Дидактический материал по теме "Насекомые"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Халилова Нурида Бахадуровна

В комплект "Дидактический материал по теме "Насекомые" входят дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, направленные на развитие речи, двигательной сферы; внимания, мышления и памяти детей дошкольного возраста. Задания подобраны  в соответсвии с программными требованиями и  с учётом  требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ: «НАСЕКОМЫЕ»

Беседа «Что дети знают о насекомых?»

Цели: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках,  питании,  передвижении; развить фразовую речь; активизировать словарь по теме.

Оборудование: книги и картинки с изображением насекомых. Вопросы:

  1. насекомые — это животные или растения;
  1. чем насекомые отличаются от других животных (птиц, зверей, рыб...);
  2. чем похожи все насекомые, что вы знаете о пчелах;
  3. выбрать и назвать насекомых на картинках;
  4. почему насекомых так много;
  5. чем питаются насекомые;
  6. какие животные питаются насекомыми;
  7. что случится, если все насекомые исчезнут;
  8.  что случится, если другие животное не будут питаться насекомыми.

(На наглядном материале должна бить показана разница в размере животных и насекомых.)

Утренняя гимнастка

Цели: поднять эмоциональный, мышечный тонус; закрепить знания о жизни пчел.

Воспитатель вместе с игрушкой пчелой Майей «превращает»  детей в маленьких пчелок из сказки, предлагает отправиться собирать мед.

Примерный набор упражнений: пчела летит, опускает хоботок в цветок, присаживается на цветок балансирует крылышками, строит из воска соты, закупоривает соты с медом, отряхивается после дождя, созывает своих друзей, падает внутрь большого цветка, отдыхает, греется, увертывается от большом' жука, танцует в хороводе.

Словесная игра «Сравнение пчелы со шмелем и осой»

Цели: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе; развить умение сравнивать, обобщать; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме, закрепить понятие «насекомые».

Пчела Майя говорит детям, что ее часто путают со шмелем и осой, а ей очень обидно. Просит детей  найти отличия.

Подвижная игра «Медведь и пчелы»

Цель: развить умение бегать в разных направлениях, ловкость.

Игра-перевоплощение «Пчела защищается вынужденно»

Цель: закрепить знания детой о пчелах; развить память, воображение, эмпатию), вербальную   и невербальную выразительность.

Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»

(по методике «Расскажи стихи руками») Цель: развить память, моторику, умение ориентироваться в пространстве, речь, чувство ритма.

Пчелка трудится весь день И работать ей не лень. От цветка летит к цветку, Клеит на брюшко пыльцу. Хоботком нектар сосет, Задень много соберет. Унесет нектар тот улей И назад вернется пулей.

Дети руками обрисовывают

перед собой круг. Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. Ритмично взмахивают руками-крылышками.

Совершают круговые движения ладонью по животу. Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклоняются. «Раскрывают» перед собой все пальцы.

Обрисовывают в воздухе треугольник.

Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

В сотах утрамбует мед,        Топают ногами.

Скоро ведь зима придет.        Ежатся.

Будет пчелкам чем питаться.        Имитируют движения ложкой.

Летом надо им стараться.        Имитируют накладывание меда

в соты.

Рисование сотовых ячеек по шаблонам

Цель: уточнить форму ячеек в сотах; развить точность движений, мелкую моторику.

Дидактическое упражнение «Помоги пчелкам»

Цель: развить внимание детей; закрепить знания о цветах.  Пчёлка Майя хочет посмотреть, какие дети внимательные, смогут ли они указать путь до цветка каждой пчелке.

Дидактическое упражнение «Последовательность событий»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность событий в жизни насекомых в зависимости от времени года, тепла, причинно-следственные связи; развить речь. Оборудование: карточки с изображением весны, поздней осени, зимы, летающих насекомых, насекомых в коре дерева, мест зимования насекомоядных птиц, птиц, улетающих на юг. Пчёлка Майя просит детей показать и рассказать, почему весной насекомые появляются, а поздней осенью исчезают.

Беседа с детьми о бабочке.

Цель: уточнить знание детей о внешнем виде, месте обитания бабочек; развить речь. Бабочка Лили спрашивает, что дети о ней знают. Вопросы:

  1. можно ли узнать по окраске крыльев, как называется бабочка по-научному? Как называюсь я?
  2. какие названия бабочек вы знаете еще;
  3. чем отличаются эти бабочки;
  4. где они живут;
  5. в каких сказках бабочка является одним из героев.

Утренняя гимнастика

Цель: повысить мышечный тонус, настроение; развить пластику движений, выразительность; закрепить знания о способах передвижения бабочек.

Бабочка Лили «превращает» всех детей в бабочек и предлагает им полететь на цветочную полянку.

Изобразительная деятельность «Где живут насекомые»

Цель: учить рисовать элементы природы: листья, цветы, травинки. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. Материал: лист бумаги с нарисованными контурами насекомых. Карточки с изображением насекомых, фломастеры, карандаши.

Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»

Цель: развить воображение, память, умение видеть мир глазами маленького беззащитного насекомого; сформировать желание защищать бабочек, любоваться ими; развить выразительность речи.

Воспитательговорит о том, что они читали рассказы о бабочках, наблюдали за ними, рассматривали иллюстрации. Предлагает детям «превратиться» в бабочек и побыть немного на их месте.

Наблюдение за бабочками на цветочной клумбе

Цель: закрепить знания детей о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек; закрепить знания об основных цветах спектра и их оттенках; доставить радость от любования красотой цветов и бабочек; сформировать эстетический вкус.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что бабочка Лили куда-то пропала. Делает предположение о том, куда она могла, деться. Слушает мнение детей, предлагает поискать Лили на клумбе с цветами.

Игра-путешествие на луг

Цель: закрепить знания детей о насекомых; развить воображение, выразительность пантомимики, умение ориентироваться в пространстве, звукоподражание, творческую индивидуальность.

Подвижная игра «День и ночь»

(«дневные и ночные бабочки»)

Цель: развить умение действовать по сигналу, передавать способ передвижения бабочки; сдерживаться, выполнять правила игры.

Украшение бабочками на нитке веранды или беседки

Цель: вызвать желание украсить участок для всех.

Чтение рассказов о бабочках

Цель: расширить знания детей о стадиях развития бабочки, особенностях бабочек, живущих в южных странах.

Дидактическая игра «Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые».

Воспитатель говорит детям, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку — серединку цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.п.).

Дидактическое упражнение на внимание «Найди ошибки художника»

Цель: развить внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.

Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

Игра «Соедини точки и узнай, во что превратится гусеница»

Цель: развить точность движений руки, воображение.  Оборудование: карточка, на которой слева нарисована гусеница, справа — точечное изображение бабочки.

Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха»

Цель: закрепить знание содержания сказки; развить выразительность речи и пантомимики; закрепить знания о насекомых.

Поиск муравейника

Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников; активизировать словарь детей.

Дети вместе с педагогом находят муравейник на столе (сделанный из кучки сосновых и еловых иголок и палочек). Педагог уточняет с детьми, какой формы муравейник, из чего муравьи его строят. Просит вспомнить, как помечают муравейники в лесу егеря. Предлагает это сделать из палочек, покрашенных «зеброй».

Поиск сладкого

Цель: закрепить знания о повадках муравья, развить логическое мышление, умение оперировать суждениями.

В муравейнике Кузю не находят. Педагог спрашивает детей, что муравьи очень любят есть (сладкое). Просит сделать предположение о том, где может быть Кузя. Дети находят его в сахарнице или в банке с вареньем.

«Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знания детей об образе жизни, повадках, пользе муравьев; развить диалогическую речь детей; обогатить словарь.

Кузя беседует с детьми о том, что они уже знают о муравьях. Педагог читает рассказ о жизни муравьев (полную картину дает рассказ Н. Романовой «В конце лета»; о пользе муравьев — рассказ В. Пескова «Лечебница под сосной»; о сообразительности муравьев — «О муравьях» Л. Толстого; о разновидностях муравьев - детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?), дети рассматривают иллюстрации. Целесообразно выбрать материал небольшой, по емкий по содержанию.

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

(на развитие чувства ритма)

От друзей муравьишка отстал. Дети приставляют ладони к щекам,

Ой-ой-ой, ой-ой-ой. Ритмично покачивают головой.

Ножку тонкую он поломал. Ритмично сгибают и разгибают ноги.

Ай-ай-ай, ай-ай-ай!

Травкой быстро её обмотал, Ритмично бегут на месте.

В муравейник скорей побежал.

Ну, а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох! Делают ритмичную пружинку.

Стало сразу так страшно, темно. Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли, Соединяют ладошки.

Муравьишку домой принесли.

МО – ЛОД – ЦЫ! Делают ритмичные хлопки.

Совместная деятельность с детьми « Насекомые»

Цель: закреплять умение лепить насекомых. Задачи: развивать наблюдательность; воспитывать бережное отношение к природе. Материал: пластилин, доски, игрушки – насекомые, подставка для лепки: листочки, цветочки.

Трудовые поручения в природе

Дети подражают трудолюбивым муравьям.

Игры с песком

Цель: развить конструктивные навыки; закрепить знание свойств песка.

Дети строят муравейник. Вносят для обыгрывания игрушки-муравьи.

Игра-драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей содержания сказки, задания об особенностях внешнего вида и способа передвижения насекомых; развить артистические способности детей, речь; доставить удовольствие от самовыражения и общения со сверстниками.

Игра-перевоплощение «По муравьиной тропе»

 Цель: развить наблюдательность, воображение, память, умение рассуждать, эмпатию, речь, выразительность речи и движений.

Дидактическое упражнение «Найди различия и сходство»

Цель: уточнить главные отличительные признаки всех насекомых; развить умение сравнивать, общаться, речь. Оборудование: картинки с изображением муравья, бабочки, комара, пчелы.

Обыгрывания басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Читает детям отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», в котором царевич превращается в комара. Спрашивает у детей, догадались ли они, кто придет к ним сегодня г. гости из насекомых.

