НОД по ознакомлению со свойствами огня «Знакомьтесь, огонь»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Монгуш Чодураа Юрьевна

 

 

Тема: «Знакомьтесь, огонь»

 

Цель: с помощью экспериментов  познакомить детей с некоторыми свойствами огня.

 

Образовательные задачи:
-развивать умение наблюдать, делать выводы;
-учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи:
-развивать память, сообразительность;
формировать умение понимать обращенную речь воспитателя.

Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство заинтересованности к проведению опытов.

 

 

Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.

Предварительная работа: заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне, чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого  о пожарах.

Словарная работа: костер, пламя, парафин, инопланетян


Интеграция  образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Физическое»
 

Содержание организованной деятельности детей.

 

Воспитатель:                                    Нам без доброго огня

                                                           Обойтись нельзя ни дня.

                                                           Он надежно дружит с нами:     

                                                           Гонит холод, гонит мрак.

                                                           Он приветливое пламя

                                                           Поднимает словно флаг.                

                                                           Нам огонь хороший нужен .

                                                           И за то ему почет,

                                                           Что ребятам греет ужин,

                                                           Режет сталь  и хлеб печет!

 

Воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные  вопросы к беседе:

- Кто развел костер?

- Что вы делали  у горящего костра?

-  Вы любите смотреть на пламя костра?

- Вы были у костра одни или со взрослыми?

- Что вы сделали с костром перед уходом?

Ребята, представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне. Как вы думаете ,  удивились бы они, увидев пламя костра?  Я думаю , что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?

Ребята отвечают утвердительно.

-Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но  посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу).

Дети называют предмет.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте).

- Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.

- А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

           Ребята делятся своими результатами наблюдения:

  - внутренняя часть пламени самая светлая;

- средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;

- внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее свет.

-  А сейчас мы узнаем , какая часть пламени самая горячая?

Опыт 1.

Воспитатель:

- Сейчас  я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить.(Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод,  что из трех частей пламени самая горячая - верхняя).

- Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете , что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру,  гвоздь сделан из железа, стол из …(дерева) подсказывает дети.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят.(Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

- Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи – мы сейчас узнаем.

Опыт 2.

Воспитатель:

 - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени.(Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)

- А теперь  я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко.(Снова показывает дно чашки.)

             Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает , что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

 Физминутка

 Малоподвижная игра  «У кого огонь» (передача воздушного шара друг другу)

Опыт 3.

  Воспитатель: 

- Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная.)

- А сейчас  я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горячую свечку . Смотрите внимательно . Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети: Появились капли воды стенках. Стенки  банки запотели, а свечка погасло.

- Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Дети приходят к выводу, что огня не хватило воздуха.

- Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар,  взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)

- Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводы опыты с огнем.

Дети:

- Пламя  состоит из трех частей . Самая горячая часть пламени – верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух, Огонь могут разжигать только взрослые.

 - Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomtes_ogon.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Мишутка» г. Ак-Довурак

     СОГЛАСОВАНО                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                            

Заведующим МБДОУ дс «Мишутка»                                                                     заместителем зам по ВМР

____________ Бовей Л.К.                                                                                       _____________/Монгуш С.К/.

от «___»_____________ 2016 г                                                                            от  «____»______________ 2016 г

Занятие по ознакомлению со свойствами огня

«Знакомьтесь, огонь»

Подготовила:  воспитатель

Монгуш Чодураа Юрьева

 Ак-Довурак 2016 г

Тема: «Знакомьтесь, огонь»

Цель: с помощью экспериментов  познакомить детей с некоторыми свойствами огня.

Образовательные задачи:
-развивать умение наблюдать, делать выводы;
-учить детей видеть противоречия, уметь их решать.

Развивающие задачи:
-развивать память, сообразительность;
формировать умение понимать обращенную речь воспитателя.

Воспитательные задачи:
-воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
воспитывать чувство заинтересованности к проведению опытов.

Оборудование: парафиновая свеча, спички, стеклянная банка, белая фарфоровая чашка.

Предварительная работа: заучивание пословиц и разгадывание загадок об огне, чтение рассказов Б. Житкова и Л. Толстого  о пожарах.

Словарная работа: костер, пламя, парафин, инопланетян


Интеграция  образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Физическое»

Содержание организованной деятельности детей.

Воспитатель:                                    Нам без доброго огня

                                                           Обойтись нельзя ни дня.

                                                           Он надежно дружит с нами:      

                                                           Гонит холод, гонит мрак.

                                                           Он приветливое пламя

                                                           Поднимает словно флаг.                

                                                           Нам огонь хороший нужен .

                                                           И за то ему почет,

                                                           Что ребятам греет ужин,

                                                           Режет сталь  и хлеб печет!

Воспитатель проводит беседу с детьми. Примерные  вопросы к беседе:

- Кто развел костер?

