процессом изготовления бумаги;

-развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

 - систематизировать знания детей о свойствах бумаги;

- воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать бережное отношение к бумаге;  

Предварительная работа: информационно – исследовательский проект  «Мир бумаги».

Материалы и оборудование: кусочки бересты и кожи, камни, разнос с песком, пласт глины, кисточки, краски, угольки, острые палочки, гусиные перья, осиные гнезда, образцы бумаги (салфетка, калька, гофрокартон, упаковочная, рисовальная, наждачная), ножницы, ванночки с водой, ватные палочки, растительное масло, кружки красного и зеленого цветов, мнемотаблица, мультимедийное оборудование.

Ход НОД:

На столе: кусочки бересты и кожи, крупные камни, пласты глины, разнос с песком. Отдельно на разносе: кисточки, краски, острые палочки, угольки, гусиные перья.

-Ребята, посмотрите на все эти материалы и ответьте – что их может объединять? Для чего люди в разное время их использовали?

(ответы детей)

-Все эти материалы люди использовали для того, чтобы передавать друг другу послания.

-Чем люди писали на этих материалах? (кисточками, гусиными перьями, палочками, угольками)

-Почему люди писали на этих материалах? (не было бумаги)

-Где придумали бумагу?

-Как люди используют бумагу? (книги, поделки, упаковка, рисование)

-Какие виды бумаги вы знаете?

-Из чего делают бумагу?

-Как делают бумагу?

-Вначале деревья спиливают, привозят на целлюлозно-бумажный комбинат. Там стволы деревьев очищают от коры, измельчают и долго варят в больших котлах с добавлением различных химических веществ. Затем эта масса пропускается между валами, где отжимается лишняя вода. Затем бумага прессуется, сушится, полируется и становится гладкой, блестящей, такой, какой мы привыкли ее видеть.

Физкультминутка.

-Ребята, как вы думаете, в окружающем нас мире, в природе, кто-то кроме человека может делать бумагу?

(ответы детей)

(показ осиного гнезда)  

-Как вы думаете, что это такое и из чего сделано? (это бумага)

-А кто же сделал эту бумагу?

-Ребята эту бумагу сделали осы. Осы - большие труженицы. Крепкими челюстями они пережевывают волокна старой древесины, превращая ее в мягкую, влажную массу. Затем ловкими, быстрыми лапками разглаживают эту массу, делая из нее тонкий листок. Он высыхает – осиная бумага готова. Уже потом из нее осы делают себе домики.

-Ребята, предлагаю вам стать исследователями. Мы проведем с вами ряд экспериментов, а их результаты занесем в таблицу. Красный значок поставим, если, по вашему мнению, бумаге не понравится опыт, а зеленый – если понравится. Занимайте свои места. Итак – начинаем.

Опыт №1.

 -Возьмите по одному образцу бумаги и сомните его. У всех бумага смялась? А всем легко было ее смять? Как вы думаете, почему?

Вывод: бумага мнется, но чем толще бумага, тем труднее ее смять.

-А теперь попробуйте бумагу разгладить. Где мы можем использовать мятую бумагу? Какие поставим значки?

Опыт №2

-Теперь мы будем бумагу купать. Опустите свои образцы в ванночки с водой. Что происходит?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокла, но ей потребовалось больше времени. 

-Понравилось бумаге купаться? Какие значки поставим?

Опыт №3

-Теперь вам предстоит разрезать бумагу. Все смогли разрезать бумагу? Легко ли вам было ее разрезать?

Вывод: бумага режется, но тонкая режется легче.

-Какие значки поставим в таблице?

Опыт №4

- Следующее испытание для бумаги – растительное масло. Намочите ватные палочки в  масле и оставьте ими след на бумаге. Что произошло?

Вывод: масло пропитывает бумагу.  

-Боится бумага масло? Поставьте значки в таблицу.

Опыт №5

- Сейчас мы выясним – умеет ли бумага летать? Возьмите образцы и подуйте на них. У всех бумага полетела?

Вывод: тонкая бумага летит, бумага потолще только сдвигается с места и на нее дуть нужно сильнее.  

- Какие значки ставим?

Опыт №6

- Следующий опыт я проведу сама, а вы внимательно наблюдайте. Беру образцы бумаги и поджигаю. Что происходит?

Вывод: бумага быстро загорается и быстро сгорает. Не кладите бумажные предметы возле открытого огня – может случиться пожар!  

- Заполните таблицу.

Опыт №7     

- Ребята, возьмите листы бумаги и положите их на деревянные брусочки. А теперь поставьте баночки с водой на бумагу. Что произошло? (баночки оказались на столах, только картон выдержал). Почему так произошло? (картон сделан из нескольких слоев бумаги). Теперь давайте посмотрим, что получится, если мы сложим ваши образцы «гармошкой». Теперь   попробуйте поставить баночки с водой на «гармошку». Что-то изменилось?  

 Вывод: бумага, сложенная в несколько слоев крепче, чем однослойная.

Итог занятия.

-Ребята, что нового вы сегодня узнали?

-Что вам больше всего понравилось?

-Что вы сегодня расскажете маме или папе?

-Какое то задание показалось вам сложным?         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" подготовительная группа

Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") (подготовительная к школе группа)...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Свойства воды»

Интеграция  образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Цель: Совершенствовать представления детей о разнооб...

Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности для детей старшей группы на тему:«Превращения. А что это такое?»

Цели: Знакомство со словом «превращения», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращение на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал». Освоение схемы «превращ...

Познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Эта удивительная бумага»

Цель: развитие познавательной активности и расширение  представлений детей  о свойствах и качествах бумаги.Задачи:Образовательная: ü Дать детям первоначальные знания об изобретении бума...

Конспект поисково-исследовательской деятельности "Свойства воздуха" средняя группа

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Вода - растворитель»

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды....

Конспект поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: "Свойства воды"

ПознаниеЦели:-выявить свойства воды (прозрачная, не имеет вкуса, запаха);-развивать мыслительные процессы, наблюдательность, умение делать вывод;-воспитывать интерес к поисково-исследовательской...