Конспект НОД по природно-исследовательской деятельности "Посадим растения сами"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Маркушева Алина Феликсовна

Конспект НОД по природно-исследовательской деятельности «Посадим растения сами»

Старшая  группа №9  «Ромашка»

Воспитатель Маркушева А.Ф.

 

Ход:

 

Организационный  момент.

Здравствуй, небо голубое  (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое  (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок  (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Загадывание загадки.

-К нам сегодня пришёл герой знакомой вам сказки, а кто он  - догадайтесь.

У отца  был  мальчик странный, 
Необычный, деревянный, 
На земле и под водой 
Ищет ключик золотой, 
Всюду нос сует свой длинный… 
Кто же это? ...                  ( Буратино)

 

Мотивация  (игровой момент).

Воспитатель ( от имени Буратино):

-Здравствуйте, ребята ! Вы знаете, в какой сказке я живу?

После того, как мы с моими друзьями открыли волшебную дверь золотым ключиком, я стал послушным – всегда слушаю своего папу Карло. А ещё  я  стал  благоразумным  и  по  совету Умного Сверчка  стал ходить в школу; я там учусь читать, писать, считать – мне  всё  в школе нравится !  Но  только….

Воспитатель:

-Что? Что  тебе  там  не  нравится  ?

Буратино:

- Там  совсем  нет  никаких  растений….И я  пришёл  к  вам  за  помощью.

Воспитатель:

-Поможем , ребята ?  А как  можно  помочь  ему  ?? 

Садись, Буратино, и слушай.

 

Актуализация  знаний.

Воспитатель:

Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,

И в парке,  и в саду, и даже на пруду.

Поднимут настроение зеленые…               ( растения ).

 

- Мы с вами живём на чудесной планете Земля. На нашей планете можно встретить очень много самых разных растений. Не зря в пословице говорится:  «Растение – Земли украшение».

- Где встречаются растения  ? ( ответы детей : по всему земному шару, на лугах, в полях, в горах, в лесах, в степях, и даже на скалах, и в сыпучих песках, и в воде)

 - Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным; они делают воздух чище. Но для того, чтобы растения росли, им нужны определённые условия.  Назовите, какие ? (ответы детей : тепло, свет, воздух, питание).

- Наука, изучающая растения, называется ботаника. На земле существует огромное множество растений, они очень многообразны, но у них есть несколько общих черт – они постоянно растут, не умеют передвигаться, сами создают себе питание.

 

Строение растений.

 

Все растения выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы.

Рассмотрите  картинку  и  скажите  , какие  части  есть  у  этого цветущего растения?

 - Как вы думаете, для чего нужны  корни  растению? (удерживают растение,  кормят  его ).

 - Это стебель  -  по  нему  проходят  питательные вещества к листьям и цветам).

  - Это листья. Для чего они нужны? ( дышит листьями – устьица)

 - Это цветок. Он очень украшает это растение, но не  только. После того как цветок опылится, отцветет, на его месте образуется плод с семенами. Есть растения, семена которых умеют летать с помощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных, птиц.  Люди также помогают многим растениям путешествовать: они собирают семена в одном месте, а посадить могут совсем в другом месте. Так вот и путешествуют растения.

Этот процесс называется – размножение растений   (дети повторяют).

 

-Как же происходит процесс размножения семенами  ? (рассмотрим картинку).

 А теперь я вас приглашаю в небольшую лабораторию, где мы с вами  проведём  опыт с землей и узнаем, есть ли в почве воздух.

Проведение опыта.   

Берем ложечкой землю и высыпаем в стакан с водой если появятся пузырьки, значит там есть воздух.

     Появился? (Да).

 Вывод: В почве есть воздух, он нужен для дыхания корней.

 

-Растения размножаются не только семенами, есть и другие способы. Сейчас на улице холодная  зима, но  у  нас  в  группе есть наши зелёные друзья – комнатные растения.

- Для чего нужны комнатные растения ? ( украшают помещение, создают  уют, очищают воздух, лечат). 

  Вывод: поэтому  мы их любим и оберегаем.

-А почему комнатные растения даже зимой растут у нас и остаются зелёными ?

-Какие комнатные растения есть в нашей группе ?

-Какие правила ухода за растениями вы знаете ?

-Сегодня  мы  познакомимся с новыми способами размножения комнатных растений   -  это  черенкование и размножение  частью листа.

Посмотрите на это удивительное растение. Как оно называется?                    ( сансевьера, «щучий хвост» )

 Его шпагообразные  листья торчат прямо из земли и растут из ползущего корневища.

С давних времен  выращивают сансевьеру в Индии (находят ее на глобусе).

Из волокна сансевьеры изготавливают крепкие веревки, грубую ткань и морские канаты.

 А у нас сансевьера украшает  группу и  коридор.