- Что вы делали  у горящего костра?

-  Вы любите смотреть на пламя костра?

- Вы были у костра одни или со взрослыми?

- Что вы сделали с костром перед уходом?

Ребята, представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне. Как вы думаете ,  удивились бы они, увидев пламя костра?  Я думаю , что удивились бы обязательно. Более того, они попросили бы вас рассказать им, что это такое. А вы сами хотите узнать, что такое огонь?

Ребята отвечают утвердительно.

-Костра в помещении мы, конечно же, разводить не будем. Но  посмотрите, что это у меня? (Показывает свечу).

Дети называют предмет.

Ребята, расскажите, пожалуйста, какая она? (По цвету, высоте).

- Сейчас я зажгу свечу, и мы с вами, словно настоящие ученые, будем исследовать свойства огня.

- А начнем мы вот с чего. Давайте для начала выясним, как окрашено пламя?

           Ребята делятся своими результатами наблюдения:

  - внутренняя часть пламени самая светлая;

- средняя часть самая яркая, именно она и освещает все вокруг;

- внешняя часть самая маленькая и почти незаметная, очень трудно определить ее свет.

-  А сейчас мы узнаем , какая часть пламени самая горячая?

Опыт 1.

Воспитатель:

- Сейчас  я одновременно внесу две длинные спички в нижнюю и верхнюю части пламени. А вы внимательно наблюдайте, что и как будет происходить.(Необходимо повторять действие со спичками до тех пор, пока дети не увидят, что спичка в верхней части пламени загорелась быстрее, и не сделают вывод,  что из трех частей пламени самая горячая - верхняя).

- Теперь мы попробуем еще глубже проникнуть в тайны огня. Вы знаете , что окружающие нас предметы состоят из различных веществ. К примеру,  гвоздь сделан из железа, стол из …(дерева) подсказывает дети.

Воспитатель предлагает детям осмотреться вокруг, указать еще несколько предметов и назвать вещества, из которых они состоят.(Например, шторы, стулья, окна, одежда и пр.)

- Ребята, свеча, которую мы только что с вами зажгли, сделана из парафина. А вот из чего «состоит» пламя свечи – мы сейчас узнаем.

Опыт 2.

Воспитатель:

 - Я беру белую фарфоровую чашку и на несколько секунд подставляю ее донышко в верхнюю часть пламени.(Предлагает детям вместе медленно сосчитать до семи.) Посмотрите, донышко осталось чистым. (Показывает дно чашки.)

- А теперь  я подставлю донышко чашки в среднюю часть пламени. Считайте вместе со мной до семи. И что же? Посмотрите, ребята, на дне чашки образовалось черное закопченное пятнышко.(Снова показывает дно чашки.)

             Воспитатель помогает детям сделать вывод, что пламя в своей средней части содержит частички сажи, и сообщает , что как раз они и делают пламя таким ярким и красивым.

 Физминутка

 Малоподвижная игра  «У кого огонь» (передача воздушного шара друг другу)

Опыт 3.

  Воспитатель:  

- Ребята, посмотрите какая у меня банка. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? (Наводящими вопросами обращает внимание детей на то, что она сухая, прозрачная.)

- А сейчас  я возьму эту сухую прозрачную банку и накрою ею нашу горячую свечку . Смотрите внимательно . Скажите, что-нибудь изменилось?

Дети: Появились капли воды стенках. Стенки  банки запотели, а свечка погасло.

- Может быть, вы догадались, почему это произошло?

Дети приходят к выводу, что огня не хватило воздуха.

- Правильно, ребята. Оказывается, чтобы огонь горел, ему нужен воздух. Если вдруг где-то разгорается пожар,  взрослые берут плотную ткань или одеяло и накидывают на огонь. Как вы думаете, для чего они это делают? (Помогает детям прийти к выводу, что таким образом прекращается доступ воздуха к огню и вследствие этого пламя гаснет.)

- Давайте вспомним, что нового мы сегодня с вами узнали, проводы опыты с огнем.

Дети:

- Пламя  состоит из трех частей . Самая горячая часть пламени – верхняя. В средней части пламени присутствуют частички сажи. Чтобы огонь горел, нужен воздух, Огонь могут разжигать только взрослые.

 - Молодцы, ребята! Вам будет что рассказать и инопланетянам, и своим друзьям, и своим родителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Развитие речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память...

Проект " Знакомьтесь - Огонь"

Краткосрочный проект ля детей разновозрастной группы 4-7 лет...

занятие по ознакомлению с окружающим на тему ""Ознакомление со свойствами песка"

Материал занятия предназначен для детей младшей группы детского сада. Занятие включает игры и эксперименты с песком....

Конспект ООД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе на тему «Ознакомление со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Представленное занятие направленно на ознакомление детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, развитие речи, логического мышления и активизацию словарного запаса детей....