Загадывает загадки:

Не зверь, не птица, а нос, как спица.

Летит — пищит, сядет — молчит.

Самого не видно — а голос слышно.

Дидактическое упражнение

Цель: развить фонематический слух, звукопроизношение  умение ориентироваться в пространстве.

Пчёлка Майя предлагает детям поискать комара Пискуна, походи п. по группе и попеть песенку комара «З-з-з». «Комар услышит и прилетит». Педагог словами направляет детей в разные стороны. Педагог с Майей находят Пискуна в самой гуще листьев комнатного растения около аквариума. Спрашивает у детей, почему Пискун спрятался именно здесь (любит тень, водоемы).

Рассказ комара о том, откуда он прилетел

(по книге Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел») Педагог предлагает детям превратиться в маленьких комариков  и вместе с комаром Пискуном побольше узнать о жизни комаров:

Утренняя гимнастика

Цель: поднять настроение, мышечный тонус; развить выразительность пантомимики детей; закрепить знания о сноски, и. передвижения комаров, действиях их как сказочных персонажей.

Пискун говорит детям, что за день пролетает много километров, а для этого нужны не только крылья, но и силы. Предлагает детям-«комарикам» поупражняться.

Совместная деятельность с детьми «Насекомое — комар»

Цель: расширить знания детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде комаров; уточнить представление об экологическом равновесии; развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.

Вопросы:

  1. к какому виду живых существ относится комар;
  2. чем комар отличается от других насекомых (пчел, бабочек, муравьев);
  3. чем похожи все насекомые, почему паук не является насекомым (у него 8 пар ног);
  4. почему комары так быстро размножаются и почему их так много;
  5. что случится, если уничтожить всех комаров;
  6. в какое время года появляются комары;
  7. в какой местности их особенно много.

Чтение

Педагог читает рассказ или отрывки из нескольких рассказов о комарах, дети рассматривают иллюстрации, педагог уточняет содержание через вопросы к детям.

Физкультминутка: движения под «Комаринскую»

Совместная деятельность с детьми (ручной труд)

« Стрекоза и жук»

Цель: закреплять умение применять различный материал для изготовления насекомых; развивать творчество; воспитывать интерес к ручному труду. Материал:  для стрекозы: по 2 полоски тонкого пластика 1- 10, проволока 20см, трубочка коктельная, ножницы. Для жука: шишка сосновая, кусочки пластилинов ярких цветов, полоски тонкого пластика 1-10, проволока 3 по 20 ножниц.

Игра «Путешествие по воздуху»

Цель: закрепить представление детей о фауне воздушной среды; развить выразительность пантомимики, речи; сформировать интерес к окружающей природе; доставить радость общения в совместной игре со сверстниками; развить воображение.

Подвижная игра «Поймай комара»

Цель: поупражнять детей в прыжках; развить точность движений, ловкость.

Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом» Цель: развить чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.

Жу-жу-жу – жужжит пчела, — Дети расставляют руки в стороны

  Я лечу издалека                       ритмично помахивают руками.

  Зу-зу-зу – комар пищит —    Указательные пальцы выставляют 

  Укусить скорей спешит         вперед, остальные поднимают, делают ритмичные выбросы рук  попеременно вперед.

  Уф-уф-уф – как паровоз, — ритмично притоптывают ногами.

  Шмель пыхтит, — пыльцу повез.

  Жук гудит: гу-жу, гу-жу. — делают ритмичные хлопки.

  Я любого разбужу.

Дидактическая игра «Где ты живешь?»

Цель: закрепить знания детей о местах обитания разных животных; развить фразовую речь, словарь. Оборудование: коллективная аппликация с изображением разных фрагментов мест обитания животных, фигурки-картинки разных видов животных, в том числе насекомых.

Ребенок должен выбрать животное, назвать его, сказать, где оно живет, чем питается, какие звуки издает, «поселить» его в место обитания на картине-аппликации, которое больше всего подходит ему. Если такого места нет, ребенку предлагается его нарисовать.

Викторина «Что мы знаем о насекомых»

Цель: проверка знаний детей по теме «Насекомые». Пчела Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми, а на прощанье задает вопросы, чтобы проверить их знания о насекомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Дидактический материал "Дидактическая игра с прищепками "Веселый огород""

Малышам понравятся новые, яркие и необычные дидактические игры или «настольный театр» с разноцветными прищепками. Эти пособия для развития мелкой моторики несложно изготовить своими руками...

Дидактический материал в работе с детьми с нарушением зрения. Дидактическая игра «Умные пальчики»

В настоящее время число детей с нарушением зрения постоянно растет, поэтому педагогу необходимо иметь представление о видах нарушений зрения, их проявлениях, особенностях развития детей со зрительными...

Рекомендации для родителей по теме: "Вот какие стали мы большие"Материал содержит дидактический материал для совместной работы с детьми по теме: " Миром правит доброта"

Материал содержит дидактический материал для совместный работы с детьми по теме: " Вот какими стали мы большими"...