Есть у сансевьеры одна особенность: листок, разрезанный на части и высаженный во влажную землю, пускает корешки и из каждой части вырастает новое растение.

Вот  сегодня  мы и попробуем из  большого листа вырастить несколько  маленьких сансевьер  

 ( разрезаю на части ( 8-10 см) листья сансевьеры и показываю, как следует сажать в землю).

Сначала увлажнить землю, сделать в ней палочкой бороздку  в сторону, почти параллельно поверхности, углубить в нее часть листа более чем на половину, прижать влажной землей и накрыть целлофановым пакетом;  получится  маленькая   тепличка.

 Давайте повторим, что будем делать сначала.

 А сейчас выберите черенок растения, который бы вы хотели посадить.

Приступаем к работе.

 

Практическая работа  ( посадка  растений детьми).

 

Подведение итогов.

 

- С каким способом  размножения мы с вами познакомились?

                          (частями листа  и  черенкованием).

 

 -Землю в цветочнице будем каждый день поливать и время от времени поднимать баночку. Зачем?  (чтобы растение дышало).

Когда растение укоренится, пакеты   мы снимем , а растения отдадим Буратино, а он отнесёт в школу.

- А  в  следующий раз мы познакомимся с другими способами размножения.

Спросить  у  детей :   черенок какого растения ты посадила? (посадил ).         

- Что  вам  больше  всего  запомнилось или

понравилось  ?

 

Ты  должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А  чтоб увидеть добрые их лица

И  доброе лицо им показать !

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_pid_posadim_komnatnye_rasteniya.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по природно-исследовательской деятельности «Посадим растения сами»

Старшая  группа №9  «Ромашка»

Воспитатель Маркушева А.Ф.

Ход:

Организационный  момент.

Здравствуй, небо голубое  (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое  (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок  (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Загадывание загадки.

-К нам сегодня пришёл герой знакомой вам сказки, а кто он  - догадайтесь.

У отца  был  мальчик странный, 
Необычный, деревянный, 
На земле и под водой 
Ищет ключик золотой, 
Всюду нос сует свой длинный… 
Кто же это? ...                  ( Буратино)

Мотивация  (игровой момент).

Воспитатель ( от имени Буратино):

-Здравствуйте, ребята ! Вы знаете, в какой сказке я живу?

После того, как мы с моими друзьями открыли волшебную дверь золотым ключиком, я стал послушным – всегда слушаю своего папу Карло. А ещё  я  стал  благоразумным  и  по  совету Умного Сверчка  стал ходить в школу; я там учусь читать, писать, считать – мне  всё  в школе нравится !  Но  только….

Воспитатель:

-Что? Что  тебе  там  не  нравится  ?

Буратино:

- Там  совсем  нет  никаких  растений….И я  пришёл  к  вам  за  помощью.

Воспитатель:

-Поможем , ребята ?  А как  можно  помочь  ему  ??  

Садись, Буратино, и слушай.

Актуализация  знаний.

Воспитатель:

Встречаешь их везде: и в клумбе и в горшке,

И в парке,  и в саду, и даже на пруду.

Поднимут настроение зеленые…               ( растения ).

- Мы с вами живём на чудесной планете Земля. На нашей планете можно встретить очень много самых разных растений. Не зря в пословице говорится:  «Растение – Земли украшение».

- Где встречаются растения  ? ( ответы детей : по всему земному шару, на лугах, в полях, в горах, в лесах, в степях, и даже на скалах, и в сыпучих песках, и в воде)

 - Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания людям и животным; они делают воздух чище. Но для того, чтобы растения росли, им нужны определённые условия.  Назовите, какие ? (ответы детей : тепло, свет, воздух, питание).

- Наука, изучающая растения, называется ботаника. На земле существует огромное множество растений, они очень многообразны, но у них есть несколько общих черт – они постоянно растут, не умеют передвигаться, сами создают себе питание.

Строение растений.

Все растения выглядят по-разному, но почти у все них есть общие органы.

Рассмотрите  картинку  и  скажите  , какие  части  есть  у  этого цветущего растения?

 - Как вы думаете, для чего нужны  корни  растению? (удерживают растение,  кормят  его ).

 - Это стебель  -  по  нему  проходят  питательные вещества к листьям и цветам).

  - Это листья. Для чего они нужны? ( дышит листьями – устьица)

 - Это цветок. Он очень украшает это растение, но не  только. После того как цветок опылится, отцветет, на его месте образуется плод с семенами. Есть растения, семена которых умеют летать с помощью ветра, некоторые семена переносятся с помощью животных, птиц.  Люди также помогают многим растениям путешествовать: они собирают семена в одном месте, а посадить могут совсем в другом месте. Так вот и путешествуют растения.

Этот процесс называется – размножение растений   (дети повторяют).

