Конспект образовательной деятельности по теме "Газообразные вещества.Воздух" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Организация познавательно-исседовательской деятельности с детьми по теме "Газообразные вещества. Воздух" посредством экспериментальной практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gazoobraznye_veshchestva.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

Колосовского муниципального района Омской области

«Таскатлинская основная школа»

Конспект образовательной деятельности

по теме «Газообразные вещества. Воздух»

в подготовительной группе

Подготовила:

Сивец Людмила Владимировна,

 воспитатель

Образовательная деятельность в подготовительной группе по теме «Газообразные вещества. Воздух»

Образовательные области: познавательное развитие.

Цель: познакомить  с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.

Образовательные задачи:

- расширить и углубить знания детей о свойствах воздуха;

- обобщить имеющиеся у детей знания об органах чувств;

- формировать  умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;  

 Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес;

- развивать правильное дыхание;

- укреплять глазные мышцы, предупреждать утомление;

Воспитательные задачи:

- воспитывать аккуратность при работе.

Материал: тазик с водой, пластмассовые стаканы и трубочки на каждого ребенка, веера на каждого ребенка, воздушные шарики на каждого ребенка, картинка с Пятачком, полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, контейнеры  из-под киндеров с запахом и без запаха, халаты.

Ход образовательной деятельности

1 Организационный момент.

 Воспитатель:  Ребята, я сегодня встретила одного сказочного героя. Отгадайте, кто это.

У него для детворы

Есть воздушные шары

Имеет хвостик, как крючок

Поросенок…..

Дети: Пятачок.

Воспитатель: Молодцы! А вот и он.

(Выставляется картинка  Пятачка  с двумя шариками)

Воспитатель:  Пятачок  такой грустный, потому что вчера надул два шарика, чтобы подарить их Винни-Пуху, а утром проснулся и заметил, что один шарик стал меньше! Подскажите, как такое могло произойти? (Он сдулся).

Воспитатель: Ребята, надо помочь Пятачку! Поможем?

А что сделать, чтобы шарик опять стал большой?  Чем наполнить шарик, чтоб он опять «вырос»? (Ответы детей)

Но Пятачок не знает, что такое воздух. Что делать? Как помочь? ( Все ему рассказать о воздухе).

2 Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, почему шарик  называют воздушным? (Потому что внутри него воздух).

Воспитатель:  А как вы думаете, где ещё находится воздух? (Он повсюду).

Воспитатель: А в нашей группе он есть? ( Да!)

Воспитатель: Давайте проверим?

Опыт «Поиск воздуха»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Положите  его в руку и сожмите в кулак. Посмотрите. Что в нем? (Пусто).

Воспитатель: Теперь, стоя на месте, мы будем размахивать пакетом из стороны в сторону, закрутим пакет.  Попробуйте сейчас сжать пакет. (Не сжимается).

Воспитатель: Как вы думаете, что в пакете? ( В пакете воздух).

Воспитатель: Откройте пакет и выпустите воздух. Что произошло с пакетом? Интересно, почему? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?  (Воздух есть вокруг нас, он заполняет емкости).

Воспитатель:  Молодцы! Чем мы с вами вдыхаем воздух? (Ответы детей).

Воспитатель:  Давайте вдохнем легко и плавно носом и выдохнем ртом.

- А теперь вдохнем протяжно ртом и выдохнем носом.

- Что мы вдыхали носом и ртом? (Ответы детей).

- Скажите,  что такое воздух? (Ответы детей).

- Мы живем на дне огромного воздушного океана – атмосферы. Воздух - это смесь газов, необходимых для всего живого на Земле: растений, животных и людей.

Воспитатель: Скажите, ребята, а чем  мы с вами видим? (Глазами).

Воспитатель: Давайте попробуем увидеть воздух глазами.

Гимнастика для глаз (проводится 2 раза)

Вправо  смотрим – ничего,

Влево смотрим – ничего.

(Резко переводят взгляд вправо-влево).

Раз-два, раз- два – посмотри.

Воздух в комнате найди.

Глазки шире распахни

(Выполняют круговые движения).

Вверх глаза ты подними,

(Глаза смотрят вверх).

Вниз скорее посмотри.

(Глаза опускают вниз).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, мы так и не увидели воздух. Значит, воздух какой?  (Невидимый, прозрачный).

Опыт «Ветер – движение воздуха»

Воспитатель:  Ребята, воздух всегда вокруг нас, как можно его почувствовать? (Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь).

Воспитатель: Попробуем с помощью воздуха устроить ветер. Возьмите веера с подноса и помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что  чувствуете? (Легкий ветерок).

Воспитатель: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому мы ощущаем легкий ветерок. Какой вывод сделаем? (Когда воздух движется, получается ветер). Хотите еще устроить  ветер? (Да). Тогда повторяйте движения вместе со мной.

Физкультминутка «Ветер»

(Движения выполняются по содержанию текста сначала одной рукой, затем веер перекладывают в другую руку и делают то же самое).

Ветер дует на меня,

(Веером машут на себя).

Ветер дует от меня,

(Веером машут от себя).

Ветер дует высоко,

(Встают на носки).

Ветер дует низко,

(Садятся на корточки).

Ветер дует далеко,

(Отводят руки в стороны).