-Как же происходит процесс размножения семенами  ? (рассмотрим картинку).

 А теперь я вас приглашаю в небольшую лабораторию, где мы с вами  проведём  опыт с землей и узнаем, есть ли в почве воздух.

Проведение опыта.   

Берем ложечкой землю и высыпаем в стакан с водой если появятся пузырьки, значит там есть воздух.

     Появился? (Да).

 Вывод: В почве есть воздух, он нужен для дыхания корней.

-Растения размножаются не только семенами, есть и другие способы. Сейчас на улице холодная  зима, но  у  нас  в  группе есть наши зелёные друзья – комнатные растения.

- Для чего нужны комнатные растения ? ( украшают помещение, создают  уют, очищают воздух, лечат).  

  Вывод: поэтому  мы их любим и оберегаем.

-А почему комнатные растения даже зимой растут у нас и остаются зелёными ?

-Какие комнатные растения есть в нашей группе ?

-Какие правила ухода за растениями вы знаете ?

-Сегодня  мы  познакомимся с новыми способами размножения комнатных растений   -  это  черенкование и размножение  частью листа.

Посмотрите на это удивительное растение. Как оно называется?                    ( сансевьера, «щучий хвост» )

 Его шпагообразные  листья торчат прямо из земли и растут из ползущего корневища.

С давних времен  выращивают сансевьеру в Индии (находят ее на глобусе).

Из волокна сансевьеры изготавливают крепкие веревки, грубую ткань и морские канаты.

 А у нас сансевьера украшает  группу и  коридор.

Есть у сансевьеры одна особенность: листок, разрезанный на части и высаженный во влажную землю, пускает корешки и из каждой части вырастает новое растение.

Вот  сегодня  мы и попробуем из  большого листа вырастить несколько  маленьких сансевьер  

 ( разрезаю на части ( 8-10 см) листья сансевьеры и показываю, как следует сажать в землю).

Сначала увлажнить землю, сделать в ней палочкой бороздку  в сторону, почти параллельно поверхности, углубить в нее часть листа более чем на половину, прижать влажной землей и накрыть целлофановым пакетом;  получится  маленькая   тепличка.

 Давайте повторим, что будем делать сначала.

 А сейчас выберите черенок растения, который бы вы хотели посадить.

Приступаем к работе.

Практическая работа  ( посадка  растений детьми).

Подведение итогов.

- С каким способом  размножения мы с вами познакомились?

                          (частями листа  и  черенкованием).

 -Землю в цветочнице будем каждый день поливать и время от времени поднимать баночку. Зачем?  (чтобы растение дышало).

Когда растение укоренится, пакеты   мы снимем , а растения отдадим Буратино, а он отнесёт в школу.

- А  в  следующий раз мы познакомимся с другими способами размножения.

Спросить  у  детей :   черенок какого растения ты посадила? (посадил ).         

- Что  вам  больше  всего  запомнилось или

понравилось  ?

Ты  должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А  чтоб увидеть добрые их лица

И  доброе лицо им показать !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительской встречи на тему "О самом важном - об игре и игрушках!"

Данный материал предназначен для проведения встречи с родителями детей I младшей группы детского сада для ознакомления их с особенностями и организацией игровой деятельности детей 2-3 лет. Представлен...

Конспект НОД для открытого коллективного просмотра "Самое ценное" ( старшая группа) /познавательно-речевая ситуация социально-нравственного содержания/

Через доступные формы дети знакомятся с понятием члены семьи. Через сказочный пример ребенок сам осознает что самое ценное в жизни. Наблюдается обагащение словаря по теме НОД, развитие навыков творчес...

Конспект по экологии на тему Ласка самый маленький хищник наших лесов

Систематизировать представление детей о лесных хищных животных. Познакомить с особенностями внешнего вида способом передвижения, питания, размножения, местом обитания....

Собственная методическая разработка конспект занятия НОД ОО познавательное развитие "Самое дорогое на свете здоровье"

1.   Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам, соот­нести знания ребенка о культуре тела и гигиене с реальными действиями по уходу за собой, развивая и закрепляя умени...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему: «Самый дорогой на свете человек - мама»

Печерина Виктория Владимировна - воспитатель, социальный педагог, МДОУ "Детский сад "Золотой петушок" ЯНАО Надымский район п.Пангоды...

«ИНТЕГРАЦИЯ РЕЧЕВОЙ И ПРИРОДНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста, всестороннее развитие личности ребенка, приобщение к человеческим ценностям, формирование творческого воображения, развития лю...

Конспект НОД "Эколята- молодые защитники природы. Самые-самые" старшая группа

ЦЕЛЬ: показать многообразие животного мира на примере животных-рекордсменов.ЗАДАЧИ: - Познакомить с животными-рекордсменами;- Сформировать представление о необходимости защиты природного мира; - ...