Ветер дует близко,

(Машут на себя).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, интересно узнать, где же еще находится воздух? Чтобы выяснить это, пройдем в лабораторию. Надеваем халаты и заходим.

Опыт «Воздух в стакане»

Воспитатель: Как вы думаете,  что в этом стакане? (Ответы детей).

Воспитатель: А вот сейчас мы и проверим.

Перед детьми тазик с водой, стаканчики стоят на подносе. Воспитатель предлагает повторять за ним действия.

Воспитатель:  Переверните стакан вверх дном и медленно опустите его в тазик, стакан держим  ровно, чтобы вода в него не попала. Что получается? Почему стакан остался сухим? Почему вода не попадает в стакан?  Какой вывод сделаем? (Вода не попадает в стакан, потому что там есть воздух, и он не пускает воду).

Воспитатель:   Ребята, опустите снова стакан в воду, но теперь держать его надо не прямо, а немного наклонив. Что происходит? (Ответы детей).

Воспитатель:  Видны пузырьки. Откуда они взялись? ( Воздух выходит, стакан набирается водой). А вы говорили, что в стакане ничего нет. Что мы можем сказать  об этом стакане? (Ответы детей).

Молодцы! Ребята, воздух легче воды. Сейчас мы это проверим. Возьмите минеральную воду, в которой много пузырьков воздуха и налейте в чашку, туда же бросьте маленькие кусочки пластилина. Что произошло с ними? (они утонули) Что происходит теперь? Пузырьки воздуха облепили наши кусочки пластилина, он стал легче и поднялся вверх на поверхность воды.

Вывод: Значит, что скажем про воздух? (Воздух легче воды).

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель: Ребята, интересно, есть ли воздух внутри нас? Как можно узнать? (Ответы детей).

Сделайте губы трубочкой и выдохните на ладонь. Какой воздух почувствовали? (Холодный). Теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой воздух почувствовали? (Теплый). Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можно заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своём здоровье. Перед вами стакан с водой и трубочка. Будем вдыхать носом, а выдыхать ртом в трубочку. Что наблюдаем? (Воздух выходит из легких, проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочку в виде воздушных пузырьков). Какой сделаем вывод? (Мы дышим воздухом, у нас в легких есть воздух).

Воспитатель: Ребята, мы вдыхали воздух через нос, выдыхали ртом, не видели глазами. А можно его услышать?

Опыт «Воздух можно услышать»

Воспитатель:  Чем мы слышим? Воздух можно услышать. Надуем шарики.   Что внутри шариков? (Ответы детей). Чтобы услышать воздух, спустите шарики. Что происходит? (Ответы детей). Какой вывод сделаем? (Звук возникает, когда воздух дрожит, тогда мы можем его услышать).

Опыт «Воздух не имеет запаха»

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух? (Ответы детей). Предлагаю в этом убедиться. Я раздам вам коробочки с запахом, вам нужно понюхать и встать к соответствующему предмету. ( Дети нюхают разные запахи и делятся на 4 команды: 1 – лук, 2 – лимон, 3 – духи, 4 – без запаха).

Воспитатель: Какой вывод делаем? (Воздух не имеет запаха, запах ему придают окружающие его  вещества).

Рефлексия:

Воспитатель:  Ребята, повторим Пятачку еще раз все, что знаете о воздухе.  

Пальчиковая гимнастика «Что мы знаем о воздухе»

Раз, два, три, четыре,

(Сгибаем, разгибаем пальцы).

Мы про воздух говорили.

(Раскрыть ладони).

Легче он простой воды,

Не увидишь его ты.

(Поднести кулачки к глазам «бинокль»).

Запахом не наделен.

(Указательным пальцем отрицательные движения).

Человеку нужен он.

Чтоб здоровыми нам быть,

Надо с воздухом дружить.

(Большими  пальцами на себя.

Сгибаем, разгибаем пальцы).

Воспитатель:  Ребята, надуем  Пяточку его шарик.

Игра «Мешочек».

Воспитатель кладёт в мешочек маленький шарик, все дети по очереди дуют на мешок, достаёт большой шарик, дарит Пятачку.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы, хорошо поработали. Теперь Пятачок много знает о воздухе. Спасибо вам.

 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по теме "Воздух" для средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие".

Конспект образовательной деятельности по теме "Воздух" для средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие"....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование) Тема: «Самолёт будущего».

Конспект образовательной деятельности к 23 февраля в старшей группеОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование)Тема: «Самолёт будущего»....

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР в средней группе "Задания старичка- Звуковичка"(Доминирующая образовательная область "Речевое развитие")

Муниципальное автономноедошкольное образовательное учреждениедетский сад №29муниципального образования Каневской районКонспект образовательной деятельностив средней группе(с использованием ЭОР)Тема &l...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (Изобразительная деятельность) «Золотая осень»

Стимулировать желание создать свой рисунок (осенний лес) с помощью нетрадиционной техники рисования манной крупой, (заранее окрашенной в различные оттенки). Совершенствовать технику рисования. Заклады...

Конспект образовательной деятельности "Клубочки для котенка" в младшей группе. Продуктивная деятельность (рисование), образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Клубочки для котенка»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности «Клубочки для котенка».Задачи:Создать условия для  выражения д...